Вспоминая режиссёра А. Тарковского. Попытка постиж
Попытка постижения скрытого смысла фильма А. Тарковского «Солярис»
(1972 год)
Фильм Андрея Тарковского «Солярис» я смотрела в семидесятые годы двадцатого века, когда он вышел на экраны страны. Тогда, в молодости, фильм произвёл очень сильное впечатление. В нём было так много таинственного, космического, непостижимого. Но уже тогда я поняла, что этот фильм о высоких человеческих, духовных ценностях: о любви, о совестливости, о человечности. Тогда я размышляла о сознательном и бессознательном в этом фильме. А «гости» на космическом корабле воспринимались мною, как сны героев об их прожитой жизни.
И вот через пятьдесят лет я с радостью снова смотрю этот очень талантливый фильм по телевизору. Напряжённо вслушиваюсь в каждую фразу, внимательно всматриваюсь в интерьеры, где каждая вещь – символ, слушаю божественную, космическую музыку Иоганна Себастьяна Баха в интерпретации современного композитора Э. Артемьева.
Рецензий о фильме написано немало. Некоторые из них далеки от моего восприятия фильма, другие мне показались сложнее самого фильма.
Несколько слов о сюжете этого фантастического фильма.
Психолог Крис Кельвин, главный герой фильма, отправляется на космическую станцию, которая вращается вокруг таинственной планеты-океан под названием Солярис ( в переводе с греческого– солнечный), чтобы расследовать на корабле смерть одного учёного и психические проблемы других космонавтов на станции. Он должен решить, нужно ли продолжать исследование этой загадочной планеты.
Планета Солярис манипулирует сознанием людей, вступает в контакт с учёными на космическом корабле, посылая «гостей», «что-то вроде совести». Каждый космонавт со своей проблемой совести справляется по-своему. Я ещё вернусь к теме «гостей».
Два образа-символа в фильме определили направление моих размышлений об этом авторском кино.
Первый образ-символ, который я так поняла: Планета - океан Солярис –мыслящая субстанция – материализованный невидимый мир, аллегорическое воплощение Бога. Человек встречается с Богом, который «ведёт людей и требует от них праведности» (Л.Толстой).
Размышляя над фильмом, я пришла к выводу, что этот философский фильм о встрече с Богом и его взаимоотношениях с человеком.
Второй образ-символ–последние кадры фильма –это точная инсценировка картины Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». На пороге отчего дома герой фильма Крис Кельвин, прилетевший из космоса на родную землю, полный раскаяния, падает на колени перед отцом, а отец прижимает сына к себе. И в фильме, как и в картине Рембрандта, переданы эмоциональная и духовная связь родных людей: покаяние сына и прощение его отцом.
Именно тогда, увидев эти кадры, я поняла, что А. Тарковский создал фильм в виде притчи о блудном сыне.
Любая притча –это символический рассказ, иносказание и поучение. В ней в аллегорической форме заключена духовная и нравственная истина. Правда, и толковаться одна и та же притча может людьми по-разному.
Символы, то есть условные обозначения идеи,– это метафоры, антитезы, аллюзии, аллегории буквально пронизывают весь фильм. Каждый символ, который использует в фильме режиссёр, имеет подтекст, скрытое философское и нравственное содержание, он эмоционально доносит до зрителя то, что волнует режиссёра. Каждый символ ведёт к раскрытию авторского замысла.
Захотелось мне поразмышлять о стилистике фильма, «расшифровать» некоторые символы, используемые этим удивительным режиссёром, создавшим авторское кино, которое, по его мнению, находится между музыкой и поэзией.
Начну с метафоры в конце фильма, которая произвела на меня сильное впечатление: отчий дом Криса, островок в центре мирового океана, Вселенной. Отечество, данное Богом, – самое главное в жизни человека! Так восприняла я эту метафору.
Метафорой открывается фильм. Раннее летнее утро. Звучит торжественная музыка, прелюдия И.-С. Баха. Плавно струятся водоросли в воде. Течёт, бежит, льется в виде дождя вода, как символ и источник жизни. Вековые, величественные дубы отражаются в пруду, похожем на огромное зеркало. Дети пробегают по лужайке, деревенский дом отражается в зеркале пруда, вдоль которого пробегает красивая лошадь, как свидетельница начала цивилизации.
Очарование этих кадров невозможно передать словами. Здесь всё светло, солнечно, прекрасно. И зритель восхищается частичкой сохранившегося на Земле Рая. Здесь отчий дом Криса Кельвина.
Но вот развёрнутое метафорическое сравнение отчего дома с кусочком рая на земле сменяется антитезой – зритель в течение 4,5 минут видит мегаполис, город-призрак.
