Некрасов - герой или предатель, коллаброционист?
Споры о том, кто же были некрасовцы — казаками или «беглыми мужиками» — продолжаются. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что некрасовцы назывались КАЗАКАМИ во всех исторических источниках. Интересно другое: кто именно составлял их ряды, и кто вообще входил в состав булавинцев. В основном это были «новички» — крестьяне, которые не успели окрепнуть на Дону благодаря походам или московскому жалованию. При этом сами «старые казаки» зачастую были или прежними крестьянами, либо их потомками, вторым или третьим поколением.
Исследуем документы, относящиеся к событиям, предшествующим уходу Некрасова на Кубань. В них отмечается: "Воры булавинцы, пришедшие с Дона Сиротинской станицы и других городов, собрались с тысячей людей и 13 мая пришли на Волгу, и взяли город Дмитриевской на Камышенке без боя, поскольку местные жители не сопротивлялись". То есть, когда булавинцы прибыли в Камышин, местные рыбаки и солдаты сдались им и присоединились к "бунтовщикам". Далее говорится, что они планировали двигаться к Саратову и Царицыну, получив подмогу от местных жителей, которые прислали к ним атаманов. Однако когда царские войска подошли к Царицыну, булавинцы понесли поражение, и Некрасов вернулся на Дон, за ним последовали жители Камышина.
Таким образом, Игнат Некрасов уходил в сентябре на Кубань под покровительство крымского хана. Важно уточнить, кого именно в то время называли "казаками". В одном из свидетельств говорится о "саратовском рыбаке", который также стал "казаком", участвуя в грабежах и деля добычу.
Следовательно, термин "казак" здесь обозначает скорее род деятельности, чем сословную или национальную принадлежность.
Что касается самого Игната Некрасова, его войска в Царицыне были настроены на продолжение борьбы. Некрасов решил вернуться на Дон с пушками и армией, в то время как другая часть казаков осталась в Царицыне. Позже эта группировка была разбита. Когда Некрасов встретился с царскими войсками у Черкасска, он также потерпел поражение. После этого Некрасов, собрав оставшихся казаков (по различным оценкам от двух до восьми тысяч человек), в стремлении спастись от царских войск отправился за границу, на Кубань, которая в то время принадлежала Крымскому ханству и была населена казаками-старообрядцами, покинувшими Россию в конце XVII века.
Объединившись, Некрасов создал первое казачье войско на Кубани, и казаки признали власть крымских ханов. Беглецы с Дона и крестьяне постепенно присоединились к этой коалиции. Изначально некрасовцы обосновались на правом берегу реки Лаба, где сегодня находится станица Некрасовская. Позже казаки начали переселяться на Таманский полуостров, основывая новые поселения. Казаки регулярно совершали нападения на российские пограничные территории, и только смерть Игната Некрасова привела к более мирному состоянию дел. Анна Иоанновна в 1735-1739 годах не раз призывала казаков вернуться, но безрезультатно. В ответ на их сопротивление императрица направила на Кубань донского атамана с миссией вернуть непокорных некрасовцев. В страхе перед масштабной кампанией русских войск некрасовцы переселились на Дунай — из крымских земель в турецкие владения. Пушкин описал этот переход казаков к туркам: «С турецкой стороны были замечены копья, не бывавшие у них прежде; это были русские копья: некрасовцы сражались в их рядах». Также следует отметить, что некрасовцы, попавшие в плен к донцам, не брались в плен, а сразу уничтожались, поскольку они захватывали людей для продажи на невольничьих рынках.
Есть два момента, на которые стоит обратить внимание. Первый: зная историю Османской империи, мы осознаем, как османы жестоко обращались с христианами и гнобили народы. Однако некрасовцы смогли сохранить свои религиозные традиции, что становится уникальным явлением — возможно, они заслужили такое право верной службой Султану. Второй парадокс: служба России, которая предоставляет возможности для полноценного развития, часто рассматривается как неволя, в то время как служение врагам России, угнетающим культуру и экономику, считается свободой. По разным оценкам, с Игнатом Некрасовым к туркам ушло до 8 тысяч человек. Точное количество старообрядцев, присоединившихся к ним, неизвестно, но их также называли некрасовцами. В XX веке в Россию и СССР вернулись чуть более тысячи человек. Из оставшихся казаков на начало правления Петра I, составлявших несколько десятков тысяч, численность возросла до миллионов. Это заставляет задуматься о том, где казакам было лучше: на свободе в «Туретчине» или под давлением «царизма».
