Глава 4. Первый раз в первый класс
Стою во дворе важно надув щеки.
На мне военного образца фуражка с лаковым козырьком, стального цвета гимнастерка и отутюженные штаны, на ногах черные ботинки. А в руке дерматиновый портфель. Там букварь, карандаши, счетные палочки и тетрадки.
Затем на крыльце появляется мама, в красивом бордовом платье и с букетов георгинов в руках, спускается по ступеням.
- Ну что, пойдем сынок?
- Ага, - говорю я, и мы выходим за ворота.
Через пару минут со стороны перекрестка к нам подходит тетя Соня, ведущая за руку Юрца, облаченного в такую же форму. У них с собой тоже цветы и портфель. Мамы приветствуют друг друга, мы с братом солидно киваем друг другу, после чего вчетвером идем вдоль улицы на Рудник Краснополье. Там находится школа, где будем учиться. Когда-то в ней учились наши мамы и отцы, а теперь пришло время сыновей.
Когда минуем последние дома, навстречу попадается дед Передрей. Это старинный приятель дедушки Никиты, вместе воевали в Гражданскую. Работает водовозом на конном дворе. На голове старая казачья фуражка плечи обтягивает ситцевая рубашка, вместо одной ноги деревянный протез.
- Здорово девчата, - останавливается. - Никак ведете огольцов в школу?
- Здравствуйте, Матвей Захарович. Ведем, пришло время.
- Ну-ну, - обводит нас с Юрцом взглядом и скрипит дальше. А я тут же вспоминаю наше первое знакомство.
Было мне тогда три года, стояло лето, играл с мячиком во дворе. Мама полола картошку в огороде, Ляльки тогда еще не было. После очередного удара ногой мяч подкатился к воротам, я подбежал туда и увидел, что калитка не на защелке, как обычно. К маме недавно заходила соседка, поболтала с ней и ушла.
Встав на цыпочки, я тут же потянул на себя ручку, открыл калитку и оказался на улице. До этого меня туда одного не пускали. Вот она, долгожданная свобода!
Никаких мыслей в голове не было, вместо них работали ноги. Они вынесли меня на середину, в теплую пыль и я с удовольствием шлепал по ней вперед, туда, куда чуть опускалась дорога. По ее обочинам зеленела трава, мне было хорошо и хотелось шагать дальше.
- Ля-ля-ля, - довольно напевал я, размахивая в такт руками.
Потом улица закончилась, впереди открылась бескрайняя ширь, я в нерешительности остановился и сунул в рот палец. Такого никогда не видел.
С одной стороны, вдали, высилась рыже-красная гора, над которой висели облака, с другой были россыпи одуванчиков в траве похожих на маленькие солнца. А между ними та же дорога, ей не видно края.
Внезапно сзади послышался какой-то скрип, оглянулся
Со стороны улицы ко мне подошел какой-то дядька и остановился. Высокий, как папка, с седой головой и усатый. А еще у него была одна нога, вместо второй деревяшка.
- Ты чей будешь, пострел?
Я наморщил лоб, вспоминая, а потом глядя снизу вверх, сказал «мамкин».
- А куда идешь?
- Туда! - показал пальцем на уходящую вдаль дорогу.
- Все ясно,- шевельнул усами. - Давай руку.
Протянул ему ладошку, он взял в свою, и мы поскрипели дальше вместе.
Вскоре гора осталась позади, дорога опустилась вниз. Сбоку от нее, среди деревьев, стоял большой красивый дом. Перед ним было много цветов и лужайка с качелями, а на открытой веранде сидели какие-то молодые тетки.
Дядька толкнул рукой железную калитку, и мы пошли по каменной дорожке туда.
- Ваш пацан? - спросил теток, когда поднялись по крашеным ступеням. - Встретил на дороге.
- Да кто его знает, может и наш, - переглянулись. - Мы здесь второй день. Практикантки.
- Тогда забирайте, - подтолкнул меня вперед. - Да лучше глядите за детишками. Поскрипел обратно
Затем одна тетка спросила, как меня зовут, и я ответил, - Лель. Полное имя не выговаривал
- Ну, тогда умоемся, покушаем и отдыхать, - сказала вторая. - Все другие детки давно спят, а ты болтаешься.
