Иначе нельзя

Иначе нельзя…

Воспитание новых поколений на памяти о павших героях является главным оружием для обеспечения будущего России. Из этого складывается «надега» Родины на будущее.

Владимир Владимирович Путин – президент РФ

 

Пролог.

Здесь, на этой земле, некогда гудели дубравы, словно медные колокола, и ветер, как седой жрец, кадил над нивами ароматом спелой ржи. Здесь дети смеялись звонко, а старики, прикрыв глаза морщинистыми веками, читали в закате древнюю книгу бытия, зная: за тьмой - свет, за смертью - воскресение. Но пришли иные ветра - черные, пропитанные гарью, несущие не жизнь, а погибель. И тогда пахари, чьи руки знали только соху, сжали винтовки. Матери, певшие колыбельные, стали писать письма, которые пахли слезами и порохом. Юноши, мечтавшие о любви, бросались под гусеницы танков, чтобы остановить железную смерть.

        ***

Герои не падают с неба, как манна. Их вынашивает земля - не та, что закована в асфальт, а та, что пропитана кровью, вспоена слезами, усеяна костями. Земля, которая помнит лязг штыков, хрип умирающих, предсмертный шепот: «За Родину…» Она вбирает в себя боль, как губка, а потом рождает из этой боли алые маки, и дети, резвящиеся на лугах, даже не ведают, что бегут по могилам.

Как взрастить героя? Прежде всего - не дать памяти истлеть в прахе времён. Ибо народ, забывший свое прошлое, превращается в стадо, бредущее на убой. Он бродит по миру, слепой и глухой, не зная, зачем живёт, не понимая, за что стоит умереть.

Не говорите мальчишке о «подвигах вообще»:

- расскажите ему, как его ровесник, пятнадцатилетний паренёк, сжал в ладони гранату и шагнул навстречу врагу, чтобы те не прошли;

- о том, как хрупкая девушка-санинструктор, стиснув зубы, тащила на себе раненых, пока пуля не оборвала ее песню;

- о том, как солдат, замерзая в снегу, выцарапывал на льду последнее слово - «мама».

… Героизм - не в абстракциях. Он - в судьбах. В осознании: эти люди могли бы жить, могли бы любить, могли бы нянчить внуков - но они выбрали смерть.

За тебя!

Современный мир шепчет: «Хватай, потребляй, бери свое». Мир героев гремит: «Отдай всё, если Родина зовет».

Мы разучились жертвовать. Нам неловко страдать, стыдно видеть смерть. Мы ждем, что «кто-то» спасет нас, «кто-то» защитит, «кто-то» положит душу за други своя. Но героизм - это когда ты сам встаешь на краю пропасти и говоришь: «Я».

Воспитать героя - значит выковать его дух в горниле истории, испепелив в нём искру трусости пламенем бессмертных подвигов. Не «умный в гору не пойдет», а «если не я - то кто?». Не «моя хата с краю», а «я - последний рубеж».

Но одной ненависти мало. Злоба к врагу не сделает тебя героем - только фанатиком. Истинная сила - в любви. В той любви, что заставляет бойца, истекая кровью, прикрыть собой товарища. В той любви, что заставляет мать, сжимая кулаки, благословлять сына на смертный бой.

Любовь к родным просторам, к отчему порогу, к детскому смеху, к запаху свежеиспеченного хлеба, к грубоватому голосу отца. Любовь, которая сильнее страха.

И вот он - час истины. Ветер воет в оборванных проводах, земля стонет от разрывов, и где-то в темноте плачет ребенок. Герой - не сверхчеловек. Он - просто тот, кто в последний миг понимает: да, страшно. Но назад - нельзя.

N.B. Как воспитать поколение героев? Научить их, что есть вещи дороже жизни. Что честь - не пустой звук. Что предательство - хуже гибели. Что земля, политая кровью предков, священна.

И тогда, когда грянет гром испытаний, они встанут. Не по приказу. Не из-под палки.

P.S. А потому, что иначе нельзя…

Илья Александрович Игин - член Российского союза писателей.


Рецензии