В этом городе всё рационально, одинаково и бездушно: небоскрёбы, похожие на гигантские спичечные коробкИ, вереница машин, ныряющих в бесконечные туннели, мощные металлические эстакады, похожие на гигантские клетки без дверей. Несущиеся потоки машин с зажжёнными фарами напоминают гигантский муравейник! Кажется, что это всё построено роботом, который не способен передать красоту мира. «Что есть красота и почему её обожествляют люди» ( Н.Заболоцкий) Такие слова не могут возникнуть, глядя на это творение из бетона и железа. Здесь всё мрачно, темно, уныло. Неуютно. Пронзительные, резкие звуки, вместо музыки, усиливают ощущение ада кромешнего.
Тарковский придал этим кадрам символическое звучание, подняв их до философского обобщения. Здесь нет человека. «А человеку нужен человек»,–говорит один из космонавтов.
Режиссёр будто обращается к зрителю: нужна ли такая бездушная цивилизация Человеку? .
А вот ещё один образ-символ. Библиотека космического корабля, центр духовной жизни на корабле. Здесь герои размышляют о науке, о смысле жизни. На полках расположены произведения искусства, духовно-нравственные ориентиры человечества, которые приближают человека к Богу: бюст Гомера, скульптура Венеры Милосской, «Дон Кихот» М. Сервантеса, икона А.Рублёва «Троица», картины художника 16 века Питера Брейгеля.
Особенно часто камера фиксирует взгляд на картине П. Брейгеля «Охотники на снегу». Зачем автор это делает?
Возвращаются с не очень удачной охоты понурые охотники, их добыча – одна лиса. Кто-то катается на коньках, кто-то несёт хворост, на доме висит какой-то диплом, кто-то жарит кабана. Все люди заняты сиеминутными делами. Они даже не общаются друг с другом. На картине изображён мир земной, бренный, унылый, безрадостный. Но Брейгель изображает и другой мир. Чем дальше уходит взгляд в глубь картины, тем светлее и радостнее становится горный пейзаж. Там ясный, гармоничный, прекрасный, горний мир, место обитания Бога. Но его не замечают, не видят люди, изображённые на переднем плане картины.
Особенность творчества П. Брейгеля– изображать на своих живописных полотнах земной и духовный мир. Ему важно убедить зрителя в том, что со всеми своими земными стремлениями и заботами – человек лишь временный гость на земле. Мелкие будничные дела съедают человеческую душу, а о вечном, духовном люди не задумываются.
Каждую из картин П. Брейгеля можно проиллюстрировать цитатой из Библии: «И оглянулся я на все дела свои – всё суета и томление духа… Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» (Книга Екклесиаста, 2:11)
Не раз в библиотеке космического корабля камера фиксирует творения гениальных людей, талант которым дан Богом: проплывает во время невесомости на корабле книга М.Сервантеса «Дон Кихот», камера фиксирует детали картин Питера Брейгеля, Венера Милосская «слушает» споры о смысле жизни. А. Тарковский словно говорит современному зрителю, как важно не терять духовно-нравственные ориентиры, выработанные человечеством, которые « насыщают» душу. Но, по мнению режиссёра, материальный, а не духовный мир господствует в современной цивилизации.
Диалоги в любом произведении искусства играют важную роль в раскрытии авторского замысла.
Крис перед полётом прощается с родными местами, прощается с Родиной. Грустный, потерянный, бродит он по лугу, где трава по пояс, замирает на мгновение возле пруда, над которым склонились вековые деревья. Душа его словно застыла, он не видит частицы рая на Земле. В руках Криса – металлическая коробка для стерилизации шприцов. Мы ещё вернёмся к этой выразительной метафоре.
Очень важный разговор происходит у Криса с отцом и Бертоном, космонавтом, который имел непосредственный контакт с загадочной планетой –океаном и был потрясён увиденным.
Крис в своих суждениях очень категоричен. Он считает, что необходимо разгадать тайну загадочной планеты –океана, постичь истину любой ценой, любыми методами, включая самые агрессивные. Бертон убеждён, что в основу любого научного открытия не могут быть положены безнравственные принципы. Истинно то, что нравственно.
Поэтому отец считает сына человеком жестоким, больше похожим на бухгалтера, чем на учёного. В работе бухгалтера требуются знания, кропотливый учёт и жёсткий контроль. В ней нет места размышлениям, полёту мысли, фантазии, моральным принципам, которыми руководствуются настоящие учёные.
Для отца Криса, как и для Бертона, ясно: опасно пускать в космос человека с такими суждениями, как у Криса. Но Крис уже завтра покинет отчий дом и начнутся приключения блудного сына.
После напряжённого разговора Криса с отцом зритель видит в доме ещё один символ – портрет матери Криса, молодой, красивой женщины, которой уже нет в живых. С грустью смотрит она на сына. Мне кажется, что скрытый смысл этих кадров в том, что мать не может осуждать своё детище, она может только любить и жалеть.
А теперь о главном символе фильма –о «гостях» на космическом корабле, которых посылает Океан после того, как космонавты попытались облучить таинственную планету рентгеновскими лучами.
«Гости» на корабле» –это материализованная океаном совесть, тайные грехи участников экспедиции. Каждый из учёных по-своему переживает посещение «гостей».
