Будапешт как образцовый продукт империи Габсбургов

  (Вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/HUNGARY/Budapest.htm)

  Будапешт в своих лучших качествах -- порождение империи Габс-
бургов: основная застройка его исторического центра (дальше кото-
рого туристы обычно и не ходят) появилась именно при Габсбургах,
в империи, в духе империи, для демонстрации величия и благополу-
чия империи (а также, разумеется, в какой-то степени и для жизни
людей).
  Будапешт получился эффектнее Вены -- основной столицы указанной
империи. Возможно, он являет собой вообще САМУЮ БЛИСТАТЕЛЬНУЮ в
архитектурно-ландшафтном аспекте столицу в Европе по состоянию на
1939-й год, а может, и на 2014 (чтобы сказать точнее, надо огово-
рить объективные критерии блистательности).
  Почему 1939-й. Первая Мировая война почти не задела европейских
столиц, Вторая превратила некоторые из них в руины, а после неё
настала немножко другая эпоха (социализм, функционализм, крушение
колониальной системы, разноцветная иммиграция), так что меряться
надо, наверное, именно 1939-м годом.

                *  *  *

  Будапешт -- город пламенеющей архитектуры всех европейских сти-
лей, в каких только можно было воспламенеть. Город образцовый во
многих отношениях (но в некоторых и ужасный, конечно: скопище
курильщиков, велосипедеров, бомжей и т. п.; вдобавок сюда уже
налезло немало шустрой афроазиатской разноцвети, что тоже не
улучшает настроения у попадающих сюда путешественников-консерва-
торов).

                *  *  *

  От города с таким обилием целебных минеральных источников (в
которых настолько много воды, причём горячей, что в ней даже ку-
паются) ожидаешь, что его жители -- почти сплошь румяные здоровя-
ки, слегка раздувшиеся в средней части от чрезмерных порций
гуляша. Так вот, на самом деле это очень не так. Вид весьма мно-
гих будапештян довольно болезненный, и вообще в городе всё время
натыкаешься на алкоголиков-доходяг. Я понимаю, что дело тут не в
источниках, а в отравляющем действии автомобильных выхлопных
газов и -- опосредствованно -- европейской свободы-демократии,
которого никакими купаниями не компенсируешь.

                *  *  *

  На улицах тут и там попадают на глаза чернявые издержки членст-
ва в Евросоюзе, хотя ни одна африканская или азиатская страна в
Евросоюз не входит.

                *  *  *
 
  Будапештский отель Hid ("Мост"), услугами которого я пользовал-
ся, -- скромненький, беспроблемный, на тихой улице. В 12 минутах
ходьбы от станции метро, названной в честь близлежащего стадиона,
названного в честь какого-то спортсмена (его фамилия у меня в
голове не задержалась, и слава Богу: в ней и без того много мусо-
ра). Соседняя станция -- Восточный вокзал (Келети пайаудвар). От
гостиницы до Парламента -- час ходьбы, но -- ПО БУДАПЕШТУ. Правда,
участок пути до упомянутого вокзала пролегает по довольно вонючей
улице без магазинов. Но это воняет прекрасный Будапешт. Также
можно добираться пешком до парка, в котором находится чудной за-
мок Вайдахуняд и к которому примыкает дивная Площадь героев, от
которой начинается блистательный проспект Андраши. По дороге к
парку -- Технический музей и супермаркеты. Короче, местоположение
отеля -- это самый край центра города. Как-то так.
  В отеле Hid я столкнулся с двумя мелкими ночными гадостями, с
которыми прежде, вроде, не сталкивался. Во-первых, ноющий
мини-холодильник, который приходилось выключать, потому что мне
не подошёл частотный спектр его шума (это не белый шум был, а ка-
кая-то мерзость, наверняка с примесью инфразвука, по слухам вред-
но действующего на всякие органы человеческого тела). Во-вторых,
ревучий смыв в унитазах (не из бачка, а непосредственно из водо-
проводной трубы). Выключать этот смыв (у соседей) не получалось.

