Дивеевские чудеса. Рассказ паломницы

Боль давно стала её молчаливой спутницей. Суставы ныли даже в покое, туфли пылились в шкафу, а каждый шаг требовал усилия. Но во сне и в мечтах Ксения шла иначе — легко, по цветущему саду, где тишина лечит, а воздух пахнет травами. Этим летом мечта обрела форму:
— Есть место в группе, — сказала знакомая. — В Дивеево, на три дня. Выезд в пятницу утром. Поедешь?

Ксения замерла. Деньги есть, впереди выходные, погода в Дивеево обещала быть тёплой. Оставался один вопрос — муж. Кириллу сказала, что решила сделать себе подарок на день рождения - паломническую поездку. Она готовилась к возражениям, но Кирилл, даже не дослушав, коротко бросил:
— Едем вместе. Решено, без вариантов.

Микроавтобус тронулся в путь на рассвете. Ксения сжимала в руках книжицу, подаренную подругой, - Богородичное правило. Подруга наказала читать в дороге. А в монастыре, на Канавке Богородицы  нужно будет прочесть его сто пятьдесят раз. Она чувствовала: это будет не просто поездка. Это — начало.

Вспомнила свои сомнения: монастырь-то женский, а вдруг мужа не пустят. Подруга успокоила: мужчин - паломников на территорию пускают свободно, только жить устраивают отдельно от женщин. Батюшка, возглавлявший поездку, очень обрадовался, увидев мужское лицо среди женских платков. Кирилл важно уселся на переднее сиденье возле батюшки, взяв на себя роль штурмана.

Ксения смущенно поджимала ноги под сиденье: из-за болей в суставах ехать пришлось в тапочках и теплых носках - туфли она давно не могла надеть. Женщины быстро познакомились и принялись обсуждать предстоящую поездку. Опытные паломницы наставляли новичков на правильные действия в монастыре.
 
Погода за окном тем временем  разгулялась не на шутку. Они выехали в дорогу под сопровождение моросящего дождика. Потом  дождик плавно перешел в дождь со снегом… Через час пути за окном уверенно летели снежные хлопья, как будто началась зима. Ксении вспомнилась детская сказка про 12 месяцев, когда за один час прошли перед девочкой все времена года. Ситуация за окном микроавтобуса складывалась настолько похожая, что вызвала улыбку - после снега должна наступить оттепель…

Глядя в окно, совсем не верилось, что сейчас  где-то 25 градусов тепла и женщины ходят в ярких летних платьях. Про Дивеево и чудесную Святую Канавку Ксения уже слышала раньше от женщины, просившей милостыню у церкви. Она рассказывала, что родилась с ДЦП и пролежала в кроватке все свое детство. Но однажды соседи пожалели больную девочку и взяли с собой в Дивеево. После первой поездки больная девочка смогла садиться. После второй  поездки в Дивеево она поднялась на ноги и начала ходить самостоятельно.
 
Женщины в автобусе тоже делились своими историями о Дивеевских чудесах. Ксения упорно пыталась сосредоточиться и читать Богородичное правило, но получалось неважно, разговоры отвлекали. Вздохнув, она убрала книжицу в сумку. Батюшка тем временем включил фильм о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре.

Первые чудеса
В Дивеево автобус паломников приехал в 19 часов. Здесь, действительно, было тепло и безветренно. Все быстро разместились в гостинице и поспешили на ужин. Так повезло, что всех женщин - попутчиц Ксении поселили в один номер. Ксения держалась поближе к Татьяне, рядом с которой ехала в автобусе. Татьяна уже не один раз побывала в Дивеево и уверенно ориентировалась на огромной территории монастыря.

К тому же, в отличие от спокойной и неторопливой Ксении, Татьяна все делала быстро, еще и Ксюшу поторапливала. В автобусе они договорились о том, чтобы вместе походить по Канавке Богородицы. Оказалось, что обе мучаются суставными болями, обеим врачи поставили вопрос о замене суставов.

Но Татьяна не первый раз ездила за помощью к Богородице и  Серафиму Саровскому. Получив помощь и облегчение болей, Татьяна возвращалась домой, опять работала и собирала деньги на следующую поездку в Дивеево, надеясь с Божьей помощью избежать операции и сохранить  свои родные суставы.

Услышав рассказ Татьяны о таком способе «исцеления», Ксения, уставшая от долгого и малоэффективного медицинского лечения, воспряла духом и старалась поспевать за Татьяной. Борьба с невидимым врагом суставов объединила женщин. С первых шагов по территории монастыря Ксения сразу почувствовала благодать, окутывающую со всех сторон, словно теплая шаль. Звон колоколов Покровского собора позвал в дорогу и задал радостный ритм ее движению.

