Синай. Восхождение на Священную гору Хорив
Меня охватил страх: начала задыхаться, а останавливаться нельзя, появилась мысль, что не дойду до вершины. Тут же начала молиться: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешную! Господи, помоги! Господи, не остави меня!». Периодически мы останавливались. Зашли в кибитку бедуина, выпили кофе, посидели в тепле и тишине. Снова восстановилось дыхание. И опять подъем с молитвой. У меня открылось второе дыхание, а подъем стал еще более крутой, ступени высокие, последние метры преодолевала с большим трудом, карабкаясь и цепляясь уже руками за ступени. И появилась мысль: «С каким же невероятным трудом поднимаюсь на гору. А ведь такой же тяжелый путь и в Царство небесное…». Матушка оказалась выносливая, я еле успевала за ней, и её присутствие бодрило меня.
Наконец-то, с Божией помощью, к пяти часам поднялись на вершину Синая. И сразу моя немощь обернулась в восторг и огромную радость, душа моя от счастья ликовала. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Невероятно! Разве могла я когда-нибудь подумать, что буду стоять на том священном месте, где Господь разговаривал с Моисеем! Именно здесь, по повелению Божию, Моисей пробыл на горе сорок дней и сорок ночей без всякой пищи, и здесь Бог дал ему две скрижали, на которых были написаны десять заповедей.
Хвала и слава Тебе, Вседержитель! Благодарю Тебя, что Ты по великой милости Своей допустил недостойнейшую ступить на вершину Твоей Святой горы, на которую когда-то не смела ступать человеческая нога, кроме пророка Твоего Моисея.
На вершине горы было уже много паломников, в основном, молодежь. Дул сильный ветер, замерзли; свитер Елены очень кстати пригодился, дай, Бог, ей здоровья. К шести часам все примолкли и в глубочайшей тишине ждали восхода солнца. «Я вижу небо Твое, сияющее звездами. Как Ты богат, сколько у Тебя света! Лучами далеких светил смотрит на меня вечность, я так мала и ничтожна, но со мною Господь».
И вот наступила долгожданная минута. Над черными горами начали пробиваться солнечные лучи, медленно и красиво вырисовывая ровную, трехцветную красно-желто-синюю линию горизонта. Был туман и поэтому восход был приглушен им. Когда солнце поднялось, туман рассеялся, и перед нами открылось величие гор, выступавшее зубцами, во всей божественной красоте. Кругом горы, казалось, что, кроме гор и нас ничто вокруг не существует – здесь, на небесах только Бог и мы! Это ощущение невозможно передать. "Велик Господь и весьма славен, и величию Твоему нет предела" (пс.144,3).
На вершине горы стоит храм в честь Пресвятой Троицы, но он был закрыт. Здесь я приобрела камень "неопалимая купина", в разрезе которого изображен рисунок из листочков неопалимой купины и еще камень овальной формы, который называется "слеза Моисея" (Моисей заплакал, когда вернувшись с горы к народу с 10 заповедями на скрижалях, увидел, что они поклонились тельцу), он распилен поперек для того, чтобы видеть его внутри, а внутри - небольшая пустота сверкающая, как алмаз. Эти камни находятся только на этой горе. Вот такое чудо Господь оставил будущим поколениям, напоминая нам о событиях, произошедших около 1500 лет до Рождества Христова. Слава премудрости Твоей, Господи!
Спускались мы другим путем. Отец Владимир предупредил, что этот спуск короче, но повышенной сложности. Здесь 3750 ступеней, вырубленных монахами в скалах. Ступени оказались очень высокие, мы спрыгивали с них, а сам спуск зигзагами и кругом пропасти. Поэтому приходилось часто останавливаться.
По всему спуску я любовалась и не могла оторвать взгляд от гор: поразительно, как они расписаны нечеловеческой рукой: и иероглифы, и фигуры человеческие, и разнообразные изображения. В горах ничего живого, и вдруг где-то выглядывает веточка зеленая, да еще и с цветочками, по ходу нашла несколько камешек «неопалимой купины».
Встречались небольшие отверстия в пещерах. Здесь поселялись древние пустынножители, ищущие безмолвия и уединения. Удивительно, как они жили?! Только непоколебимая вера и любовь к Богу вела их сюда. И Господь не оставлял Своих чад…
Здесь, на горе Хориве пророк Илия скрывался от преследования царицы Иезавель за то, что он предал смерти всех жрецов вааловых на горе Кармил. Ему казалось, что он только один остался верным Богу и его хотят убить. И он совсем упал духом. Но Господь ободрил его, явившись ему, когда Илия ночевал в пещере горы:
- Илия! выйди и стань на горе пред лицем Господним.
И вот подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа. Потом появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь (3 Цар.16-19).
Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него пророка Елисея, которого и повелел помазать (3 Царств.19,9-18).
Это явление Господа показало пророку Илие, что Господь не только карающий и грозный Судья, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.
Пройдя полпути, мы остановились возле колодца пророка Илии, вода была соленая и мутная. Здесь, в одной удаленной пещере, один из великих угодников Божиих святой Иоанн Лествичник любил возносить к небу свои молитвы, вздохи, рыдания и вопли. Это сокровенное место его подвигов называли слезоточивым. По воле Божией, святой Иоанн Лествичник в 75 лет был избран игуменом горы Синайской.
Когда Моисей спустился с этой горы, все законы и всё, что открыл ему Господь на вершине Синая, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание, или Закон Божий.
Здесь, у горы Синай, евреи стояли станом целый год. За это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, в виде палатки храм, во Святое Святых стоял Ковчег завета, в котором хранились: скрижали с заповедями, золотой сосуд с манной (которой Господь ежедневно питал израильтян в продолжении сорокалетнего странствования своего по пустыне Аравийской); жезл Ааронов (который из двенадцати жезлов начальников колен израильских при избрании священника расцвел и дал цветы и миндальные орехи), в последствие и священные книги. Когда скиния была готова, Моисей освятил ее, при этом слава Господня в виде облака, сопровождавшего евреев в пути, покрыла скинию, и с того времени всегда находилась над ней.
Скиния прообразовала собою Церковь Христову, а также и Божию Матерь, Которая, вместив в Себя Бога, была как бы домом Божиим. В течение дальнейшего сорокалетнего странствования по пустыне Моисей постепенно записал и многое другое, что Господь открыл ему на Синайской горе и в последующих явлениях. Из этих записей образовались библейские книги Исход, Числа, Левит Второзаконие.
Немного отдохнув, мы продолжили спуск с горы. В 9 часов солнце палило во всю. Начался самый сложный путь: приходилось прыгать почти с каждого камня, и к десяти часам под палящими лучами солнца мы дошли до монастыря.
Свидетельство о публикации №225070400838
Новосельцев Григорий Петрович 05.07.2025 17:30 Заявить о нарушении
Галина Николаевна Николаева 06.07.2025 14:30 Заявить о нарушении