Текстовая форма музыкального языка
Материя эта имеет также и письменную форму. Письменная форма музыкального языка сформировалась исторически и стала уже традиционной, и представляет она собой запись нот на нотоносце, то есть на горизонтальных линиях. В результате и получается то, что в обиходе мы называем "нотами" - книжечка альбомного формата, и строки нот на её страницах.
Письменная форма музыкального языка общепринята и интернациональна, не существует особой русской или американской нотной письменности, более того, эта форма до некоторых пор была единственной. Однако, появились компьютеры, люди стали использовать их для создания музыки, и вот тут-то выяснилось, что компьютеры ноты читать не умеют.
Текст, это пожалуйста, это дело привычное, и листинги компьютерных программ это не что иное, как обычные тексты, которые можно читать и редактировать даже в такой простенькой программе, как "Блокнотик". Но лицезреть ноты, представленные в форме рисунков, и соображать, что же такое там изображено, для этого интеллект нужно иметь. И достаточно совершенный.
Поэтому и появляется идея - придумать для нот текстовую форму, записи в которой создавал бы человек, а читал бы её компьютер. Язык программы "Пианола_М" как раз и является такой текстовой формой.
В верхней части иллюстрации приведена строка с нотами. В этих нотах можно выделить три голоса - два, исполняемых правой рукой пианиста, и партию аккордов, исполняемых левой рукой.
Соответственно такому разделению на голоса, эти же самые ноты записываются в три слоя следующим текстом:
Q1H G7:e7G'B>cG <B^>BcGc <<BB >F7:1f7>Gg<Ff>CcDd <<Ee>>EeDdCcDd; \<<BB!
Q1H E^E:1GEG <EG>EGEG <EGEG; B7A' G>Gc <E7:2G7B7>FAB;!
Q0H\\r<e7:1b7>\Be:bRR <e7b7:/d7\>Bf <e7b7>Bf; <e6>>BB^X0cd!
Слои эти могут проигрываться Пианолой как отдельно, так и совместно. При совместном исполнении звуки слоёв накладываются друг на друга, образуя многоголосие.
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ НОТНОГО ЯЗЫКА
1. Письменная форма нотного языка должна быть функционально удобной. Это значит, что она должна легко повторять все выработанные нюансы традиционной нотной записи, а в некоторых случаях предоставлять разные варианты этой записи. Это, например, относится к записи аккордов, аккорды часто имеют повторяющуюся структуру, и в этом случае их написание можно упростить.
2. Запись нот должна быть понятной. Так, для обозначения нот выбранной октавы удобно взять общепринятые латинские буквы CDEFGAB и те же буквы в их строчном написании для обозначения нот следующей, более высокой октавы.
3. Синтаксис нотного языка должен быть логичным. Буквенные или знаковые обозначения в синтаксисе Пианолы всегда идут прежде цифр, а цифры имеют количественное значение. Например, нота До, удлинённая в полтора раза, записывается так C7, удлинённая немного - так С5, и громкость, увеличенная немного, записывается аналогично - Н5.
Уточнения букв идут вплотную за ними - символы C# C- C0, обозначающие ноты с диезом, бемолем и бекаром, применимы ко всем нотам, в том числе и к крайним - ноты C- и b# исполняются правильно, расширяя тем самым диапазон частот за пределы двух октав.
4. Количественные значения должны описывать наиболее часто встречающиеся ситуации, но при необходимости могут быть уточнены. Это относится к заданию длительности нот и пауз - например, пауза ~ длится одну секунду, а пауза ~.111 длится 1.111 секунд.
Точно так же, точкой, за которой может идти до трёх цифр, немного увеличивается задаваемая цифрой длительность нот.
Одиночные точки без цифр тоже используются для некоторых уточнений. Например, указание H1 означает исполнять тихо, а указание H1. - ещё тише.
Аналогично точки действуют на знаки, устанавливающие локальный темп, последовательно замедляющие или ускоряющие его.
Таким образом, несмотря на простоту языка, встречающиеся в музыкальной практике ситуации всегда могут быть описаны в нём более точно.
5. Синтаксис языка должен быть как можно более компактным. Традиционное нотное письмо потому и получило общее признание - плотность информации в современной нотации велика. То же самое относится и к мнемоническому языку, предназначенному для чтения компьютером, если информация не помещается в строки, подобные нотным, то это создаёт дополнительные трудности для её редактирования и интерпретации. Именно поэтому в программе Пианола используются исключительно однобуквенные обозначения как для нот, так и для всяких других действий.
Язык Пианолы построен на описанных выше принципах, и он показал свою практическую состоятельность в ходе многочисленных апробаций и экспериментов с ним. Приведённый в этой статье пример, записанный текстом Июль П.И.Чайковского, звучит так https://disk.yandex.ru/d/zkLoQ8708UA6HQ
В приведённом примере много аккордов, давайте, поговорим о них отдельно.
Для аккордов используются две формы записи - с произвольным количеством входящих в аккорд нот, в этом случае ноты аккорда разделяются двоеточиями - C:B C:D#:F#:A:c, и с заданным количеством нот - C:2EG DFA EGB:-c FAc; для этой формы цифрой после двоеточия в первом аккорде указывается количество нот, присоединённых к опорной ноте, а ноты последующих аккордов записываются без двоеточий. Вместе с тем любой аккорд этой формы можно удлинить, добавляя дополнительные ноты через двоеточия.
В первом случае порядок нот в аккорде неважен, а во втором первую ноту аккордов можно метить поставленной после неё звёздочкой, и тогда она будет исполнена в текущем и во всех последующих аккордах громче других.
Цепочку аккордов второй формы (без дополнительных нот) можно повторять значком x, а два и более таких значков создадут многократное повторение аккордной последовательности.
Завершается вторая форма знаком точка с запятой. Этот же знак, поставленный между первой и второй нотами возобновляет эту форму.
Практика показала, что описанные аккордные формы функционально гибки и очень удобны.
Полное описание нотного языка Пианолы приведено тут - http://proza.ru/2025/04/16/95
Текстовая форма записи нот имеет ряд преимуществ, записав ноты в такой форме, Вы всегда можете вернуться к ним, отредактировать свою запись и сделать исполнение музыкального произведения более интересным и выразительным.
Текстовые файлы с записями могут использоваться для прямых заимствований - отдельные музыкальные фрагменты в виде строк легко переносятся из одного файла в другой, и таким способом можно создавать музыкальные компиляции.
Сама работа по переводу нот из традиционной формы в текстовую является интересным творческим процессом, в ходе которого Вы глубоко проникаете в сущность музыкального произведения и совершенствуете навыки чтения нот. Работу эту проводить удобно - окно программы «Пианола_М» достаточно узкое, на экране монитора Вы располагаете его поверх нот, так, чтобы нотные строки были видны. Завершив работу над одной строкой, проиграв её и сделав необходимые правки, Вы запоминаете результат и переходите к следующей строке.
Так, постепенно, переходя от строки к строке, Вы совершенствуете свою музыкальную запись. И, даже не будучи виртуозом, но человеком, любящим музыку, Вы в полной мере можете насладиться этим творческим процессом.
_________
5.07.2025
Свидетельство о публикации №225070500184