Град Светлый. Толкование Рериха

     ГРАД СВЕТЛЫЙ
   Смотреть на прекрасное - значит улучшаться /Платон
   Человек становится тем, о чём он думает /Упанишады
   Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, заступайтесь за немощных, долготерпите ко всем /Ап.Павел
   Человек должен стать сотрудником неба и земли. Все существа питают друг друга. Гордящийся своим знанием; желающий чрезмерно свободу; возвращающийся к древним обычаям - подвержены неминуемым бедствиям. Не делайте другим того, что не желаете для себя /Конфуций
   Как всё это старо, и как нужно именно сейчас!
   Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей.
   Среди духовных движений особенно звучат странники "Светлого Града".
*Какой контраст с нынешней эмиграцией: русофобской, бездуховной, скотоподобной...
   Как поучает Брат Алексей: "Меж болот мирской неправды, минуя скалы человеческой глупости, среди дебрей ложного (*либерального) знания, обретёшь Равнину Исканий и восемь дорог к ней. А посреди - озеро Живой Воды. Странник, ты принят в наш круг. Вот тебе посох с крыльями. Иди. Цветок Круга Странников - подорожник..." *Красота!
   Светлый Град стоит на чистом озере. К нему ведут четыре братства: Иоанново, восточное братство проповеди Духа, Бояново, северное братство магии искусства, Пиагорейское, западное братство науки и философии, Южное братство любви и жертвы. Странники совершают походы, встречаются в условленный местах и совершают духовную трапезу, состоящую их хлеба, вина и фруктов, под открытым небом. *Очевидная копия масонского движения с четырьмя Великими рериховскими ложами...
   Трещит мировое строение. Но там, где странники, где каменщики (*новые масоны, рериховцы), там Надежда претворяется в чувствование. Поспешим и не убоимся! *Сейчас, только штаны подтяну...

     БОЛЬ ПЛАНЕТЫ
   До того сильно стремление человека к природе, что он пользуется жалкими пародиями на природу - садами и даже комнатными растениями. Всё нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше. Люди, вышедшие из природы как-то инстинктивно чище потому, что они здоровее духовно. "Бросьте всё, уезжайте на природу",- советуют человеку, потерявшему физическое или нравственное равновесие.
   Город угрожает природе, прямая противоположность природе; город, созданный человеком, властвует над человеком. *Не отсюда ли то, что Немец говорит Брату у Балабанова?
   Город видимо одолел природу, на небе дымно начертал свои заклинания. Мы ошиблись, ожидая стоэтажных домов,- жилища города стали ещё выше, чтобы соблазнить дезертиров природы. Город завлекает слабых духом и оставляет природе туристов, толпящихся на избитых путях.
   Человек может сделать боль не только людям же, не только животным, но природе, и всей планете. Велика ответственность человеческая за природу, принять её должно как Конституцию человечества. *Зелёная Конституция Рериха!
   Ограбление (*русской) Природы есть расточение сокровищ (*русского) народа. *И потому должно караться самым жестоким способом!

   Да будет мир с вами,- заповеедал Христос
   Мир всем существам,- поёт перед молитвой подвижник Индии.
   Познав меня, как Возлюбившего всё сущее, мудрец обретает мир /Бхагавад-Гита
   Там, где собрались избранные, там разаётся только одна песня, песня мира,- говорит Коран.
   Каждая православная обедня начинается возгласом Великой ектении: "О мире всего мира Господу помолимся!".
*"Миру - мир!", как говорится...

   Книга (*рериховское ложи Востока) "Мир Огненный" заповедует: "Ошибка, что люди перестают учиться после школы". Философские школы Греции, Индии и Китая дают примеры постоянного учения. Нужно помогать обучению взрослых, радоваться объединению взрослых (*в рериховских ложах) для постоянного познавания. *Учиться рерихеризму настоящим образом!

     УЧИТЕЛЬСТВО
   Государство не может игнорировать положение учителя, иначе оно будет игнорировать положение всего своего юношества.
   Учитель существует для постоянного утверждения человеческого достоинства. От учителя ожидаем мы ведания самых высоких понятий, и в то же время не заботимся о том, чтобы запросы учителя были достаточно обеспечены. Люди хотят, чтобы учащиеся любили своего учителя. Любовь неразрывно связана с уважением, поэтому государство обязано создать для педагогов особо уважаемое положение. Позаботится, чтобы учитель стал самым ценным лицом среди установлений страны (*России). *Золотые слова!
   Охранение основ образования должно быть первейшим условием Лиги Культуры (*при руководящей роли соответствующей рериховской ложи). Следует обязать всех членов Лиги обратить особое внимание на дело образования. *И организовать сеть воскресных рериховских школ по типу иезуитских...

     ПАНТЕОН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
   Подумаем о том как бы следовало освещать значение Русской Культуры. *Далее Пантеон Русской Культуры "от Рериха" без пояснений:
   Дягилев, Шаляпин, Скрябин, Ремизов, Бунин, Бальмонт, Гребенщиков, Бенуа, Сомов, Яковлев, Добужинский, Бакст, Билибин, Малявин, Судейкин, Григорьев, Шухаев, Петров-Водкин, Коненков, Стеллецкий, Стравинский, Прокофьев, Павлова, Карманова, Нижинский, Мордкин, Больм, Мясин, вся труппа МХТ, Павлов, Мечников, Менделеев, Милюков, Метальников, Лосский, Ростовцев, Кондаков, Бердяев, бар.Траубе, бар.Нольде...
   Все русские поколения должны знать об этих творцах Культуры и черпать у них вдохновение и новые силы.
*Замечательно в Пантеоне Рериха полное отсутствие еврейских фамилий...

     МОЛЕНИЕ О МИРЕ
   Мир является священным оплотом человечества. Будем же утверждать всемирный День Мира. Когда во всех образовательных обществах одновременно напомнят об истинном сокровище человечества.
   Никаким приказом нельзя запретить войну, как нельзя запретить злобу и ложь. Но терпеливым напоминанием о сокровищах Культуры можно сделать войны недопустимыми проявлениями невежества. Для мира не надо ждать всемирного признания. В сердце своём назовём Знамя наше "Знаменем Культуры и Мира". Невозможно заставить молчать сердце человеческое, если оно открывается для Красоты и Добра.

Гималаи. 1932


Рецензии