Текстовая форма музыкального языка

   Музыкальный язык, так же, как и поэтический язык, понятие широкое. Словом "музыкальный язык" обозначается некая материя, в складках и структурах которой рождается музыка. Материя эта имеет вполне осязаемую звуковую форму, образующуюся в процессе извлечения звука из реальных, живых инструментов.
   Материя эта имеет также и письменную форму. Письменная форма музыкального языка сформировалась исторически и стала уже традиционной, и представляет она собой запись нот на нотоносце, то есть на горизонтальных линиях. В результате и получается то, что в обиходе мы называем "нотами" - книжечка альбомного формата, и строки нот на её страницах.

   Письменная форма музыкального языка общепринята и интернациональна, не существует особой русской или американской нотной письменности, более того, эта форма до некоторых пор была единственной. Однако, появились компьютеры, люди стали использовать их для создания музыки, и вот тут-то выяснилось, что компьютеры ноты читать не умеют.
   Текст, это пожалуйста, это дело привычное, и листинги компьютерных программ это не что иное, как обычные тексты, которые можно читать и редактировать даже в такой простенькой программе, как "Блокнотик". Но лицезреть ноты, представленные в форме рисунков, и соображать, что же такое там изображено, для этого интеллект нужно иметь. И достаточно совершенный.

   Поэтому и появляется идея - придумать для нот текстовую форму, записи в которой создавал бы человек, а читал бы её компьютер. Язык программы "Пианола_М" как раз и является такой текстовой формой.
   В верхней части иллюстрации приведена строка с нотами. В этих нотах можно выделить три голоса, два, исполняемых правой рукой пианиста, и партию аккордов, исполняемых левой рукой.
   Соответственно такому разделению на голоса, эти же самые ноты записываются в три слоя следующим текстом:

Q1H G7:e7G'B>cG <B^>BcGc <<BB >F7:1f7>Gg<Ff>CcDd <<Ee>>EeDdCcDd; \<<BB!
Q1H E^E:1GEG <EG>EGEG <EGEG; B7A' G>Gc <E7:2G7B7>FAB;!
Q0H\\r<e7:1b7>\Be:bRR <e7b7:/d7\>Bf <e7b7>Bf; <e6>>BB^X0cd!

   Слои эти могут проигрываться Пианолой как отдельно, так и совместно. При совместном исполнении звуки слоёв накладываются друг на друга, образуя многоголосие.

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМЕ НОТНОГО ЯЗЫКА

1. Письменная форма нотного языка должна быть функционально удобной. Это значит, что она должна легко повторять все выработанные нюансы традиционной нотной записи, а в некоторых случаях предоставлять разные варианты этой записи. Это, например, относится к записи аккордов, аккорды часто имеют повторяющуюся структуру, и в этом случае их написание можно упростить.

2. Запись нот должна быть понятной. Так, для обозначения нот выбранной октавы удобно взять общепринятые латинские буквы CDEFGAB и те же буквы в их строчном написании для обозначения нот следующей, более высокой октавы.

3. Синтаксис нотного языка должен быть логичным. Буквенные или знаковые обозначения в синтаксисе Пианолы всегда идут прежде цифр, а цифры имеют количественное значение. Например, нота До, удлинённая в полтора раза, записывается так C7, удлинённая немного - так С5, и громкость, увеличенная немного, записывается аналогично - Н5.
   Уточнения букв идут вплотную за ними - символы C# C- C0, обозначающие ноты с диезом, бемолем и бекаром, применимы ко всем нотам, в том числе и к крайним - ноты C- и b# исполняются правильно, расширяя тем самым диапазон частот за пределы двух октав.

4. Количественные значения должны описывать наиболее часто встречающиеся ситуации, но при необходимости могут быть уточнены. Это относится к заданию длительности нот и пауз - например, пауза ~ длится одну секунду, а пауза ~.111 длится 1.111 секунд.
   Точно так же, точкой, за которой может идти до трёх цифр, немного увеличивается задаваемая цифрой длительность нот. На иллюстрации показано действие одиночных удлиняющих точек - они уменьшают значения чисел, приведённых там.
   Аналогично точки действуют на знаки, устанавливающие локальный темп, последовательно замедляющие или ускоряющие его.
   Таким образом, несмотря но простоту языка, встречающиеся в музыкальной практике ситуации всегда могут быть описаны в нём более точно.

5. Синтаксис языка должен быть как можно более компактным. Традиционное нотное письмо потому и получило общее признание - плотность информации в современной нотации велика. То же самое относится и к мнемоническому языку, предназначенному для чтения компьютером, если информация не помещается в строки, подобные нотным, то это создаёт дополнительные трудности для её редактирования и интерпретации. Именно поэтому в программе Пианола используются исключительно однобуквенные обозначения как для нот, так и для всяких других действий.

   Язык Пианолы построен на описанных выше принципах, и он показал свою практическую состоятельность в ходе многочисленных апробаций и экспериментов с ним.
   Нотные записи, созданные программой «Пианола_М», можно прослушать тут:
М.Огинский Полонез в переложении для звука трубы и фортепьяно - https://disk.yandex.ru/d/EPIgFbENdb25xg
Бах Сарабанда (звук струны) - https://disk.yandex.ru/d/3puHbsVtQgxIFg
Чайковский Октябрь (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/FNZrJ6LhUKGfWA
Чайковский Декабрь (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/n2GBmz1ZW_piBw
Чайковский Январь (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/2HJP0mXIYHzoqA
Чайковский Март (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/k2zbkolQd9xGGw
Чайковский Апрель (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/EZiWrzHHXjWK0A
Чайковский Ноябрь (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/SeN_g37-2qEh0Q
Чайковский Май (звук ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/pE2xhRQmRdjJ2Q
Шварц Романс "Я ехал к вам" (вокал и ф-но) - https://disk.yandex.ru/d/hrI8_zwMmwTvuA      

Полное описание нотного языка Пианолы приведено тут - http://proza.ru/2025/04/16/95

   Текстовая форма записи нот имеет ряд преимуществ, записав ноты в такой форме, Вы всегда можете вернуться к ним, отредактировать свою запись и сделать исполнение музыкального произведения более интересным и выразительным.
   Текстовые файлы с записями могут использоваться для прямых заимствований - отдельные музыкальные фрагменты в виде строк легко переносятся из одного файла в другой, и таким способом можно создавать музыкальные компиляции.
   Сама работа по переводу нот из традиционной формы в текстовую является интересным творческим процессом, в ходе которого Вы глубоко проникаете в сущность музыкального произведения и совершенствуете навыки чтения нот. Работу эту проводить удобно - окно программы «Пианола_М» достаточно узкое, на экране монитора Вы располагаете его поверх нот, так, чтобы нотные строки были видны. Завершив работу над одной строкой, проиграв её и сделав необходимые правки, Вы запоминаете результат и переходите к следующей строке.
   Так, постепенно, переходя от строки к строке, Вы совершенствуете свою музыкальную запись. И, даже не будучи виртуозом, но человеком, любящим музыку, Вы в полной мере можете насладиться этим творческим процессом.

_________
5.07.2025   


Рецензии