Гаджикасимов

      Один из самых известных азербайджан-
  цев в России - Онегин Гаджикасимов,изве-
  стный поэт-песенник.Все мы знаем его пе-
  сни:Алешкина любовь,Восточная песня,Го-
  ворят,я некрасивый...
      Многим также известно,что Онегин кре-
  стился,перешёл в православие,стал монахом
  и был в Оптине,духовный сын схиархиманд-
  рита Илия Ноздрина,стал иеросхимонахом
  Симоном.
      Родился Онегин Хаджи-Касым 4 июня
  1937 года в Баку в семье азербайджанских
  аристократов,принадлежащей к известному
  в Азербайджане роду,среди которых были
  политики,судьи,врачи,литераторы,учителя.
      Его мать,любившая русскую литературу,
  дала сыну имя Онегин в честь героя пушки-
  нского романа в стихах:Евгения Онегина.
      Кстати,младшему брату Онегина дали
  имя знаменитого поэта средневековья Ни-
  зами.
      Фамилия Гаджикасимов - это переделан-
  ная на русский язык фамилия Хаджи-Касым.
      Его дед был кази - мусульманский су-
  дия.Как-то вся семья была в сборе и дед
  предсказывал всем своим внукам кто кем
  будет.Онегину было 2-3 года.Дед посмотрел
  на него и сказал:
     -А этот будет русским...
     Семья Гаджикасимовых жила в центре
  Баку,это была семья азербайджанской ин-
  теллигенции,в доме собирались поэты,му-
  зыканты,кинематографисты,художники,обще-
  ственные деятели.
       Семья была образованной,Онегин вла-
  дел тюркскими наречиями,латынью,читал на
  древнегреческом языке.Особая любовь у
  него была к русскому языку,которым он
  владел филигранно.У него был разговорный
  русский язык:изысканный и метафоричный.
      У Онегина была феноменальная память:
  то,что он прочитал,он помнил даже пост-
  ранично,мог назвать и строки,с какой по
  какую он цитирует произведение.Позже он
  жаловался своим духовным чадам,что хотел
  бы,но не может забыть раз прочитанное им.
      У него была мягкая артистическая на-
  тура,которая,кстати,не помешала ему сбе-
  жать на освоение целины:год или два он
  жил в бараках по 40 человек и больше.
     Это уже потом он в начале 1960-х годов
  поедет покорять Москву.Он сразу поступил
  в Литературный институт имени Горького.
      Песни на его стихи мгновенно полюби-
  лись советскому слушателю,он стал извест-
  ным поэтом песенником,его песни испол-
  няли Муслим Магомаев,Валерий Ободзинский,
  Валентина Толкунова,Полад Бюльбюль-оглы,
  другие известные исполнители советской
  эстрады.
      Его авторские гонорары были до 30 тыс
  в месяц,в то время как зарплата выше 180
  рублей считалась высокой по стране.
      Он купил трехкомнатную кооперативную
  квартиру в Москве,жил на широкую ногу,вел
  богемный образ жизни,одни пирушки сменяли
  другие,огромное количество известных лю-
  дей в стране проторили дорожку к нему в
  дом на пирушки и посиделки.
      Слава,деньги,пирушки с известными ар-
  тистами и певцами - это могло вскружить
  голову многим,если не большинству:человек
  начинает себя чувствовать особым челове-
  ком,не таким как все.Мы смотрим все в
  Наполеоны,двухногих тварей миллионы,ска-
  зал любимый классик.
      Полубогемное детство и богемная жизнь
  известного всем автора модных песен -
  это,конечно,то,о чем и мечтать не мог
  обычный советский человек,тем более,
  никаких духовных запросов у простых
  советских людей и не было:ну там,Неуло-
  вимые мстители,Иван Васильевич меняет
  профессию...А это духовные запросы?
      Онегин потом будет вспоминать про
  это своё звездное время и скажет,что
  при всем при том чувствовал себя не в
  своей тарелке,как будто чего-то не
  хватало на самом деле:чего-то родного,
  настоящего.
       Он стал русским поэтом,феноменально
  владеющим и любящим русский язык.Но как
  стать русским,дед,если ты не православный
  человек?
       Благодаря его песням стали известны-
  ми Валерий Ободзинский,Полад Бюльбюль-
  оглы,группа "Весёлые ребята".
       Но вскоре его перестали приглашать
  на радио и телевидение,Онегин остро пере-
  живал несправедливость.Как вспоминает
  Юрий Антонов,во всей этой истории запрета
  Гаджикасимова огромную роль сыграла бана-
  льная человеческая зависть.
        продолжение 1
 
 
      


Рецензии