- Ага, - согласился я, поскольку действительно устал и проголодался.
Далее меня умыли, накормили молочным супом и булкой с компотом, а затем отвели в большую прохладную комнату. Там в кроватках посапывают много таких как я, что снова удивило.
- Ну вот, теперь бай-бай,- уложили меня на одну из свободных, и я довольно уснул.
А в это время там, откуда я ушел, случился переполох
Закончив работать в огороде и не обнаружив во дворе чада, мама оббежала на улице всю многочисленную родню.
В результате создали группу поиска.
Баба Степанида с тетей Соней отправились по Луговой в сторону железнодорожного переезда, где в будке всегда сидел дежурный, а мама с бабой Варей и тетей Раей поспешили в обратную, в направлении старого террикона на окраине.
По дороге, на громыхавшей колесами водовозке им встретился этот самый дед Передрей, знающий на поселке всех и каждого.
- Стой, Захарович, стой! - замахала руками баба Варя.
- Тпру! - натянул вожжи. - Здорово кума. Чего надо?
- Вы случайно тут мальчика не встречали? Конопатый такой и с чубчиком, - запричитала мама.
- Конопатый, говоришь? - покосился на нее дед. - Как же встречал, с час назад. Отвел на Краснополье в садик.
- Слава богу! - обрадовалась бабушка Варя.
- Ладно, бывайте, - ответил Передрей, и водовозка погромыхала дальше.
Чуть позже, вчетвером, мы возвращались по дороге назад. Таким был мой первый выход в большой мир.
Вскоре впереди открывается поселок, спускаемся с бугра и идем к школе.
Она в длинном одноэтажном здании с высокой крышей, просторным двором, и примыкающим к нему небольшим сквером. На другом конце хозяйственные постройки
Двор перед школой пестрит многочисленными детьми с родителями, на крыльце стоят несколько строгого вида теток, а из репродуктора на столбе, бодро звучит песня
Всё выше, выше и выше
Стремим мы полёт наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ!
Мы вливаемся в праздничную толпу, мама с тетей обмениваются «здрасьте» со знакомыми, а мы с Юрцом рассматриваем сверстников. Все они поселковые, никого из ребят мы не знаем, но тут замечаем Женьку Хорунжего. Он тоже с мамой, у нее в руках цветы.
- Здорово Жень! - машем ему руками.
Потом в репродукторе что-то щелкает, он замолкает, и одна их теток на крыльце, в строгом черном костюме призывает всех к вниманию.
Для начала она поздравляет школьников с началом нового учебного года (родители громко хлопают в ладоши), а затем приглашает первоклашек занять места перед крыльцом.
Таких набирается человек тридцать, нас выстраивают с букетами у него в два ряда. Потом от старшеклассников отделяется один, в красном галстуке с маленькой девочкой на плече. В руке у нее зажат колокольчик на деревянной ручке, смеясь, громко в него звонит. Родители умиляются и снова хлопают в ладоши, а пара проходит перед нами.
Стоящий позади скуластый пацан отпихивает меня, чтобы лучше видеть, а я в свою очередь толкаю его. На нас шикают.
Торжественная часть завершается вручением цветов спустившимся с крыльца учителям. После этого родители остаются снаружи а учеников разводят по классам.
Наш в дальнем конце высокого длинного коридора, просторный и с четырьмя большими окнами.
В нем крашеный пол, три ряда зеленых парт, перед которыми стол со стулом. За ними на стене, большая черная доска, рядом тумбочка.
Сопровождающая нас молодая женщина в белой блузке и длинной расклешенной юбке, рассаживает всех ребят по партам.
Мы с Юрцом хотим вместе, не получается. Меня с каким-то пацаном она усаживает на предпоследнюю парту среднего ряда, а его с девчонкой на вторую, крайнего от окон. Женька получает место в противоположном ряду.
