Рубец Александр-Любим, посол Швеции в Москве, 1626
«В 1626 году приехали шведские послы—дворянин Юрий Бенгарт, а другой, к изумлению московского двора, назывался Александр-Любим Дементьевич РУБЕЦ, или РУБЦОВ, и по дороге ходил в русскую церковь. Царь послал спросить у пристава: каким языком говорит посол, в постные дни ест ли рыбу, по какому указу пристав пускал его в церковь, как он в церкви стоит и молится и в каком платье ходит?
Рубцов отвечал, что он русский человек, пострадал за православную веру от короля Сигизмунда, сидел в Мариенбурге в плену 11 лет и освобожден был королем Густавом-Адольфом. Несмотря на то, пристав в селе Черкизове не пустил Рубцова в церковь, а когда он приехал в Москву, то приставы говорили ему от имени думного дьяка Грамотина: «Ведомо, что ты был человек Московского государства и веры христианской греческой, а после того был в заточении у литовского короля в Малборке; и ты, будучи в Малборке, православную нашу веру держал ли? И в римскую и в иные веры не отступил ли и как ныне православную веру держишь?»
После удовлетворительного ответа послу позволили ходить в церковь; потом он бил челом, чтоб позволили ему видеть образ пречистой богородицы, обедню слушать в соборной церкви, святейшего патриарха Филарета Никитича очи видеть и благословение принять: бил челом, что он был в Малборке в заточении за христианскую веру, и отца духовного у него не было долгое время; так бы святейший патриарх пожаловал, велел дать ему запасные дары, де ему случится, в дороге или при смерти, и ему бы тем причаститься, а святейший патриарх его знал в Малборке. Ему позволили быть в Успенском соборе, где он виделся и с патриархом.
Рубцов, собственно, приехал послом не к московскому двору, а с целию отправиться через московские области в Белую Русь и в Запорожье.
В грамоте своей король уведомлял царя о своих успехах в Прусской земле против Сигизмунда польского и прибавлял: «Если ваше царское величество захотите поотомстить за великую неправду, которую польские люди вашей земле и подданным сделали, то ваше царское величество никогда не выберете времени удобнейшего, потому что татары вошли в Польскую землю с одной стороны, а мы с другой, думаем, что и с третьей стороны войдет в Литовскую землю некоторый великий государь: это мы Вашему царскому величеству дружелюбно объявляем ради той дружбы, которую оба наши величества между собою имеем».
Бояре отвечали: «Что король Густав-Адольф города у недруга своего побрал, тому Великий государь порадовался и всегда рад слышать, чтоб государю вашему недруга своего польского короля до конца победить и землями его завладеть. Король посылает Александра Рубцова в Белую Русь и в Запорожье; в Столбовском договоре сказано, что вольно шведским послам через Московскую землю ходить в Персию, Турцию, Крым, в иные страны и восточные земли, которые с его царским величеством не в явной недружбе, а про Белую Русь и Запорожье в договорных записях ничего не написано; Александра пропустить невозможно, потому что между Российским государством и Польшею заключено перемирье. Добрый совет отомстить королю Сигизмунду Великий государь принимает в любовь, мыслить о том будет, только теперь, в перемирные лета, сделать этого нельзя, это будет крестному целованью преступленье и на душу грех; а если хотя и малая неправда объявится от польского короля и до урочных лет, то Великий государь на польского короля идти готов и с Густавом-Адольфом королем наперед об этом обошлется».
С этим послы и отправились назад. Патриарх Филарет разослал грамоты к архиереям тверскому и новгородскому, чтоб они велели в своих епархиях пускать Рубцова в церкви, ибо он страдал в Малборке за православную веру, приговорен был к казни и он, патриарх, его терпенье видел».
АВТОРСКАЯ РЕМАРКА:
В приведенном выше отрывке автор также подтвердил, что малороссийская фамилия РУБЕЦ в русифицированном варианте звучит как РУБЦОВ. Это синонимы!!!
ВЫВОДЫ:
Удивительный документ, повествующий о встрече в польском плену в период 1614-1619 гг будущего патриарха и славного представителя рода РУБЦОВЫХ — Александра-Любима Дементьевича из Малороссии. Их сблизила единая судьба, а сила веры предопределила их будущую встречу в 1626 г.
Вероятно Александр-Любим РУБЦОВ был зрелым человеком, (ок1550-за1627), и сверстником Федора Никитича Романова (патриарх Филарет) (ок1553-01.10.1633). Семен младший (Созон?) РУБЕЦ из Стародуба также их сверстник!
Эти трое — люди одной эпохи.
Тот факт, что Александр-Любим РУБЦОВ был отправлен шведским королем посланником к русскому царю с важным документом о свободной торговле и установлению государственного союза могло быть доверено только знатному, уважаемому и грамотному человеку. Значит РУБЦОВЫ Александр-Любим и Семен (Созон?) из Стародуба с высокой степенью вероятности были братьями родными или двоюродными!
Свидетельство о публикации №225070601177