                *  *  *

  Насколько помнится, в Вене нет ни одного храма, который разме- 
рами и декорумом хотя бы сравнялся с будапештской базиликой Свя-
того Иштвана. Венский готический Новый ратхаус -- прекрасное зда-
ние, но здание парламента в Будапеште -- чуть-чуть прекраснее.
Венский Хофбург -- достойный императорский дворец, но расположен
не на холме над Дунаем, а это существенный минус по сравнению с
Королевским дворцом в Будапеште. И так далее. Или вот если тот же
Дунай взять: через Вену он протекает как бы по задворкам, кое-где
даже отгороженный от города валами во избежание наводнений, тогда
как в Будапеште Дунай -- это, можно сказать, главная улица. Вена
в Дунай не смотрится, а Будапешт именно что смотрится -- многими
лучшими зданиями. И в Вене нет ничего равноценного будапештскому
Цепному мосту. Вывод: по части представительных сооружений эпохи
поздних Габсбургов Будапешт Вену немножко таки превзошёл. Навер-
ное, император Франц Иосиф хотел всего лишь УРАВНЯТЬ две столицы
в их блеске, чтобы венгры не страдали из-за своего неведущего
положения в империи, но архитекторы немножко не сумели вовремя
остановиться.

                *  *  *

  Королевский дворец в Будапеште размашист, хороших пропорций и
очень зрелищно расположен, но и только: снаружи он скромноват (в
сравнении с тем же венским Хофбургом; возможно это было допущено
из политических соображений), а внутри ныне и вовсе жалок --
своим исключительно современным оформлением (во всяком случае в
той части, которая занята Национальной галереей). Но тут уже не
Габсбурги виноваты, а русская гаубичная артиллерия и русская
бомбардировочная и штурмовая авиация в 1945 году.
  О Национальной галерее. Экспозиция 1-го этажа прекрасна (клас-
сика), экспозиция 2-го -- ущербна (импрессионисты и примкнувшие к
ним), экспозиция 3-го -- мерзостна (новейшие выверты). Из галереи
можно подняться к куполу дворца и посмотреть на окрестности гла-
зами императора Франца-Иосифа.

                *  *  *

  Цитадель на горе Геллерт, выразимся честно, не зрелищна. На та-
ком видном, ключевом, можно сказать, месте надо размещать объекты
с более тщательно проработанным внешним видом, да и внутренним
тоже. Эта невзрачная Цитадель как средство монументальнойпропа-
ганды ничего собой не представляет. Статуя, торчащая на колонне
перед цитаделью со стороны Дуная, вблизи выглядит такой же
дурацкой, как и издали. Что бы она там ни символизировала, лучше
держать такое дома в дальнем углу и никому без острой нужды не
показывать. Правда, с горы открываются хорошие виды на город, что
частично окупает подъём.
  Строительство Цитадели на горе Геллерт началось в 1853 году и
продолжалось 7 лет. Святое место не было пустым, и пришлось пред-
варительно снести обсерваторию. Позже Цитадель никогда не перест-
раивалась (надо думать, потому что была не особенно нужна). Венг-
ры ненавидели её как символ австрийского господства и якобы рас-
пространяли нелепые слухи, что заряженные пушки Цитадели были
постоянно направлены на основные здания города, чтобы тут же об-
стрелять их при получении приказа. При этих пушках якобы постоян-
но дежурили солдаты с зажжёнными фитилями. Так написано на таб-
личке, приколоченной венграми к стене Цитадели. В 1897 году Цита-
дель была передана городскому муниципалитету: венграм бунтовать
против Габсбургов отболело. Часть укреплений была вскоре разруше-
на (якобы в соответствии с австрийскими военными правилами), но
муниципалитет всё время порывался разрушить и остальное. Разруше-
ние не состоялось и-за того, что авторитеты не сошлись в мнении,
что будут строить на этом месте потом. Мой любимец Мор Йокаи
(1825-1904) был среди немногих тех, кто предлагали ничего больше
не ломать, а просто устроить в Цитадели музей, а вокруг него --
парк. Поскольку ни на то, ни на другое не было денег, в Цитадели
сделали приют для оборванцев, поскольку те и так уже там освои-
лись.
  В межвоенный период в Цитадели снова появился небольшой гарни-
зон.
  В конце 1944 года Цитадель была оборудована немцами для сраже-
ния до последней капли крови, и в ней разместился один из глав-
нейших немецких штабов. 12 февраля 1945 года Цитадель была взята
штурмом. В штурме принимали участие, помимо советских солдат,
венгерские добровольцы.
  После войны Цитадель была слегка приведена в порядок и попала в
распоряжение Венгерской Народной Армии. К 1956 году, в связи с
некоторым затишьем в холодной войне, численность Венгерской На-
родной Армии была сокращена с 230 000 до 85 000 человек, и её
руководство решило передать часть военных объектов гражданским
властям, но передача была сорвана советской оккупацией Венгрии. В
Цитадели снова появились русские. Передача состоялась только в
1974 году.