- Итак, ребята, будем знакомиться, - говорит, закончив процесс, учительница. - Меня зовут Лилия Иосифовна Достлева. Я ваш классный руководитель. Буду учить чтению, письму, арифметике и чистописанию. А теперь узнаю кто вы. Названным, нужно встать и отвечать «я». Понятно?
- Поня-ятно, - вразнобой тянет детвора, а потом сзади что-то падает.
- В чем дело? - глядит туда классный руководитель. И мы тоже поворачиваем головы.
- Он дернул меня за косу, - басит с предпоследней парты длинная рыжая девчонка. А я дала ему сдачи.
- Как твоя фамилия, мальчик? - задает вопрос учительница, поднимающемуся с прохода, расстроенному пацану в очках.
- Равлик, - бубнит тот, ощупывая ухо.
- Сядь на место и больше так не делай.
Пацан усаживается, а Лилия Иосифовна, берет лежащий на столе журнал и зачитывает по нему фамилии.
Первым встает Юрец и так до последней буквы алфавита.
Когда знакомство заканчивается, учительница присаживается на стул и предлагает всем достать из портфелей буквари, что все тут же исполняют.
- По ним я буду учить вас читать, - говорит она. - А может кто-то уже умеет?
- Я могу! - пищит сидящая впереди девчонка, « я, и я тоже» раздается еще несколько голосов.
- Похвально, - кивает Лилия Иосифовна.
Читать я тоже могу, но молчу. Чего зря хвастать?
Затем она предлагает нам достать тетрадки и разъясняет, что в тех, что в линию, мы будем писать буквы и слова, а которые в клетку - цифры. Далее наступает очередь счетных палочек, и когда я достаю из портфеля свои, они рассыпаются, а я лезу под парту.
- Это кто у нас? - интересуется учительница, когда сопя, появляюсь снова.
Я называюсь и получаю замечание. Оказывается на все в классе нужно спрашивать разрешение. Для чего следует поднимать руку.
Когда ознакомление с наличием у всех школьных принадлежностей заканчивается, классный руководитель знакомит нас с правилами поведения в школе, распорядком и другими нужными вещами.
Спустя некоторое время из коридора доносится звонок, и Лилия Иосифовна сообщает, что наш первый урок закончен, можно расходиться по домам, а завтра в восемь утра, всем быть в классе.
В числе других первоклашек, мы с Юрцом и Женькой выходим на зеленый двор, сзади меня окликают «эй пацан!» Оборачиваюсь - сзади стоит скуластый.
- Чего надо?
- Стыкнемся?
- Давай.
Вслед за этим, бросив портфели на траву, мы начинаем толкаться. Потом сцепляемся и падаем на землю, пытаясь друг друга оседлать. Не получается. Откуда-то появляется взрослый дядька, хватает нас за шкирки и растаскивает.
- Драться в школе нельзя, - говорит он. - Понятно?- Ага, - бурчим мы с противником.
- Ну то-то же. Можете быть свободны.
Чуть позже, мы с Юрцом и Женькой идем по знакомой дороге домой, насвистывая и размахивая портфелями.
- А ничего в школе, интересно, - говорит Юрец, сшибая ногой колючку на обочине.
- Я бы не сказал. Того нельзя, этого нельзя, - цикает на землю слюной Женька.
В течение первой недели мы осваиваемся в школе и знакомимся с ребятами в классе. Он насчитывает тридцать пять человек, из них четырнадцать пацанов, остальные девчонки. В классе имеется второгодник - Вовка Кириченко. Выше всех ростом, с черной косой челкой и угрюмый.
Моего соседа по парте зовут Серега Катченко. Он немногословный, рассудительный и спокойный. Три девчонки - Катя Яценко, Валя Белоусова и Таня Семикоз оказываются с нашей улицы. Живут на другом конце, раньше мы с Юрцом и Женькой их не знали.
Лично мне учиться нравится, у других по-разному. Уроки длятся сорок пять минут, между ними перемены. Вторая большая, полчаса. Можно побегать по двору, поиграть в «жошку» или «салки». Занятие кончаются в полдень, прощаемся с учительницей и идем домой.