Космонавт Гибарян, которому является «гость» в виде девочки, не выносит мук совести, своей вины и кончает жизнь самоубийством.
В виде отвратительного карлика предстаёт «гость-совесть» другого космонавта, который презрительно отшвыривает свою совесть-карлика ногой. Сарториус занят научными исследованиями, а такие духовные понятия, как любовь, совесть не нужны, по его мнению, настоящему учёному.
Гостья Криса– космическая Хари, жена Криса, которая покончила жизнь самоубийством десять лет назад, сделав себе укол с ядовитым веществом. Тогда Крис после ссоры с Хари ушёл из дома, забыв убрать коробку с ядом.
Явление космической Хари раздражает Криса. Он пытается избавиться от неё, но это невозможно в условиях космического корабля. Крис, вспоминая жену, их ссоры, понимает, насколько каждый из них был эгоистичен, потому что слышал и слушал только себя, не пытаясь понять другого. Воспоминания Криса о жизни земной Хари очеловечивали космическую Хари, делали человечнее самого Криса. Харри и Крис, живя в условиях корабля, полюбили друг друга.
Подлинная любовь бескорыстна, она придаёт смысл их существованию. «Ты мне дороже всех научных истин»,–говорит Крис своей любимой. Жертвенность становится естественным проявлением чувств.Подлинная любовь бескорыстна, она придаёт смысл их существованию. «Ты мне дороже всех научных истин»,–говорит Крис своей любимой. Жертвенность становится естественным проявлением чувств. Крис решает остаться на корабле, так как Харри не может существовать вне его. Но Харри решила иначе. Она приносит себя в жертву– уходит с корабля навсегда.
Как Тарковский показывает, что Любовь– это святое, божественное чувство. Об этот говорит ещё одна метафора – сцена Вознесения Хари. Метафоричность сцены Вознесения невозможно выразить словами. Можно только почувствовать некое волшебство и соотнести его с божественным Вознесением Христа.
Истинные чувства Криса вознаграждаются явлением ему во сне любящей матери, которая моет руку сыну. Снова сцена-символ. Святость чувства матери ассоциируется с Христом, который мыл ноги своим ученикам.
Мыслящий Океан оценил энцифалограмму Криса (Его душевное состояние изменилось)– «гости» перестали являться на корабль.
В конце фильма все образы-символы сконцентрированы в нескольких кадрах.
Каким возвращается Крис, блудный сын, из космического полёта? Герой идёт к отчему дому, снова видит частичку Рая на земле, хотя наступила уже поздняя осень.
Теперь Крис не похож на сухого бухгалтера и эгоистичного, жестокого учёного. С большой любовью в сердце, получив божье благословение, он, прощённый и спасённый, искренне раскаивается в своих ошибках. Человек духовно богатый, теперь он способен на глубокие переживания, которые нельзя измерить материальными благами.
Другие символы. На окне отчего дома Крис видит кувшин, из которого умывала его в детстве мать, и коробку для шприцов. Это знаки его судьбы: память сердца о матери и сознание вины перед своей женой.
Совесть, как божественное начало, нравственный закон, живущий в человеке, не даст ему покоя, она будет с ним всю жизнь. По мнению И.Канта, «две вещи свидетельствуют о Боге: звёзды надо мной и нравственный закон во мне…Именно душевные порывы, – пишет И. Кант,–взывающие к глубинным, истинным нашим побуждениям, и говорят нам о том, что Бог есть».
И ещё один символ. Подойдя к окну отчего дома, Крис видит сквозь стекло отца, который достаёт с полки много книг. По-видимому, они нужны ему для научной работы. И снова возникает образ-символ воды, как источника жизни,– потоки дождя, льющиеся на спину отца Криса, как божья благодать.
«Путь к истинной религиозности пролегает… через стремление к рациональному знанию –это путь к Богу», так писал Альберт Эйнштейн. Думаю, что А. Тарковский вложил именно этот смысл в заключительные кадры фильма.
Космос - это тоже метафора. "Человеку нужна Земля",--говорит один из героев фильма, и её надо беречь не успехами технического прогресса, а такой, как показана она Тарковским в начале фильма-- красивой, умиротворённой, родной.
Какая духовная и нравственная сила заключена в авторском кино А. Тарковского о блудном сыне?
Поэтично, образно режиссёр фильма «Солярис» А. Тарковский рассказал в своём фильме о том, как важно сохранять в сердце своем такие духовно-нравственные ориентиры как совесть, стыд, Любовь ( к матери, к женщине, к родному дому, к Родине)
Кино, по мнению А. Тарковского, даёт возможность прийти к познанию своей души и окружающего мира.
Он считал, что настоящее произведение искусства призвано помочь человеку найти объяснение смысла жизни. И эта мысль проходит через весь фильм.
Сохранять человечность, несмотря на любые испытания в сошедшем с ума мире.
Свидетельство о публикации №225070601248