Мукамал -отрывок

М У К А М А Л -отрывок.

                (БЫЛЬ)

....Эта  подлинная  история   девушки-казашки, потерявшей  родителей  в  непростые  предвоенные  годы  и  чеченского  мальчика, которого  спасли  от  смерти  простые  женщины, во  время депортации  чеченцев  в  зиму  1944  года.
Сложная  история со  счастливым  концом. Она - как  свидетельство  того, насколько  сильно  в  мире  присутствие и  влияние  человеческого  Добра, благодаря  которому  люди  преодолевали  любые  невзгоды. Пример  настоящей    сердечной  доброты, а  не популяризированной  «толерантности».
               
                Глава  первая.


Они  налетели  на  аул  с  трех  сторон  одновременно. Две  пароконных  повозки,   одна  арба  и   двое  верховых. На  каждой  повозке, кроме  ездового, еще  по  вооруженному  человеку.  Окружили  оставшиеся  от  когда-то  большого  аула, две  землянки.  Один  из  верховых, по-видимому,  старший, подъехал  к  землянке  побольше  и, не  слезая  с  коня, громко начал  звать  хозяина. Вышла  молодая   женщина, с  девочкой  5-6  лет, спросила – что  им  надо.  Она  сразу  узнала  верхового, он  был  из  аула,   где  она  родилась  и  жила. Звали  его  Сакен.  Был  на  несколько  лет  старше  Салтанат  (так  звали  женщину)  и  даже   одно  время, имел  на  неё  определенные  виды, надеясь  жениться.  Отец  Салтанат ,   до  революции,  был  довольно    зажиточным  хозяином, и  чтобы  с  ним  породниться, необходимо  было  приготовить  солидный  калым. Сакен  такими  возможностями    не  обладал,  его   семья  жила  в  ауле  обособленно, люди  их  не  любили  по  причине  того, что  основным  источником  жизни    той  семьи,  всегда  было  воровство – лошадей, верблюдов, телят,  овец  и  т.п..Во  все  времена  и  при  всех  режимах.
После  революции, Сакен, со  своими  двумя  братьями, каким-то  образом  попал  в  красногвардейский  отряд, воевал  с  белыми, отходившими  в  Китай, а  после  окончания  гражданской  войны, сумел  пристроиться  где-то  в  волости, на  выгодную  должность. Занимался  «экспроприацией»  местных  богачей, не   забывая  при  этом  и  себя…
Отец  Салтанат,  в  результате  боевых  действий  и   налетов  с  разных  сторон, остался  практически  ни  с  чем, и,  чувствуя, что  лучшего  уже  ждать  вряд  ли  придется, – выдал  единственную  дочь  за  своего  верного  и  преданного  пастуха, Аманжола, подарил  им   в  горах   небольшой  аул, несколько  голов  разных  животных  и  вскоре – ушел  из  жизни…  Салтанат  и  Аманжол  начали  строить  свою  семью. Много  работали, надеялись  выйти  в  люди….  В 1924  году, у  них  появилась  маленькая  Айсу. Салтанат  с  мужем   в  ней  души  не  чаяли, растили, лечили. У  Айсу  первые  пять  лет  были  проблемы  с  речью, а  так  девочка  росла  здоровой, красивой  и  уже  начала  помогать  маме  по  хозяйству.  Но  тут  пришло  время  «коллективизации». Крепких, настоящих,  хозяев  быстро  и  без  всяких  разбирательств, приравнивали  к  «кулакам», считали  врагами советской  власти  и, естественно,  народа. И  вот, давно  затаивший  злобу  «уполномоченный»  Сакен,  приехал  к  ним  в  аул  и, размахивая  какой-то  бумагой, заявил, что  они  приехали  именем  советской  власти  наводить  справедливость, то  есть    забрать  то,  что  они  награбили  у  бедного  трудового  народа…
«Реквизиторы»  приехали  к  заходу  солнца  специально, зная, что  хозяин  к  ночи  пригонит  скот  домой, днем  его  трудно  будет  найти, а  вечером – сам  придет  им  в  руки.
Так  и  вышло.  Не  успел  Аманжол  пригнать  с  пастбища  скот  и  загнать  его  в  загородь, и  его,  и  животных,  окружили  вооруженные  люди.  Сакен, зачитал  ему  решение  какой-то  чрезвычайной  комиссии, что  все  их  имущество, скот  и  хозяйственный  инвентарь, изымается  и  переходит  в    собственность  государства, а  они  сами  могут  быть  пока  свободны  и  идти  на  все  четыре  стороны.
«Сакен!  Мы  же  с  тобой  были  в  одном  отряде, ты  был  у  меня  в  эскадроне, вместе  сколько  прошли , за  нынешнюю  власть   воевали, а  ты  меня  за  врага  считаешь!?»-  взорвался  Аманжол.  «Да, считаю  тебя  за  врага, байский  ты  прихвостень!» -завопил  Сакен.   Аманжол  бросился  к  нему, но  не  добежал  несколько  метров. Кто-то  из  приезжих  чекистов  поспешно  выстрелил  ему  в  спину,  и  он    неуклюже  уткнулся  головой  прямо  под  копыта  коня  Сакена…
Все  это  произошло  на  глазах    Салтанат  и  её  маленькой  дочки.  Салтанат   всхлипнула  и  без  чувств  упала  навзничь.  Очнулась  она, когда  было  уже  совсем  темно.   Рядом  догорали  две  землянки  и  веточная  загородь,  а  в  ногах  свернулась  клубочком  её  Айсу…, вся  заплаканная  и  вывалянная  в  песке… Никого  нигде  не  было, Салтанат , в  каком-то  счастливом  беспамятстве,  схватила  дочь  в  обнимку, посидела  на  земле  несколько  минут, а  потом  побежала  к  тому  месту, где  упал  Аманжол. Его  там  не  было. Те  бандиты  или  забрали  его  с  собой  или, скорее  всего,  бросили  в  одну  из  горящих  землянок. Просидев  на  пепелище  до  утра, Салтанат  снова  обошла  всю  территорию  бывшего  их аула, но  никого  не  нашла, да  и  ничего –тоже.
Маленький  домик  пострадал  меньше, Салтанат, подобрала  там  кое-что  из  вещей  и  домашней  утвари, связала  это  все  в  платок, набрала  в  бурдюк  воды  из  родника, взяла  за  руку  Айсу  и  пошла  в  сторону  соседней  области, там    жила  когда-то  двоюродная  сестра    её  покойной  матери…
По  дороге  иногда  попадались  и  аулы,  и  отдельные  юрты. Степная  почта  разнесла  по  волостям  то, что  случилось  с  семьей  Аманжола. Люди  помогали  Салтанат, чем  могли, кормили, поили, лечили   и  все  советовали  поскорее  покинуть  эти  места, потому  что  от  Сакена  можно  ожидать  всего,  чего  угодно,  и  он  её  с  дочкой  в  покое  не  оставит, пока  не  найдет....
            