Дома, сняв форму, переодеваюсь, обедаю и делаю уроки. Затем помогаю маме на огороде и выкатываю со двора имеющийся у меня велосипед. Вместе с другими пацанами гоняем на них по улицам, а когда темнеет, возвращаюсь домой смотреть телик.
Теперь они есть у многих, наш зовется «Рекорд». Показывает две программы - московскую и областную. Обе интересные, с фильмами, постановками и концертами.
Этой же осенью, перед ноябрьскими праздниками, папка выполняет свое обещание, и я впервые стреляю из охотничьего ружья. Происходит это в степи, за усадьбой деда Левки. Там они с дядей Женей устраивают пальбу по кружащим в небе воронам. У него тоже имеется ружье, называется «ижевка».
Вороны у нас считаются вредными: они уничтожают посевы на полях, крадут маленьких цыплят и разносят заразу. Когда сбивают нескольких, папка подзывает меня, заряжает ружье, и под его присмотром я дважды стреляю в стаю. Мажу.
- Ничего, - смеется дядя Женя, подстрелив влет еще одну птицу. - Твои вороны впереди.
Дома папка разрешает мне самостоятельно разобрать ружье, почистить, а затем собрать. После чего убирает в шифоньер.
Зима в этом году ложится рано, в начале ноября выпадает снег и ударяют морозы.
В канун Нового года в поселковом клубе ставят елку. Она метров десять в высоту, украшена множеством игрушек и серпантином. За день до него все младшие классы ведут в клуб, где шефы из шахтоуправления в котором работают наши отцы, вручают каждому подарки - объемистые пакеты с шоколадными конфетами, мандаринами и орехами. Такая традиция заведена давно.
На следующую весну мы с Юрцом переходим во второй класс, а Женька остается на второй год, не осилив учебную программу. Обидно за него, но что делать.
Летние каникулы, как и прежде, мы проводим вместе, купаясь в понравившихся нам бассейнах, совершая походы в балки и лазая по чужим садам. В своих фруктов навалов, но там они почему-то вкуснее.
К этому времени нас увлекает новая интересная игра. Называется «ножички». Имеются они у всех, как правило, перочинные. Есть с одним лезвием, двумя, штопорами и открывашками.
Игроки очерчивают на земле круг, поперек проводят черту: одна часть твоя, вторая моя и по очереди мечут в чужую. Если нож втыкается, «отрезают» себе часть, и так до тех пор, пока у соперника остается земли с Гулькин нос. Это считается победой.
Ножиками мы гордимся и мечтаем иметь финки. Как я уже упоминал, в нашем и городе на шахтах работает немало бывших заключенных из расположенных в округе лагерей. А теперь рядом с нашей улицей еще один. Как рассказали знакомые солдаты - строгого режима.
И, естественно, это привносит с собой, блатную романтику, на которую так падки пацаны: особый говор, показной шик и повадки. Многие из старших ребят играют в очко*, могут делать в драке козу*, а еще носят в карманах финки.
Захотелось такие иметь и нам с Жекой Цивенко. А как? Старшие научили.
Надо было купить десять пачек чаю, запихать их в чулок, приобщив записку «меняю на перо*». Затем ночью в укромном месте подобраться к лагерной ограде и зашвырнуть посылку в рабочую зону. На следующую или очередную ночь, в то же место прилетала обратная, с заказом.
Стали готовиться к операции.
Она упрощалась тем, что часть нашей улицы в сторону переезда, выходила огородами к боковой ограде лагеря. В конце каждого росли кукуруза с подсолнухами, откуда можно было к ней незаметно подобраться.
За пару дней мы с Жекой насобирали по посадкам и сдали в магазин три авоськи бутылок из-под водки и ситро, закупив на полученные рубли чаю. Пачки, вместе с запиской, поместили в старый чулок, и одним вечером, когда в небе зажглись звезды, отправились на дело.
Со стороны переезда прокрались в подсолнухи крайней усадьбы, насколько было можно, подползли к бетонной ограде. Метрах в пяти от нее, ближе к нам, имелась вторая, пониже, на столбах из колючей проволоки.
Я приподнявшись, метнул посылку и… Она зацепилась за тянущийся по ограде провод.
