Это все не правда, Мария! Я люблю тебя, Мария!

 
фото принадлежит unicomradio.com
это 80m Wire Pyramidal Antenna

Любовь неподсудна!

В счастливые советские времена, где-то в середине 60-х,  одно время довольно часто звучала на туристических слетах у костра, да и в союзном эфире,  песня Юрия Визбора про три минуты тишины и про судно, под названием Кострома.  Напомню:

По судну «Кострома» стучит вода,
В сетях антенн качается звезда,
А мы стоим и курим - мы должны
Услышать три минуты тишины.

Молчат в морях Земли все корабли,
Молчат морские станции земли,
И ты ключом, приятель, не стучи,
Ты эти три минуты помолчи.

Быть может, на каком борту пожар,
Пробоина в корме острей ножа.
А,  может быть, арктические льды
Корабль не выпускают из беды...

Но тишина плывет, как океан.
Радист сказал: «Порядок, капитан».
То осень бьет в антенны, то зима,
Шесть баллов бьют по судну «Кострома».


А вскоре, в одной из центральных газет, кажется это были Известия, появилась  статья, под заголовком «Это неправда, Мария, я люблю тебя»!
Публикация всколыхнула общественность, получила широкую огласку. Рассказ был опубликован от имени радиста, ходившего в рейсы на одном из советских торговых судов. То есть, поведал эту историю миру свидетель этого события.  А история случилась следующая...

Впрочем, прежде, чем я перейду к самой истории, надо кое-что пояснить читателю.  Дело в том, что в целях обеспечения безопасности судов и людей, бороздящих Мировой океан, два раза в течение каждого часа, - с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю, то есть, 48 раз в сутки в мировом эфире наступают   три минуты тишины.

В это время прерываются на полуслове все  сообщения, все радио-переговоры, и радисты всего мира настраиваются на частоту 500 герц.  Именно на этой частоте суда, терпящие бедствие,  выходят в эфир, призывая помощь.
Я не могу утверждать, что эта система продолжает работать и сегодня, - слишком напряжена обстановка в мире,  но в те времена, когда Юрий Визбор написал свою знаменитую песню про судно «Кострома»по которому «стучит» вода, система действовала.

И, кстати, впервые сигнал бедствия прозвучал в эфире 14 апреля 1912 года с печально знаменитого «Титаника». Сегодня уже мало кто знает, что радист «Титаника» тогда передавал в эфир оба сигнала — и SOS, и CQD.

Однако, зона распространения сигнала этой частоты всего 400 — 500 миль.
И 14 апреля 1912 года в «зоне приема» этого сигнала, действительно, находился другой корабль,  он вполне мог подойти к «Титанику» и спасти какую то часть пассажиров тонущего корабля.

К несчастью, радист судна, принявшего сигнал бедствия,  в тот момент из рубки отлучился. В каком-то фильме об этой трагедии в радиорубке были даже видны часы с красным трёхминутным сектором. Это так и было.

И вот с тех пор, как был введен режим молчания в мировую практику, среди моряков, среди профессионалов - радистов считалось преступлением, нарушение этого супер-важного,  международного договора…

И однажды такое нарушение все-таки произошло. Было это, по словам очевидца,  в северной Атлантике... Тогда в мировом эфире именно в то время, когда все  замерев вслушивались в тишину, в напряженном эфире прозвучала фраза:

- Мария, прошу тебя! Это всё неправда! Мария, слышишь, я люблю тебя!

Слышали этот крик о помощи, если не  все, то очень многие, ибо в эти три минуты весь мир вслушивается в эфир, а уж спасательные службы делают это обязательно.

Но, ни один радист не отметил это нарушение в судовом журнале, ни один не сообщил о нём! Если бы сигналы о нарушении радиомолчания поступили бы тогда в соответствующие службы, и радиста-нарушителя и судно - источник сигнала  легко определили бы по пеленгу. Но таких заявок не было. А публикация в советской газете появилась значительно позже.

Естественно, люди, причастные к теме,  широкая общественность, после публикации широко обсуждали тему,  были разные предположения, кто же такая эта таинственная Мария.

И, хотя подлинность, рассказанной в газете истории, сомнению не подвергалась, личность Марии, которую так отчаянно любил радист, нарушивший Международное законодательство, так и осталась неизвестна.

Предположения высказывались самые разные. Возможно это была какая-то радистка с берега, ведь эфир в эти минуты молчания слушают не только суда, но и порты, и все береговые службы...

По международным договорённостям каждый час - с 15-й по 18-ю минуту, - и с 45-й по 48-ю эфир слушают все радиотелеграфисты и вся Морская подвижная служба, - МПС.

А в МПС входят  не только все радиостанции, установленные  на судах, самолётах и вертолётах спасательной и ледовой служб. Но и радиостанции, установленные на буровых платформах и разных других подвижных объектах в море.  Сюда же относятся все береговые радиостанции, осуществляющие радиосвязь с перечисленными выше объектами.
 
МПС - служба серьезная. От ее работы зависит  безопасность мореплавания и, нередко,  сохранность человеческой жизни на море. Кроме этого, МПС руководит  работой флота, портов, управлений, пароходств, береговых предприятий, экспедиций и прочих организаций. Не буду перечислять все, что входит в обязанности МПС, скажу только о главном.

Именно эта служба -МПС - обладает всем объемом информации, и, в случае получения сигнала бедствия, немедленно перенаправляет ее во все причастные ведомства,

Таким образом, все радиостанции во всем мире в эти оговоренные правилами три минуты, прекращают передачу любой информации и слушают радиоэфир, на частоте 500 кГц.

Вне частотного диапазона 485—515 кГц радиообмен ведется только береговыми радиостанциями в рамках циркулярных передач.

И, кстати, для морских радиотелефонных систем минуты молчания назначены каждый час с 0-й по 3-ю и с 30-й по 33-ю. И частота для таких переговоров - 2182 кГц.




.


Рецензии