Что касается заветов Игната Некрасова, можно отметить, что дата его смерти, а также место рождения и происхождение остаются неизвестными, что вызывает вопросы о его отношении к последователям. Он оставил своим приверженцам набор социокультурных норм — «Заветы Игната». Единого списка этих заветов нет, и споры о их соблюдении в середине XVIII века привели к расколу среди некрасовцев. Часть из них переселилась с Кубани в Южную Добруджу. Последняя массовая миграция казаков-некрасовцев произошла в 1778 году при Екатерине II. Некрасовцы вернулись в Россию в несколько этапов: в 1912, 1920-х и 1962 годах. Сегодня потомки приверженцев Игната Некрасова живут преимущественно в Ставропольском крае, образуя население хуторов Старо-Некрасовский и Ново-Некрасовский. Вот некоторые выдержки из заветов атамана:
- Не подчиняться царизму. Не возвращаться в Россию при царях.
- На войне с Россией не стрелять в своих, палить над головами.
- Казаки должны сохранять истинно-православную старую веру.
- Не объединяться с турками, не общаться с иноверцами. Общение с турками только по необходимости (торговля, война, налоги). Ссориться с турками запрещено.
Если возникли связи с турками – это приговор. Высшая власть принадлежит казачьему Кругу. Каждый казак должен являться на Круг с 18 лет. Если он не приходит, его штрафуют дважды, на третий раз его наказывают кнутом. Штрафы устанавливаются атаманом и старшиной. Атаман избирается на один год после Красной горки. Есаулом можно стать после 30 лет, полковником или походным атаманом — после 40 лет, войсковым атаманом — только после 50 лет. Решения Круга исполняет атаман, которому подчиняются строго. Если атаман допустит проступок, его могут сместить до истечения срока. Если в войске не все в головных уборах, в поход идти нельзя. Решения Круга обязательны для всех, и за их выполнение следят все казаки. Без разрешения Круга казак не может покинуть станицу. Казакам нет пути в армию. Накопление благ — это обязанность, достигаемая трудом. Настоящий казак ценит свою работу.
Насколько эти заветы выполнялись и насколько они актуальны сегодня, решайте сами. Все же я поделюсь своим мнением. Что касается первого пункта: большинство вернулось после падения царизма и испытало желаемое счастье. Второй пункт не выполнялся должным образом. Казаки воевали со своими братьями из России. Третий пункт вызывает вопросы, если под трудом понимается разбой, грабеж и захват своих сородичей. В целом, кажется, что этот список был составлен недавно человеком, не слишком хорошо знакомым с историей некрасовцев. Но это лишь мое мнение; у вас может быть свое.
Что касается Круга, я уже упоминал это явление. Приведу простой жизненный пример, пусть он немного преувеличен, но для большей ясности. Представьте, что утром на конечной остановке автобуса пассажиры хотят сесть в только что прибывший автобус. Но вместо поездки слышится объявление: «В связи с тем, что водитель дважды проехал свой маршрут, его полномочия закончились, и вам нужно выбрать нового водителя из пассажиров. При этом наличие водительского удостоверения или опыта вождения не обязательно». После паузы вам предлагают несколько кандидатов, которые громко критикуют текущего водителя и обещают порядок, хотя сами не имеют навыков вождения. Вряд ли кто-то останется в этом автобусе, даже если путь всего на одну остановку. А если на остановке соберутся опытные водители, проблем не возникнет. Вот подобный пример иллюстрирует ситуацию с Кругом тогда и сейчас.
«Заветы Игната» включали более 170 статей, записанных в рукописной книге. К сожалению, уникальный документ народовластия был утерян в результате бесконечных войн и переселений, поэтому под его видом можно представить что угодно.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что восприятие Некрасова и его последователей как героев, укоренившееся в советской идеологии и историографии, вызывает серьезные вопросы. Эти казаки не только предали Русь, перейдя на сторону врагов, но и активно участвовали в набегах на земли Донских казаков, захватывая их в плен для последующей продажи на невольничьих рынках. Это предательство и жестокость со стороны некрасовцев делает их далекими от образа настоящих героев, и относиться к ним как к таковым — значит игнорировать факты их действия и моральную ответственность за содеянное. Таким образом, необходимо пересмотреть это восприятие и учитывать всю сложность исторической реальности, а не создавать мифы на основе идеологических установок.
Свидетельство о публикации №225070500860