               
                Глава  четвертая.


Морозной  февральской  ночью  1944  года, по   промерзшей  пустынной  степи  Западного  Казахстана, мчался  спецэшелон, битком  заполненный  людьми  разных  возрастов. Шла  ускоренная  депортация  чеченцев  и  ингушей, из  мест  их  проживания –на  поселение  в  Казахстан  и  Среднюю  Азию.  В  одном  из  вагонов, у  женщины-чеченки,  умирал  на  руках  годовалый  мальчик. Женщина  понимала, что  при  проверке  на  первой  же  большой  станции (на  малых  этот  поезд  не  останавливался), мертвого  мальчика  просто  выбросят  в  степь. Никто  не  будет  с  ним  возиться, да  и  времени  не  будет. Она  решила  на очередной  станции  попросить  часового, стоявшего  у  вагона, чтобы  он  взял  замотанного  в  лохмотья  малыша  и  просто  оставил  его  на  перроне  или  где-то  возле  него.  Может  кто-то  найдет, да  хоть  по-человечески  похоронит.  Так  она и  сделала. Сняла  с  пальца  дорогое  старинное  кольцо  и   упросила  немолодого  уже  солдата  просто  взять  сверток  и  оставить  где-то  на  виду, чтобы  люди  раньше  нашли, чем  лисы  или  волки.  Солдат  согласился  и   положил  закутанного  малыша  рядом  с  будкой  путевого  обходчика.  В  обычное  время обходчики  ночью  не  так  часто  выходят  на  мороз. Но  шла  война, действовали  законы  военного  времени, да  еще  две  недели  подряд, один  за  одним, мчались  поезда  с  депортантами  из  Кавказа.  Поэтому   женщина – путевой  обходчик, она  же  дежурный  по  железнодорожному  переезду, ночью  то  и  дело  выходила  на  службу.
Выйдя  в  очередной  раз, она  увидела  какой-то  незнакомый  сверток, припорошенный  снегом. Сперва  испугалась, подумала - какие-то  диверсанты  подложили  что-то, но  потом  услышала  слабый  стон – писк  и  решилась  занест   сверток  в  будку.  Там  было  тепло, железная  печка  раскалилась  докрасна.  Женщина  развернула  тряпье  и  обомлела:  внутри  был  мальчик, кожа  да  кости, огромный  рахитный  живот, но  главное –он  был  живой!  Женщина  растерла  его  теплой  водой, напоила , сделала  из  куска  тряпки  соску, нажевала    туда  сухарей, вставила  ему  в  рот, закутала  в    его  тряпки  и  сверху  в  свою  шерстяную  кофту. Он  успокоился  и  заснул. Утром  пришла  её  сменщица, двоюродная  сестра. Женщина  попросила  никому  ничего  не  говорить  и  понесла  мальчика  домой, ни  на  что  не  надеясь.  Отец  и  два  брата  её  были  на  фронте, жила  она  одна,  рядом -  дом  сестры -  её  сменщицы.  И  было  у  них  на  двоих  главное  богатство  - дойная  коза.  Именно  благодаря  козьему  молоку  и  материнскому  уходу, они   выходили  чеченского  мальчика.  Дали  ему  имя   символическое - Амангельды  (синоним  казахскому –Вернись (приди)  Здоровым). Символическое  потому, что  их (её)  главным  желанием  тогда  было  одно – чтобы  отец  и  братья  вернулись  домой  живыми.  Так  и  случилось. Все  родные  люди  той  путевой  обходчицы – вернулись  домой  с  фронта, хоть  и  не  все  разом, но  вернулись.  Появление  в  доме  мальчика  Амангельды, все  в  этой  семье – и  мужчины  и  женщины, посчитали  за  знак  Божий  и  все  в  нем  души  не  чаяли…
И  вот  теперь  тот  приемный  сын,  чечен-казах  Амангельды,  выдал  свою   дочь  замуж  за  сына, тоже  приемного  сына - казаха, Ермека, нашедшего  свою  мать  почти  через  полвека.  И  теперь  уже  их  дети (не  приемные, а  настоящие), будут  продолжать   жизнь  дальше….И  пусть  будет  так, всегда.
По  диалектике, добро  порождает  Зло. Так  вот  назло  той  диалектике – творите  люди  всегда  -Добро  и  оно  вернется  в  вам  гораздо  большим. Как  это  бывает – мы  показали   это  на  примере  жизни  той  же  Айсу-Мукамал....

               


Рецензии