-У-у-у! - истошно завыло в лагере, на угловой вышке вспыхнул прожектор, а потом хлопнул выстрел и загавкали собаки
- Тикаем, - прошипел Женька, мы раком выползли с огорода и драпанули в степь. Там отдышались за старым породным отвалом, а когда все утихло, вернулись не солоно хлебавши по домам.Но от задуманного не отказались.
Вскоре через нашу улицу стали водить на работу в карьер в Краснопольевском лесу большую группу заключенных. Утром туда, вечером обратно. Охранял их десяток автоматчиков с овчарками на поводках.
Через несколько дней мы увязались за колонной, следуя на приличном расстоянии. Когда улица осталась позади, она, миновав центр поселка, затем примыкавшую к нему деревню Краснополье и спустилась в долину с неширокой рекой. По ее склонам рос лес, а справа, на опушке, рыжел карьер. До войны в нем ломали песчаник на различные постройки, а потом забросили.
Перейдя по плоским замшелым валунам, бегущий поток, мы выбрались на другой берег, юркнули в лес, и по кустам пробрались к опушке. Там влезли на раскидистый старый дуб, откуда просматривался карьер, размером с три футбольных поля.
Он был окружен высокими столбами с колючей проволокой, в которой имелись ворота (рядом будка), по углам сторожевые вышки, а внутри пара гусеничных тракторов с прицепами, автокран и бочки с горючим.
У ворот колонна встала, часть охраны поднялась на вышки, после чего створки распахнули, и она втянулась внутрь. Вскоре закипела работа: зэки махали кайлами, урчали трактора, запахло соляркой.
Понаблюдав, спускаемся вниз.
- Значит так, - щурит один глаз Жека.- Когда все отсюда свалят, проберемся внутрь и сделаем закладку.
Еще через короткое время, купив в магазине по прежней схеме чая, упаковываем его в газету, перевязав шпагатом, прихватываем кусок мела и вечером, когда колонна проходит обратно, направляемся в карьер.
Как и ожидали, кроме сторожа в будке, там никого нет. Только стоит техника.
Выбрав место подальше от будки, проползаем под проволоку, оттуда перебегаем к забою и в щель между песчаных плит, запихиваем свою посылку. А сверху малюем стрелу, острием вниз. Тем же макаром возвращаемся назад и пару дней ждем.
На третий, вечером, наведываемся в карьер - вместо нашего в щели лежит малый сверток.
Цапнули и скорее назад. Пролезли под колючкой, развернули в кустах, там финка. Небольшая, с острым лезвием и цветной наборной рукояткой. А на обертке, изнутри, написано: «еще столько чаю и будет вторая». Эту финку Жека берет себе, а потом вымениваем мне. Будет чем похвастаться перед пацанами.
Между тем за спортивной площадкой, на которой мы часто собираемся вечерами, появляется полоса препятствий. Ее за неделю построили заключенные - расконвойники*, предназначена для тренировок солдат.
Длиною полоса в две сотни метров и начинается с капитального блиндажа имеющего два входа. За ним пара извилистых бумов из бревен, дальше в полтора роста человека дощатые щиты. После, на высоту колена натянута стальная проволока протяженностью шагов двадцать, далее стена двухэтажного деревянного здания с нижним и верхним оконными проемами. За ней через десяток метров обшитый досками окоп. Еще через двадцать, окрашенный зеленой краской макет танка.
На занятия солдаты приходят утром, строем, во главе с лейтенантом. На головах стальные каски, за плечами автоматы. Поясные ремни оттягивают подсумки с запасными магазинами, фляги и саперные лопатки.
Полосу препятствий они проходят в следующем порядке: по команде офицера, засекающим время секундомером двое выскакивают из блиндажа вскакивают на бумы и, балансируя руками, бегут по ним до конца. Там спрыгивают, перемахивают щиты, бросаются на землю и ползут под натянутой проволокой.
Завершив, подбегают к «дому», карабкаются в нижнее, затем верхнее окно, после чего спускаются на землю. Пробежав оставшиеся метры, прыгают в окоп и мечут в макет танка учебные гранаты.
