Стою и стучу

Более подробно данная статья представлена на моей странице Dzen (https://dzen.ru/a/aGjhqJNvtUoWHzTY?share_to=link)

Откровение 3:20 с греческого текста (Nestle-Aland Novum Testamentum Graece).

1. Текст и перевод

Перевод с греческого Откровения 3:20:
«Вот, стою у двери и стучу; если кто услышит голос мой и откроет дверь, войду к нему и проведу вечер с ним, и он со мной».

2. Контекст Откровения 3:20

Откровение 3:20 входит в послание к Лаодикийской церкви (Откровение 3:14–22), одному из семи посланий церквям в главах 2–3. Эти послания начинаются с фразы, указывающей на говорящего:
«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, начало творения Божьего» (Откровение 3:14, с греческого).

Перевод (3:14): «Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный, начало творения Бога».

Ключевые титулы («Аминь», «Свидетель верный», «начало творения») помогают идентифицировать говорящего.

3. Кто говорит в Откровении 3:20?

Давайте разберём, кто является говорящим, основываясь на тексте и богословском контексте:

a) Иисус как говорящий

Текстуальные доводы:

В Откровении 1:17–18 Иисус представляется как «Первый и Последний», «Живой», который «был мёртв, и вот, жив во веки веков» (с греческого). Это указывает на его смерть и воскресение, что характерно для Иисуса.

Титулы в Откровении 3:14 («Аминь», «Свидетель верный», «начало творения») связаны с Мессией. Например, «Свидетель верный» (ho martys ho pistos) появляется в Откровении 1:5: «Иисус, мессия, свидетель верный, первенец из мёртвых» (с греческого). «Начало творения» (h; arch; t;s ktise;s tou Theou) относится к Иисусу, первому творению.

Колоссянам 1:15–16 (авторский перевод):

«Он — образ невидимого Бога, перворожденный среди всех творений. Ведь через него всё было сотворено — и на небесах, и на земле, видимое и невидимое: престолы, господства, начальства и власти — всё через него и ради него приведено в бытие» Богом. 

Здесь подчёркивается, что Иисус — «образ» Бога, то есть совершенный представитель и откровение Его сущности для людей, но не Сам Бог. «Перворожденный всей твари» — это указание на его особый статус избранного и первого в новом творении, а не на равенство Богу. Всё сотворено через него, то есть Бог действовал через него как через Свой инструмент.

Послания церквям (Откровение 2–3) традиционно приписываются Иисусу, так как он представлен как говорящий в Откровении 1:11 («Я есмь Альфа и Омега… Что видишь, напиши в книгу и пошли семи церквям»).

Образ «стою у двери и стучу» в 3:20 перекликается с евангельскими словами Иисуса, например, Луки 12:36: «Будьте подобны людям, ожидающим господина своего… чтобы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему» (с греческого). Это поддерживает идею, что Иисус — тот, кто стучит.

Богословский контекст:

В Откровении Иисус часто выступает как голос Бога, обращающийся к церквям (например, Откровение 2:1, 2:8). Его роль как Агнца (Откровение 5:6) и Царя царей (Откровение 19:16) делает его центральной фигурой, передающей Божьи послания.

Фраза «войду к нему и проведу вечер с ним» (3:20) подразумевает близкое общение, что соответствует роли Иисуса как Посредника между Богом и людьми (1 Тимофею 2:5: «Один посредник между Богом и людьми, человек Мессия Иисус»).

b) Бог Отец через Иисуса?

Текстуальные доводы:

В Откровении голос Бога и Иисуса иногда сливаются, так как Иисус действует как Его представитель. Например, в Откровении 1:8 Бог говорит: «Я есмь Альфа и Омега, Тот, Кто есть, и был, и грядёт, Вседержитель» (с греческого), но в 1:11 и 22:13 Иисус использует схожие титулы («Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний»).

Послания церквям адресованы «Ангелу церкви», но голос принадлежит тому, кто говорит от имени Бога (Откровение 3:14). Это может подразумевать, что Иисус передаёт слова Отца.

Богословский контекст:

В христианской традиции Иисус часто рассматривается как Логос (Слово, Замысел Бога, Иоанна 1:1), через которого Бог обращается к миру. Таким образом, слова в 3:20 могут быть словами Отца, переданными Иисусом. В Библии пророки всегда точно произносят фразы Бога от первого лица.

c) Ангел как посредник?

Текстуальные доводы:

В Откровении послания адресованы «Ангелу» каждой церкви (например, Откровение 3:14: «Ангелу Лаодикийской церкви»). Некоторые толкователи предполагают, что ангел передаёт слова Бога или Иисуса.

В Откровении ангелы часто выступают посредниками (например, Откровение 1:1: «Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог… и Он показал его, послав через ангела Своего рабу Своему Иоанну»). Однако в посланиях церквям (главы 2–3) голос принадлежит Иисусу, а не ангелу.

Фраза «стою у двери» (3:20) не характерна для ангелов в Писании, но соответствует образу Иисуса как Жениха или Господина (Матфея 25:1–13; Луки 12:36).

Богословский контекст:

Ангелы в Откровении передают видения, но не выступают авторами посланий церквям. Говорящий в 3:20 — это фигура с властью, данной Богом, что исключает ангела как основного говорящего.

4. Вывод

На основе текстуального и богословского анализа наиболее вероятно, что слова от Бога в Откровении 3:20 произносит Иисус:

Титулы в Откровении 3:14 («Аминь», «Свидетель верный», «начало творения») связаны с Иисусом (Откровение 1:5; Колоссянам 1:15).

Послания церквям (Откровение 2–3) приписываются Иисусу как Владыке (Господину), воскрешённому Богом (Откровение 1:11, 1:17–18).

Образ «стою у двери и стучу» перекликается с евангельскими словами Иисуса (Луки 12:36) и его ролью Посредника (Иоанна 14:6).

Таким образом, в Откровении 3:20 говорит Иисус, призывая людей открыть сердце для общения с Духом (Откр 2:17). Его слова отражают Божью волю, но текст указывает на Иисуса как основного говорящего.


Рецензии