                *  *  *

  Пещерная церковь под горой Геллерт, напротив великолепной гос-
тиницы в стиле сецессион и недалеко от моста, -- маленькая и убо-
гая до омерзения: ни грана таинственности; естественная красота
камня забрызгана цементным раствором; культовые прибамбасы -- в
современном дегенератском стиле. Да и не старинная она вовсе:
далеко не катакомбы первых христиан. Вдобавок там надо платить за
вход. Кстати, первого видного христианина в этих местах звали,
как и гору, Геллертом. Был он епископом и, наверное, докучал пер-
вобытным венграм своими предложениями креститься. Отличился он
тем, что в 1946 году венгерские языческие борцы с примитивными
христианскими догмами засунули его в бочку, навбивали в неё гвоз-
дей и потом столкнули её в сторону Дуная с вот этой самой горы,
которая потом в честь него же и была названа. В 1083 году он был
канонизирован как Герард Венгерский и ныне числится одним из
небесных покровителей всё-таки охристианившегося венгерского
народа.
  На горе Геллерт [можно спокойно справлять нужду чуть ли не под
любым деревом] на самом деле приткнуться почти негде, хотя народу
там бывает мало, потому как высокая она, и крутая, и расположена
немножко на отшибе (не возле метро). То, что на карте города изо-
бражено обнадёживающим зелёным цветом, в действительности оказы-
вается районом вилл, а где не виллы, там довольно редкие деревья
с элиминированным "подлеском", как будто владельцы вилл пригото-
вили местность для защиты своей собственности пулемётами. Плюс
психическое напряжение от всяких шавок, без поводков и намордни-
ков бегающих под деревьями. Разумеется, уютные уголки на этой
историчной горе местами ещё сохранились, но на их поиск придётся
потратить время, а пользоваться ими надо будет всё равно с огляд-
кой.
  Ещё хорошее на горе Геллерт: там нет бомжей (им лень таскаться
в такую даль и высь). Гора Геллерт is bomzh-free.

                *  *  *

  Когда смотришь на ряд букинистических магазинов, примыкающих
один к другому, то полнее сознаёшь, что венгры -- это старая
европейская нация, накопившая огромное множество всякого матери-
ального и нематериального в своей культуре и поднявшаяся на один
уровень с самыми выдающимися европейскими нациями, только пока
что меньше их порченная изобилием.

                *  *  *

  С Теодором Герцлем (для меня он уже просто Тедди) у меня как-то
сами собой всё выходят пространственные пересечения: в Вене я был
на "лестнице Теодора Герцля" (значит, где-то там он болтался в
своё время сам), в Земуне (теперь район Белграда) видел могилы
дедушки и бабушки великого сиониста, в Будапеште вот наткнулся на
место, где Теодорих Сердечкин изволил родиться.

                *  *  *

  Будапештская Большая синагога на улице Дохань -- возможно, ар-
хитектурно самая-самая в Восточной Европе, а то и в Европе вооб-
ще. Или даже в мире. Она была построена в блистатательную веро-
терпимую эпоху последнего Габсбурга в сверкающей архитектурными
шедеврами столице королевства Венгрия, поэтому в данной синагоге
всё было сделано на высочайшем уровне, а главное, она уцелела в
эпоху нацистов (поскольку в Венгрии разборки с евреями проходили
менее страстно и последовательно, чем в Германии и на оккупиро-
ванных немцами территориях, так что если у неё и были конкуренты,
то от них сохранились в основном фотографии. Выдающееся качество
Большой синагоги, среди прочего, обусловлено тем, что евреям не
хотелось ударить в грязь национальным лицом перед изощрёнными в
художествах австрийскими гоями, а пришлось ведь тягаться с вели-
колепием лучших католических храмов Будапешта. В такой весьма
достойной синагоге евреи вполне могли чувствовать себя расово
полноценными членами многонационального австрийского общества,
отжалевшими гоям их Иисуса Христа (also known as "пророк Иса").

