Ой, Купала, ты Купала

Ой, Купала, ты Купала
[Тулпар Емшан]. Материал краеведческий ранее автором Татьяной Немшановой публиковался на литературных сайтах. Данный текст отредактирован, пополнен, иллюстрирован. Фотографии Татьяны Немшановой разных лет широко представлены на литературном сайте Изба Читальня.      



Июль. На Ивана-Купала с утра и до вечера над северной тайгой висит несносная жара. Погода прекрасна! если б, ни гнус: полчища комаров, мошки, слепни, овода- миллиарды представителей вампирного сообщества насекомых не позволяют продохнуть. Стоило показаться в пределах огорода, как кровососы накидываются со всех сторон; с разбегу впиваясь, вгрызаясь, в мгновение присасываясь, вытягивают жгучими хоботками плотскую кровь. Уснутьдома невозможно: надсадно жужжа, или хитро – молча, одиночные и компаниями, комариные дамские особи, выматывая душу, набрасываются, уповая отведать разгоряченной кровушки. От укуса подскакиваю, ожесточённо запоздало хлопаю по себе! Пакостное насекомое изворачивается, отлетает и через секунду атакует вновь.

Наконец-тополучилось выбраться на окраину села, чтоб отыскать и сфотографировать редкого на севере прудовика. Отыскать брюхоногого моллюска мешают комары. В сыром лугу, возле заросшей буйными травами старицы обосновалось «нерестилище» комариного рода. Ступая во влажную осоку, покрываюсь с головы до ног сплошным чёрным, шевелящимся слоем из сотен тысяч насекомых, жаждущих моей кровушки. И «дэты» не защищают, разве, - чуть притормаживают перед нападением.

Сегодня, с утра, дождавшись ветра, с головы до пят опрыскавшись ядохимикатами, облачившись в антикомарийный костюм, "перекрестясь", лечу по сельским улицам на велосипеде, стараясь оторваться от преследующих оводов на скорости. Спешившись на краю дороги, бегом ступаю на кочкастый луг.

Совсем недавно в долине озера стояла паводковая речная вода Ляпина, а теперь - зеленеет высоченная трава, цветут ярко-жёлтые лютики, порхают стрекозы. Причаленная с весны лодка, покоится не на речной глади, а на траве, заякоренная за ствол кедра. Пробираться к озерцу сквозь травостой приходится спешно, не щадя чистоту джинсов и белизну красовок. Вязну по щиколотку в нечто, типа тины с запахом человеческого бытия. Увидев, как «преобразилась» старица при содействии односельчан, понимаю, что перспектив отыскать моллюска мало. Выше, по протокам, обстановка не лучше: муть, соляра, железяки, пластиковые бутылки, пакеты, тряпки… Осталась надежда разыскать моллюска в сердце озера, где придонные родники освежают воду. К удаче, поиски увенчались успехом: в лужице, заросшей тиной, прогретой лучами летнего солнца, плавали моллюски. Они грелись в тёмной воде. Черпая в красовки жижу, ухитряюсь извлечь парочку.


Неповоротливые на вид, перепуганные появлением человека, прудовики шустро ныряют на дно под покров илистой взвеси. Серые раковины с серыми телами пахнут тиной, шевелят ногами. Смачиваю водой, чтобы не пересохли, укладываю на траву, дабы не разбежались. Пытаюсь извлечь фотоаппарат под ожесточёнными атаками взбесившихся комаров, налетевших со всей округи. Терпеть укусы голодного гнуса - нет сил! От впрыснутого яда трясёт, хочется бежать, обезумев от боли и жжения. Решаю рассмотреть моллюсков дома.



Выуживаю из воды смесь нечто «мутного», заворачиваю моллюсков, и несусь к своему «вороному». В горячке, кое-как, пристраиваю живность на багажник, выруливаю на дорогу и галопом удираю от вампирной погони.

В огороде выгружаю прудовиков в банку с водой. - Они крупные! - серые, со следами слоёв нарастания раковин, покрыты приросшей тиной. Смочив поверхность деревянной чурки, подстелив листья кабачков, высаживаю трёх моллюсков. Четвёртого извлечь не получается, тот прицепился ногой к стеклу и наотрез отказывается вылезать из воды. Опасаясь повредить, оставляю в покое. Растревоженный прудовик, деловито заползал.Очутившись вне воды, моллюски зашевелились, особенно один. Он вытащил единственную ногу из раковины и пополз, медленно перетаскивая известковый дом к краю бревна. Продвигаясь, выпускает слой густой серой слизи, - смазывает поверхность дерева. Следом за главнокомандующим по проложенной скользкой дорожке в путь отправляется второй моллюск, а третий, развернувшись, остаётся на месте, - у него домик в нескольких местах оголён – травмирован.

