Ижак

   В сарае у бабушки стоял мотоцикл, прикрытый всякими тряпками и брезентом. Когда мы вместе ходили за картошкой или банками с соленьями и вареньем, моя голова невольно разворачивалась в сторону молчащей техники, и однажды, я осмелился спросить.
- Ба, я чей это мотоцикл?
- Не твоего ума дело, стоит и стоит, каши не просит.
- Ну ба, скажи, интересно…
-Дядьки твоего, он как с армии пришел, устроился к нам завод, работал, скопил и купил себе эту игрушку, накатался и в город уехал, бросил, вот и стоит двухколёсный в сарае, гниет.
- А че он с собой его не забрал?
- Забрал бы, если ставить куда было, за длинным рублем погнался, нашел себе там Королеву, она на таком ездить не будет, да уж, наверное, и забыл, что купил, стоит, место занимает, давно бы продал, хоть какой-то толк, помог бы матери с комбикормом или сено привезти- оно все польза, ай ладно, не мое дело, молодежь щас вся умная такая, слово им не скажи, сразу обижаться начинают…
  За сараем был небольшой участок земли на котором сажали овощи, был даже летний водопровод. Я сказал бабуле, что мы с Мишкой, моим другом, собираемся на турник к лесной школе и можем зайти по пути и полить огурцы и зелень- дело нехитрое. В те года, а речь идет о начале 80-х, ключи от сарая никто с собой не носил, как правило, с обратной стороны двери прибивали гвоздь, на который его (ключ) вешали, либо прятали за обшивочную доску. Все хозяева сараев были уверены, что никто не знает о данной хитрости, на самом деле, все и все друг про друга знали. Случаи воровства были очень редкими, как правило, это были залетные, приехавшие погостить, и местный участковый их быстро вычислял. Конечно, наш пацанский интерес было вовсе не в поливке огорода, я хотел показать другу мотоцикл. Мы прикрыли дверцу сарая, я стоял на стреме, Мишка сдернул тряпки и брезент и обнаружил, что ключ зажигания в замке, повернул его и лампочки справа и слева замигали, сразу стало понятно, что мот, хоть и долго стоит, в рабочем состоянии. Да, это был старый Иж (модель не помню) с двумя сидениями (для водителя и пассажира, как потом стали делать на Урале), колеса не были спущены, мы вдвоем немного его поболтали- в бензобаке еще оставался бензин. Было принято рискованное решение- попробовать вечером вытащить его на улицу и завести. Только вот нам двоим это было не по силам, слишком он тяжелый, поэтому решили позвать Серегу Рыжего, который был старше нас на 3-4 года и как-то хвастался, что для него езда на мотоцикле - это раз плюнуть, без проблем.
  Вечером мы втроем известным способом пробрались в сарай и еле- еле выкатили агрегат на улицу. Рыжий стал дергать рычаг, пытаясь завести мотоцикл, после множества повторений ничего не получалось. Вдруг, откуда навозмись, около нас нарисовался Олег- наш сосед. Он учился в техникуме и летом постоянно допоздна возился в своем сарае- чинил мопед. Олег особо в деревне ни с кем не дружил, его называли тихоней, но, увидев нас за непонятным занятием, заулыбался и предложил помощь.
- Дайте я попробую, че мучаетесь, надо плавно, че ты его рвешь.
- Да мы его уже по-всякому пробовали- не заводится.
- Как же вы хотите его завести, если ключ зажигания до конца не вставили, да бензин надо подкачать…
  Олег проделал необходимые действия, дернул несколько раз рычаг и промычал, что акум почти сдох, надо пробовать толкать. Мы втроем его протолкали метров триста- четыреста, после чего начались позывы схватывания, еще чуть –чуть и заведется. Иж завелся метров через четыреста, нашей общей радости не было предела. Олег доехал до конца школьного забора, развернулся и предложил нам проехаться самостоятельно. Мы все разом посмотрели на Рыжего хвастуна, который, как тогда говорили, зассал, а может просто не умел, что скорее всего. Олег нас прокатил несколько раз вокруг футбольного поля и помог загнать мот обратно в сарай, где мы, как нам казалось, весьма искусно спрятали следы преступления.
  Не знаю, как так получилось, но бабуля узнала, что мы катались на мотоцикле, устроила мне хорошую взбучку и запретила на три дня гулять с пацанами. К вечеру она отошла, и мне было назначено наказание- собрать всех жуков на трех картофельных огородах вместе с Мишкой, разумеется. Мы встретились на следующий день и стали думать, кто нас сдал. Олегу были безразличны наши покатушки, да и он молчун, на поле нас никто не видел, оставался один вариант- Рыжий. Только было непонятно, зачем он это сделал? Оказалось, что его дед одним глазом видел, как мы толкали мотоцикл и пообещал отправить его домой, если он во всех подробностях не расскажет, откуда мы взяли технику. Рыжий слил нас по полной программе, а его дед рассказал о случившемся на лавке моей бабуле, ну и так далее.
  Мой дядька приехал на выходные, и бабушка ему рассказала о случившемся. Однако, он совсем не стал сердиться, наоборот, потрепал меня рукой по голове, сказав, что технике впустую стоять и гнить, она должна работать. В этот вечер он посадил меня вперед, и мы вместе нарезали круги вокруг футбольного поля, я рулил. Через неделю мотоцикл был продан соседу, и на это лето наши приключения закончились, но уже через год они продолжились, потому что у моего бати был Иж-Юпитер-3 с люлькой, который я тайком угнал, и мы с Мишкой уже сами нарезали круги, после чего мое мягкое место надолго запомнило отцовский армейской ремень, одно хорошо- научился управлять мотоциклом.
 


Рецензии