Сама собой в голове полилась молитва Богородице, даже не пришлось заглядывать в подаренную книжку. Хромая, обе женщины дружно поспешили к Святой Канавке. Через несколько минут они шли в многолюдной толпе других паломников, читая молитву Богородице, от которой все приехавшие ждали помощи и чудесного исцеления.

Через полчаса, завершив свое первое шествие по Канавке, уставшие, но довольные собой женщины, вернулись в гостиницу. Они приняли тёплый душ, обессиленные упали на кровати и уснули. Ксения проснулась через час и удивленно огляделась вокруг. В пустом номере было  тепло и тихо: ни шагов в коридоре, ни звуков соседей за стеной. Теперь она вспомнила, где она и как здесь оказалась.

Ее ноги слегка гудели от усталости, но тепло разливалось внутри — как будто кровь впервые нашла верный путь. Это приятное ощущение в ногах, которое редко бывало в последние годы, очень обрадовало Ксению. Она вспомнила Святую Канавку, которую сегодня удалось осилить до конца с первого раза, и недоуменно покачала головой: “Неужели это возможно?!” Пройти больше километра без остановок - для нее было чудом!

Поездке в Дивеево предшествовали полгода болезни. В прошлом году после перенесенного ковида ходить пешком для Ксении стало проблемой. Суставы пальцев  ног болели невыносимо, не давали забыть о себе ни на минуту, потом добавился коленный сустав. Сейчас боль затихла - видимо благодатный Дивеевский микроклимат, свежий воздух, красота природы, тишина и покой так хорошо подействовали на организм  Ксении.

Она вспоминала территорию монастыря, которая поразила не только своим размерами - около трех гектаров, но и безупречной чистотой и торжественно - праздничным видом. Нарядные цветочные клумбы, похожие на роскошные ковры, расшитые умелыми вышивальщицами, усыпанные бело-розовыми цветами яблони завораживали взгляд и вызывали восхищение.

Несмотря на большое количество паломников, прибывших в Дивеево, здесь не было привычной городской суеты, спешки. Ничего из обычных признаков мирской жизни Ксения не увидела на аллеях монастыря: ни машин, ни мусора на дорожках… Ход времени здесь тоже был иным - замедленным, неспешным. Люди отдыхали душой в этом благодатном месте, похожем на райский сад. Приехавшие в монастырь паломники направляли все силы на молитвы о своем здоровье, здоровье и благополучии детей и близких.

Ксения наслаждалась уютом и теплом гостиничного номера. Она огляделась: ни Татьяны, ни других попутчиц. Только тишина гостиничного коридора. Решила выйти на территорию, поискать Татьяну. Вспомнила и про мужа, которого видела последний раз за ужином. Телефон Кирилла все время отвечал, что абонент недоступен. Ксения переживала о том, как же они найдут друг друга в незнакомом месте среди множества других людей.

Со дня свадьбы им еще не доводилось расставаться, поэтому сейчас ее ненадолго охватило волнение. «Но ведь Кирилл старше, умнее, с любыми трудностями справляется самостоятельно - все будет хорошо» - успокоила себя Ксения и вышла из гостиницы. Кирилл, обычно немногословный и сдержанный, был человеком дела: он быстро решал возникающие вопросы, делал то, что нужно в данный момент, в сложных ситуациях брал ответственность на себя. Даже в его отсутствие Ксения чувствовала  заботу мужа и надежное плечо рядом.

Татьяну она встретила через несколько минут. Та направлялась в гостиницу. Выглядела она уже бодро и опять была полна планов. «Ксюша, пойдем быстрее, сейчас будет крестный ход по Канавке» - Татьяна взяла ее за руку и потянула в сторону величественного Покровского собора, где уже собралось множество людей. Их попутчиц и Кирилла на площади перед собором не было видно. Ксения решила держаться рядом с Татьяной.
 
Через десять минут окончилась вечерняя служба, со скрипом открылись массивные деревянные двери, аромат ладана облаком поплыл над площадью, где собирались паломники. Из Покровского собора стали выходить люди: сначала миряне, а за ними сестры - монахини в строгом черном облачении. Татьяна объяснила, что по установленной монастырской традиции каждый вечер, независимо от погоды, совершается совместный крестный ход по Канавке Богородицы с молитвой о здравии.