Переворачиваю лидера вверх ногой. Животному неподобающее обращение не нравится. Он обеспокоенно вытягивает ногу и брюшко, почти выбравшись из раковины, - то поворачивает тело, то меняет размер и форму ноги, отчаянно пытаясь перевернуться. Выпускаю прудовиков в болото. Озёрные и речные моллюски являются биофильтрами, - очищают воды от микроводорослей, микроорганизмов, химических веществ, являются кормом водных и околоводных обитателей.

С раннего утра – ливень. Дождь нужен! Теперь и грибы, ягоды пойдут! Стена воды уложила травы. Низкие, касающиеся земли облака – рваные серые, полные влаги, переползают через крыши домов. Природа, омытая купальскими водами, засияла в солнечном свете. С купальского дня по традиции начинается сенокос, заготовка лекарственных трав, берёзовых веников. В пик лета растительный мир наполняется лечебным соком, и травы в купальское утро излечивают любые недуги.

Семейство синиц откочевало в лес. Трясогузки порхают по грядкам, заглядывают в теплицу, набирают в клюв жуков, гусениц. Чириканье не стихает и белыми ночами. А сегодня с утра в огород переселился выводок воробьёв.Накануне праздника Ивана Купала, в пик новолуния – прекрасна рыбалка на щуку. Крупная хищница, охотясь, прожорливо кидается на спиннинг и на "зАкид".А до этого дня никакая молитва удачу рыбаку не притягивала.

На днях посетила озерцо, что на окраине села. Воды много. На озере поселилась кубышка жёлтая - настоящая! Она считается в центре России исчезающим растением.

Слово «природа» корнями уходит в древнеславянские ведические знания. «При Роде» живутрастения, животные, реки, горы, земля, находясь под покровительством Творца и являются его воинством. Лютое комарьё защищаеттайгу от нас - людей.

В ночь задул северяк. Резко похолодало. Испугалась, что выпадет снег. Обошлось. Вновь светит солнце, поют птицы. По огороду скачут молодые сороки. Буйно цветут травы. Они на севере спешат расцвести. Невольно вспомнились слова вековой давности Сергея Есенина:

«Ой, купало, ой,купало…
…Плачет леший у сосны-
Жалко летошней весны.»



Фото Татьяны Немшановой.
На фото: Западная Сибирь, ХМАО-Югра, Крайний Север, северная тайга. 5-12 июля 2008 год. Природа Зауралья северного. На рыбалке в лодке-горнячке лайки Бим и Дружок. Пейзажи середины июля 2008 года. Купальские белые ночи Севера и знойные летние дни. Озеро, озеро-старица. Бабочка на цветке лугового полевого горошка. Бабочка шашечница на цветке тысячелистника розового. Туман на ночной реке Манья. Озёрный моллюск брюхоногий –прудовик и место его обитания – озеро.

Ключевые слова:
Сергей Есенин, стихи поэта, брюхоногий пресноводный моллюск, прудовик, кубышка жёлтая, лилия, озеро, старица, праздник Ивана Купалы, купальский день, комары, кровососы, гнус, мошка, овод, слепень, тина, зной, дождь, огород, раковина, Россия, Западная Сибирь, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Берёзовский район, Крайний Север, Таёжная природная зона Югры, Лето, Июль, Природа Севера Сибири, Зауралье, Западносибирская низменность, долина реки Ляпин (Сыгва), Ляпинский край, природа, Род, творец, воинство, вампир, кровосос, ведичество, славяне, тайга, лес, луг, лютик. рыбалка, щука, рыба, лето, синицы, огород, сорока, болото.

Анонс.
Западная Сибирь. Крайний Север Югры. Июль. Купальские дни. Жизнь природы и людей в пике лета.

Очерки, зарисовки.
Человек и природа. Экология. Работа над произведением: Июль. 2008, 2009, 30 июня 2010, 7 июля 2010, воскресенье, 4 июля 2021 г., пятница, 8 июля 2022 г..суббота, 10 декабря 2022 г.
­


Рецензии