                *  *  *

  В будапештскую Большую синагогу я с первого раза не попал: она
оказалась закрытой на спецобслуживание каких-то важных евреев из
Израиля, как будто, скажем, я -- это типа никто. Замечу вскользь,
что дружбе народов такие сюрпризы не способствуют. В отместку я
промаршировал в любимых берцовках по еврейскому кварталу Будапеш-
та (улица Kazinczy, etc), насвистывая "Horst Wessel". Правда, ни-
кто не обратил на это внимания. Было почти обидно: вехи забыты,
значит, открыта [калитка] carte blanche для новых грехов. Не думаю,
что я свистел совсем фальшиво. Тихо -- это да. И не чеканил
"прусского шага" ("римское приветствие", думаю, тоже бы оценили,
но это было бы с моей стороны грубой выходкой, почти как хождение
в кипу по столице страны, воевавшей на стороне Гитлера и ныне
своих тогдашних погибших отнюдь не осуждающей при каждом удобном
случае, а я совсем не любитель психопатических эксцессов).
Вдобавок грубые выходки чреваты неполучением шенгенской визы в
следующий раз, а мне это надо?
  Разумеется, я был весьма зол: ради посещения этой синагоги я
рискованно сдвинул на субботу поездку в Братиславу (и таки полу-
чил там потом сложности с поиском места для ночлега, когда опоз-
дал на обратный поезд).
  Кстати, в Германии и Австрии при всяких еврейских заведениях
типа синагог и ешив, как правило, дежурят полицейские (в Германии
-- сидят поблизости в автомобиле, в Австрии -- даже стоят на
посту). Подозреваю, что тут уже больше не от нацистов защищаются,
а от исламских экстремистов. А ещё, конечно (а может, и в первую
очередь), демонстрируют особую заботу о евреях: это вроде самона-
ложенной епитимьи за "холокост".

                *  *  *

  Я думаю, еврейская фамилия "Будапештер" не существует: австро-
венгерские евреи обзавелись фамилиями до того, как Буда, Обуда и
Пешт слились воедино. А вот Будеры, Обудеры и Пештеры должны со-
ответственно где-то быть.

                *  *  *

  Евреи на венгерские мозги теперь уже сильно не давят. Теперь для
мадьяр этническая проблема номер один -- это цыгане.

                *  *  *

  В Национальной галерее, которая в бывшем Королевском дворце,
австро-венгерские аристократы на портретах XVIII века выглядят
по большей части так, как будто были евреями и вдобавок страдали
базедовой болезнью (это при которой глаза выпученные).
  По поводу расового типа венгров отыскалось такое (английская
Википедия, статья "Hungarians"):
  "Within the blood group system attributed to Karl Landsteiner,
the rate of the '0' and 'B' bloodgroup genes characterizing
Hungarians (31.05% and 17.90%) is off from the Indo-European and
Finno-Ugrian nations, but it is within the range found among
Central Asian Turkic nations."
  "The occurrence of the Turkic types (Turanid, Pamirian,
Anterior-Asian and Mongoloid) in the modern Hungarians is
assessed to 46.2%, that of the Finno-Ugrians (Uraloid, Lapponoid
and approx. 55% of the East Baltic type) to 4.6%, while the Old
Slavic (approx. 45% of the East-Baltic type and each 50% of the
Nordoid and Cromagnoid types) and the German (approx. each 50% of
the Nordoid and the Cromagnoid types) constitute 3.2% and 0.5%,
respectively. However, according to Hungarian anthropologist
Lajos Bartucz, the Finno-Ugric contribution is estimated to 20%,
while the Turanid (Alfoldi) type is estimated to 25-30%, the
Indo-European Dinarid type to 20%, the Alpine type to 15%, the
Taurid type to 4-5%, the Nordic type to 4% and the Mediterranean
type to 1%."
  В переводе на нормальный язык это означает, что, похоже, венгры
в основном суть угрофиннизировавшиеся тюрки, примешавшие себе
впоследствии много славянской и германской крови.