Ксения на минуту усомнилась, что сможет еще раз сегодня пройти по Канавке. Но в это время зазвонили колокола Покровского собора, Крестный ход начался. Под перезвон колоколов вся многочисленная процессия в едином порыве устремилась к Святой Канавке. В вечерней тишине было слышно только шуршание одежды и шепот молитвы со всех сторон: “Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с тобою…”

В многоликой толпе Ксения увидела разных людей: молодых и старых, здоровых с виду и откровенных инвалидов, болящих в инвалидных колясках, держащих в руках иконы, идущих с костылями и тростями мужчин, женщин, детей, шепчущих молитвы сквозь слезы… Каждого из них по отдельности привела сюда своя болезнь или печаль. Но сейчас все вместе в едином порыве, с глазами, полными надежды, и непреклонной верой в душе они  молились всеобщей Матери, Богородице о милости и заступничестве.

Ксения не заметила, как прошла и второй раз по Канавке вместе со всеми. Ноги наливались живительной силой, прогоняющей застарелые боли из суставов. После крестного хода они с Татьяной успели по дороге заглянуть в церковную лавку, посмотреть гостинцы родным.

Когда вернулись в номер, то оказалось, что их соседки уже сладко спят. Тепло и тишина гостиничного номера успокаивали. Поблагодарив матушку Богородицу, женщина с блаженством вытянулась на кровати и мгновенно уснула. Завтра ждал новый день в Дивеево, нужно набраться сил.

День второй. Чудеса продолжаются.
Татьяна и Ксения проснулись раньше всех. Небо за окном было серым и неприветливым. Солнце пряталось за набежавшие черные тучи, холодный ветер стучал в стекло. Они почти одновременно встали на ноги и радостно посмотрели друг на друга - боль отступила.

Решили опять отправиться на Святую Канавку, чтобы успеть пройти по ней до завтрака. А еще нужно было попасть в Троицкий собор, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, приложиться к святым мощам и попросить помощи в выздоровлении у батюшки Серафима. Соседки по номеру спали, в гостинице было тихо и пустынно.

Ксения вышла на улицу и поежилась, вспомнив о намерении искупаться в святом источнике Серафима Саровского. Она поделилась своими опасениями с Татьяной, но та ее успокоила. «Ты знаешь, я первый раз приехала на источник в октябре, ноги болели невыносимо. Полезла в воду одна, остальные не решились. Слава Богу, не простыла и ногам легче стало. Так что ничего не бойся, верь в помощь батюшки Серафима!»

Женщины прошли уже знакомой тропой вдоль Канавки, зашли снова в церковные лавки, стоявшие на пути. Ксения пыталась найти книгу «Несвятые святые», которую давно хотела купить. Но такой книги нигде не было. Сегодня до отъезда еще предстояла поездка на целебный Серафимов источник. Ксения и Татьяна пошли в гостиницу складывать свои вещи.

Ксения беспокоилась о муже: его телефон все время был недоступен, ни на территории монастыря, ни в Троицком соборе встретиться с Кириллом не удалось. Соседки по номере обсуждали, как найти батюшку, которого никто не видел с момента приезда, дозвониться ему было тоже невозможно. Но через пять минут чудесным образом батюшка сам появился у их дверей, как будто услышал, что его ищут.

Оглядев женщин, он спросил про Кирилла. Ксения только пожала плечами – недоступен. «Ну, хорошо, - сказал батюшка, - собирайтесь, в одиннадцать часов жду на стоянке, возле автобуса». Вещи у всех были сложены. Поэтому оставшееся время провели за рассказами: кто где успел побывать, какие святыни видели, какие гостинцы купили друзьям и знакомым.

Ксения благодарила свою соседку Татьяну, два дня выполняющую роль ее личного экскурсовода и проводника. Она была очень довольна прожитыми в Дивеево днями. Мысль о возвращении сюда уже стала  привычной. Кто-то из прежних жильцов забыл в номере свои тапочки. Женщины хотели было отдать их администратору, но Татьяна их остановила, объяснив, что люди специально так делают, чтобы приехать сюда снова. «Примета такая…»

Очередная попытка дозвониться до Кирилла была безрезультатной. До отъезда оставались считанные минуты. Что было делать?! Решила сделать самое простое – читать Богородичное правило. «Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с тобою…» - привычно шептала Ксения раз за разом. В душе постепенно наступали мир и покой.

Через несколько минут раздался стук в дверь и на пороге появился сияющий Кирилл. Ксения хотела уже наброситься на него с упреками… Тот, опередив ее возмущение, протянул толстую книгу с красивой обложкой «Несвятые святые». «Дарю, все лавки в монастыре обошел, но все-таки нашел ее!» - взгляд Кирилла светился любовью и радостью. Разве ж тут будешь ругаться?! Ксения бережно взяла подарок мужа, положила в свой пакет. «Спасибо, Кирилл, иди за сумкой, батюшка нас ждет на стоянке…»

Две минуты спустя дружная команда паломников уже садилась в микроавтобус, чтобы отправиться дальше, к святому источнику, который находился в двадцати километрах от монастыря. Ксения зябко поежилась на холодном ветру, не представляя, как она полезет в ледяную воду святого источника. А Татьяна глядела вперед - ни тени сомнения.