Тем, кто укладывается в нормативы, лейтенант разрешает перекурить, остальных гоняет до седьмого пота. Сидя под деревьями сбоку полосы мы за всем этим наблюдаем.
После завершения занятий лейтенант выстраивает солдат, делает, как они говорят «разбор полетов», а потом уводит строй в казарму. Настает наша очередь.
Мы быстро забираемся в блиндаж и, выскакивая оттуда парами, повторяем все, что делали солдаты. Получается. Вот только добросить до танка оставленные в окопе учебные гранаты никому не удается. Силенок маловато.
Пару дней играем на полосе препятствий в войнушку, а когда приходим туда в очередной раз, застаем там ребят из соседнего поселка. Называется он «Сто десятый».
- А ну двигайте отсюда! Это наше место! - тут же заявляет самый сильный из нас Колька Гузяк.
- Да побыстрее, пока шеи не намылили! - подпрягается Жека Цивенко.
- Вы!? Нам?! - вопит другая сторона и возникает драка.
Я залепляю кулаком кому-то в нос, сам тут же получаю в ухо, рядом Юрец колошматит своего противника. Нас больше, мы побеждаем, и чужаки мелькают пятками в сторону своего поселка.
Таких в Брянке семь: наш, «Булатовка», «Краснополье-Глубокое», «Завадск», «Криворожье», «Павловка» и «Сто десятый».
И пацаны всех поселков враждуют. Почему, мы не знаем. Старшие говорят, так было всегда.
Каникулы пролетают как один день, начинаются занятия в школе. Уроков становится больше, добавляются история с природоведением и география. В классе уже есть свои отличники - Лариса Лушина с Галя Недосветий, хорошисты и троечники. Мы с Юрцом ходим в хорошистах.
После первой учебной недели весь класс принимают в «октябрята»*. Делается это в торжественной обстановке во дворе школы. Нас выстраивают в две шеренги перед старшеклассниками с учителями, и мы торжественно обещаем хорошо учиться, любить свою Родину и продолжать дело великого дедушки Ленина.
Затем каждому вручается значок - красная пятиконечная звездочка с портретом юного Володи Ульянова. Приколов значки на грудь мы проникаемся гордостью за оказанное доверие.
В это же время у нас появляются дополнительные обязанности - дежурство по классу. Делаем это парами, каждая - один день. Нацепив на рукава алые повязки, дежурные следят за наличием мела для учителя, начисто протирают мокрой тряпкой классную доску, поливают цветы на окнах и бегают в учительскую за классным журналом.
Так как уроки теперь заканчиваются позже, в школе нам организуют перекус. Во время большой перемены каждый получает в специальной комнате со столами и лавками стакан топленого молока, а к нему булочку с изюмом. Все это бесплатно, за счет шахтоуправления в котором работают отцы.
Большинство из нас дети горняков.
Лилия Иосифовна нравится нам все больше. Занятия она ведет интересно, а на уроках природоведения, пока стоит хорошая погода, водит класс в степь и Мазуровскую балку. Там рассказывает об окружающих растениях, животном мире и полезных ископаемых нашего края.
А еще в школе один раз в неделю, по утрам, проводится линейка.
Все классы, с первого по четвертый, учителя выстраивают в обширном холле, затем появляется директор. Это женщина средних лет, в строгом костюме и с командным голосом - зовут Вера Власовна Майборода. На линейках разбирают двоечников и нарушителей дисциплины.
Их вызывают из строя, ставят в центре и каждому делается внушение. Ведут они себя по разному: одни обещают исправиться, другие потупившись молчат, а некоторые, из старших классов, пытаются огрызаться. Таких Вера Власовна быстро ставит на место.
На следующий день к ней вызываются родители или следует категоричное «не исправишься, вылетишь из школы!».
Бывают и торжественные линейки. Одна посвящается полету Юрия Алексеевича Гагарина в космос, совершенному накануне. Про это было правительственное сообщение и на линейке мы обещали лучше учиться и всегда чтить это имя...
Свидетельство о публикации №225070500516