                *  *  *

  Бывают такие невзрачные церкви, что даже лень фотоаппарат ради
них доставать, но какие-нибудь местные старушки лелеют их, чистят
и, наверное, любят. Возможно, кто-то так же вот любит за просто
так вот этих никчемных невзрачных старушек.

                *  *  *

  Бывают памятники деятелей, сидящих на коне, бывают -- сидящих
на стуле, скамейке или в кресле. Нужны ещё следующие типы памят-
ников из того же ряда сидельцев: 1) сидящие в тюрьме, 2) сидящие
в луже.

                *  *  *

  Памятник героям Первой Мировой во дворе университета: мальчик с
голой попой, мечтающий стать солдатом. Не совсем одетость, воз-
можно, означает не гомосексуальную наклонность скульптора, а от-
данность почти всего для фронта, для победы.

                *  *  *

  В Будапеште разгул звукового терроризма со стороны машин скорой
помощи и полиции. Хочется пожелать сдохнуть тем, кому на помощь
летят с таким давящим на мозги шумом. Тем более что звуковые вол-
ны всё равно автомобилей не распихивают, а сильный шум наверняка
мешает водителям, из-за чего у них повышается вероятность ошибок,
чреватая катастрофами.

                *  *  *

  По тротуарам Будапешта приходится передвигаться с оглядкой, по-
стоянно проверяя себя: не наступил ли ненароком на велосипедную
дорожку. И даже если не наступил, всё равно лучше оглядываться
перед сменой курса. О мерзких велосипедных дорожках. То они ближе
к проезжей части, то дальше от неё; то они особо выложены кирпи-
чом, то особо заасфальтированы, а кирпичом выложена полоса для
пешеходов. Нужно постоянно бдеть, гадать, оценивать обстановку.

                *  *  *

  Венгрия -- страна собачья, а не кошачья: котов здесь не видно,
зато собаки исправно расписывают углы исторических зданий. Прав-
да, венгерские собаки не злобные.

                *  *  *

  Я вас прошу (нет, даже умоляю): не надо в исторических центрах
реставрировать, репарировать и строить заново множество объектов
одновременно. Наваливайтесь всеми силами на какой-нибудь один
объект и, только закончив с ним по-быстрому (но качественно!),
переходите к следующему. А ещё всякие шпили надо делать не очень
высокими, иначе они плохо влезают в кадр. А ещё, если дом строит-
ся красивым, надо обеспечивать ему максимальную доступность для
обозрения: никаких столбов, проводов, флагов, рекламных щитов,
даже деревьев.

                *  *  *

  Если уцелела какая-нибудь крепостная стена в черте города, то
западоидным дряням неймётся устроить перед ней спортивную пло-
щадку (чтобы мешать мне фотографировать старину), потому что эти
дряни видели, как подобные им дряни делали так в некоторых других
городах, а на дряней инстинкт подражания оказывает непреодолимое
действие.

                *  *  *

Добавления 2015 года.

  В Будапеште бросается в глаза обилие бомжей и следов их жизне-
деятельности. Сегодняшний Будапешт -- подходящее место для осно-
вания науки о бомжах -- бомжеведения, чем я и воспользовался.
Если существуют наука о мусоре (гарбология) и наука о дерьме
(копрология), то почему не может существовать наука о бомжах --
алитология (alitis -- бродяга по-гречески)?
  Бомжеведение -- наука о бомжах. Делится на общее бомжеведение
и прикладное.
  Идея: противобомжовая жидкость, для брызгания на бомжей: бес-
цветная, дезинфицирующая, отравляющая паразитических насекомых.
Можно брызгать ею на скамейки перед тем, как на них садиться.
Можно -- на бомжей, чтобы убирались подальше.
  Противобомжовое устройство скамеек защищает от лежания на них
бомжей, но не защищает от сидения. Варианты противобомжового
устройства скамеек:
1. Узкая доска, на которой можно сидеть, но на которой очень
   неудобно лежать.
2. Разделение скамейки на секции подлокотниками таким образом,
   что между подлокотниками удобно сидеть, но они лишают воз-
   можности лежать.
3. Короткая лавка: два человека сидя вполне помещаются, а лежать
   получится, только сильно поджав ноги.
 
