Это все не правда, Мария! Я люблю тебя, Мария!

 
фото принадлежит unicomradio.com
это 80m Wire Pyramidal Antenna

Любовь неподсудна!

В счастливые советские времена, где-то в середине 60-х,  одно время довольно часто звучала на туристических слетах у костра, да и в союзном эфире,  песня Юрия Визбора про три минуты тишины и про судно, под названием Кострома.  Напомню:

По судну «Кострома» стучит вода,
В сетях антенн качается звезда,
А мы стоим и курим - мы должны
Услышать три минуты тишины.

Молчат в морях Земли все корабли,
Молчат морские станции земли,
И ты ключом, приятель, не стучи,
Ты эти три минуты помолчи.

Быть может, на каком борту пожар,
Пробоина в корме острей ножа.
А,  может быть, арктические льды
Корабль не выпускают из беды...

Но тишина плывет, как океан.
Радист сказал: «Порядок, капитан».
То осень бьет в антенны, то зима,
Шесть баллов бьют по судну «Кострома».


А вскоре, в одной из центральных газет, кажется это были Известия, появилась  статья, под заголовком «Это неправда, Мария, я люблю тебя»!
Публикация всколыхнула общественность, получила широкую огласку. Рассказ был опубликован от имени радиста, ходившего в рейсы на одном из советских торговых судов. То есть, поведал эту историю миру свидетель этого события.  А история случилась следующая...

Впрочем, прежде, чем я перейду к самой истории, надо кое-что пояснить читателю.  Дело в том, что в целях обеспечения безопасности судов и людей, бороздящих Мировой океан, два раза в течение каждого часа, - с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю, то есть, 48 раз в сутки в мировом эфире наступают   три минуты тишины.

В это время прерываются на полуслове все  сообщения, все радио-переговоры, и радисты всего мира настраиваются на частоту 500 герц.  Именно на этой частоте суда, терпящие бедствие,  выходят в эфир, призывая помощь.
Я не могу утверждать, что эта система продолжает работать и сегодня, - слишком напряжена обстановка в мире,  но в те времена, когда Юрий Визбор написал свою знаменитую песню про судно «Кострома»по которому «стучит» вода, система действовала.

И, кстати, впервые сигнал бедствия прозвучал в эфире 14 апреля 1912 года с печально знаменитого «Титаника». Сегодня уже мало кто знает, что радист «Титаника» тогда передавал в эфир оба сигнала — и SOS, и CQD.

Однако, зона распространения сигнала этой частоты всего 400 — 500 миль.
И 14 апреля 1912 года в «зоне приема» этого сигнала, действительно, находился другой корабль,  он вполне мог подойти к «Титанику» и спасти какую то часть пассажиров тонущего корабля.

К несчастью, радист судна, принявшего сигнал бедствия,  в тот момент из рубки отлучился. В каком-то фильме об этой трагедии в радиорубке были даже видны часы с красным трёхминутным сектором. Это так и было.

И вот с тех пор, как был введен режим молчания в мировую практику, среди моряков, среди профессионалов - радистов считалось преступлением, нарушение этого супер-важного,  международного договора…

И однажды такое нарушение все-таки произошло. Было это, по словам очевидца,  в северной Атлантике... Тогда в мировом эфире именно в то время, когда все  замерев вслушивались в тишину, в напряженном эфире прозвучала следующая фраза:

- Мария, прошу тебя! Это всё неправда! Мария, слышишь, я люблю тебя!

Слышали этот крик о помощи, если не  все, то очень многие, ибо в эти три минуты весь мир вслушивается в эфир, а уж спасательные службы делают это обязательно.

Но, ни один радист не отметил это нарушение в судовом журнале и не сообщил о нём! Если бы сигналы о нарушении радиомолчания поступили бы тогда в соответствующие службы, и радиста-нарушителя и судно - источник сигнала  легко определили бы по пеленгу.

Но таких заявок не было. А публикация в советской газете появилась значительно позже.

Естественно, люди, причастные к теме,  широкая общественность, после публикации широко обсуждали тему,  были предположения, кто же такая эта таинственная Мария.

Однако подлинность этой истории сомнению не подвергалась, личность Марии, которую так отчаянно любил радист, нарушивший Международное законодательство, так и остались неизвестны.

Предположения высказывались самые разные. Возможно это была какая-то радистка с берега, ведь эфир в эти минуты молчания слушают не только суда, но и порты, и все береговые службы...

По международным договорённостям каждый час - с 15-й по 18-ю минуту, - и с 45-й по 48-ю слушают все радиотелеграфисты и вся Морская подвижная служба.

А в МПС входят  не только все радиостанции, установленные  на судах, самолётах и вертолётах спасательной и ледовой служб. Но и радиостанции, установленные на буровых платформах и других подвижных объектах в море.  Сюда же относятся все береговые радиостанции, осуществляющие радиосвязь с перечисленными выше объектами.
 
МПС - служба серьезная. От ее работы зависит  безопасность мореплавания и, нередко,  сохранность человеческой жизни на море. Кроме этого, МПС руководит  работой флота, портов, управлений, пароходств, береговых предприятий, экспедиций и прочих организаций. Не буду перечислять все, что входит в обязанности МПС, скажу только о главном.

Именно эта служба -МПС - обладает всем объемом информации, и, в случае получения сигнала бедствия, немедленно перенаправляет ее во все причастные ведомства,
Таким образом, все радиостанции во всем мире в эти оговоренные правилами три минуты, прекращают передачу любой информации и слушают радиоэфир, на частоте 500 кГц. Вне частотного диапазона 485—515 кГц радиообмен ведется только береговыми радиостанциями в рамках циркулярных передач. А вот для морских радиотелефонных систем минуты молчания назначены каждый час с 0-й по 3-ю и с 30-й по 33-ю. И частота для таких переговоров - 2182 кГц.


Рецензии