Возле деревни Цыгановка, на источнике Серафима Саровского они обнаружили много машин, автобусов, людей. По деревянному настилу вокруг источника люди подходили набрать целебную воду. Но желающих окунуться в источник сегодня не было видно. Северный ветер пронизывал насквозь, словно проверяя крепость веры паломников и их решимость попрощаться с болезнями.  Ксения заметила, что на  мостках вокруг купели в основном стояли зрители с телефонами, ожидающие появления «ненормальных» купальщиков, на сердце повеяло холодком страха.
 
Татьяна провела Ксению к кабинке, через минуту они стояли на ветру в одних сорочках. “Давай быстро, а то замерзнем,”- сказала Татьяна и первая пошла к воде. Ксения следовала за ней, но решимости у нее не добавилось. “Господи, благослови и помоги”- мысленно просила она. Кроме их двоих разделся только Кирилл. Остальные попутчицы не собирались даже расстегивать свои теплые куртки и пальто. Они набирали воду из святого источника и быстро возвращались в автобус.

Ксения, прочитала мысленно «Отче наш» и, осенив себя крестом, спустилась по холодным ступенькам в воду. Она помнила, что не умеет плавать, поэтому крепко держалась за поручень лесенки, опускающейся в купель. Вода обожгла ее сотнями иголок и одновременно взбодрила. Раз, еще раз окунулась Ксения в воду с мостков…

Выйдя из воды, она увидела невдалеке Кирилла, который начал спускаться по лесенке в источник. Но, погрузившись в воду один раз, он молниеносно, подобно пингвину, выпрыгнул на берег и помчался в раздевалку. Ксения улыбнулась, быстрым шагом пошла обратно в кабинку. Она энергично растерлась полотенцем и одела сухую одежду. По телу начало разливаться приятное тепло.

«А сейчас пойдем пить чай» - скомандовала Татьяна, и они с Кириллом последовали за ней в ближайшее кафе. После купания в холодной воде их охватила эйфория, чай на травах пьянил своим неповторимым запахом, теплые пирожки со свежей вишней таяли во рту, наполняя все внутри ароматом лета. Выпив по две чашки горячего чая, троица в прекрасном настроении отправилась в автобус. Остальные паломники смотрели на них с затаенной завистью.

В автобусе Татьяна и Ксения, разомлевшие после купания и чаепития, уснули почти моментально. Ксения проснулась через три часа, за окном уже темнело. Она сидела с закрытыми глазами и вспоминала прошедшие два дня, проведенные в Дивеево. Скованность и неприятные ощущения в суставах, мучившие ее последний год, теперь были забыты.

Она с теплотой думала о муже, которого увидела с новой стороны: чуткого и щедрого, стремящегося исполнять ее мечты. Его доброта и забота за два дня проявились не единожды: в решении ехать вместе, в упорных поисках нужной книги, в решимости искупаться в ледяной воде источника. Представляла, как они вместе будут читать вечерами книгу и вспоминать чудесную поездку.

Ксения блаженствовала - душа была наполнена радостью и благодарностью Господу, Богородице, батюшке Серафиму… В глубине сердца опять проснулась любовь к людям, прежде вытесненная постоянной болью. Она чувствовала себя счастливой - обновленной, легкой, словно летний ветерок, шелестящий листьями яблонь вдоль Святой Канавки. Эта поездка стала лучшим подарком на день рождения, подарила ей новое ощущение жизни!

Они возвращались в город на рассвете. За окном медленно светлело; первые лучи солнца пробивались сквозь облака, золотили росу на траве. Ксения прижалась лбом к прохладному стеклу и глубоко вдохнула: воздух был другим — будто пропитанным тишиной и покоем.

Кирилл сидел впереди, рядом с батюшкой. Он не обернулся, не сказал ни слова, но Ксения знала: он чувствует то же. Его плечи были расслаблены, спина прямая как у человека, нашедшего опору. Он не говорил о вере — он жил ею.

Сзади, прижавшись друг к другу как сестры, сидели Ксения и Татьяна. Ксения бережно держала на коленях  сумку с дарами из Дивеево: сухарики из чугунка преподобного Серафима,  маслице от лампады у чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, книга “Несвятые святые”, подаренная Кириллом.

Автобус мчался вперед, а за ним невидимым шлейфом тянулась благодать Дивеево, как живое присутствие божественной любви.


Рецензии