                *  *  *

  Время последнего наибольшего взлёта венгерского духа -- навер-
ное, то, когда застраивался центр Будапешта, то есть, приблизите-
льно с середины XIX века до 1914 года. В 1914-м пламенные патриоты
европейских стран бросились прореживать ряды друг друга и заодно
поуничтожали многих талантливых или просто активных людей, которые
и воевать-то особо не рвались. А кого не смогли уничтожить в 1914-
1918 гг., тех добивали в 1939-1945.

                *  *  *

  В не очень больших продовольственных магазинах Будапешта ассор-
тимент товара такой, что хочется послать венграм гуманитарную по-
мощь: приличной колбасы, приличной рыбы, приличного сыра. Если
жить здесь долго, то, разумеется, приспособишься (узнаешь, что и
где лучше брать), но на только что приехавшего из страны дикта-
торских ужасов, желающего купить что-то хорошее для немедленного
съедения, вид этих жалких полок с дороговатой и вредной для здо-
ровья дрянью, подписанной на непонятном языке, действует несколь-
ко угнетающе. Если, скажем, в какой-нибудь Валенсии ты в супер-
маркете страдаешь от того, что не хватает желудочной мощности на
попробование всякой всячины, то в Будапеште ты вынужден обходить
несколько магазинов, чтобы наскрести на недорогой вкусный мало-
опасный ужин, который не надо готовить. К примеру, венгерские
мясосодержащие консервы в большинстве своём жуткие: не то, чтобы
там человеческие фрагменты попадались, но вкус убогий. Я очень
плохо отношусь к выбрасыванию пищи, но в Будапеште мне это
сделать однажды пришлось, хотя НЕЧТО было куплено в "человечьей"
секции супермаркета, а не в той, которая для собак и кошек.

                *  *  *

  Главный отдел в любом венгерском супермаркете -- разумеется,
винный -- если судить по протяжённости "экспозиции". А в том, что
венгры теперь такие дегенераты, виноваты, конечно же, люди непью-
щие и малопьющие: если бы они не уклонялись от потребления алко-
голя, то за 1000 лет, истёкших после захвата Паннонии, уже выве-
лась бы алкоголестойкая порода венгров и по будапештским улицам
не таскались бы деграданты, инвалиды и просто заморыши, а ходили
бы таки богатыри.
  Две мировые войны, выкосившие венгерских здоровяков, надо
думать, тоже не поспособствовали улучшению качества венгров.

                *  *  *

  О расовом типе венгров судить по будапештским уличным впечатле-
ниям сложно: обычно ведь точно не знаешь, цыган это перед тобой
или просто мадьяр такой уродился. Плюс свежие человеческие влива-
ния откуда попадя. Плюс туристическая инострань так и шастает.
Правда, можно уверенно утверждать, что венгры -- не чёрные. Пока.

                *  *  *

  Преобладающее впечатление от венгерской молодёжи: элои. Между
тем, азиатские морлоки -- уже на подходе.

                *  *  *

  В будапештское метро пускают собак. Правда, пока что с сопро-
вождением.

                *  *  *

  Ситуация с бомжами в Будапеште: бомж на бомже. А если не бомж,
то цыган -- хрен редьки не слаще. Что ни скамейка, то бомж на
ней. А если на ней его нету, значит, он только что встал и ушёл,
но часть вшей оставил, чтоб они ему место караулили.
  Телефонные будки в Будапеште существуют для того, чтобы бомжи
могли в них мочиться [во время своих телефонных разговоров].


                *  *  *

  Кто-то что-то отрыгнул и/или сплюнул на тротуар, и два больших
жирных слизняка выползли из-под забора, отгораживающего пустырёк,
чтоб это самое пожевать (ну, потереть языком-тёркой) и проглотить
снова. От "зелёной зоны" их отделяло сантиметров 30 асфальта --
это как для нас полкилометра, наверное. Надо полагать, у слизня-
ков хорошее обоняние: с их способом передвижения особо ведь в
разведку не набегаешься, так что они попросту вынуждены разнюхи-
вать издалека.

                *  *  *

  В XVIII и XIX веках в Европе была мода собирать коллекции. А
потом пришла мода дарить свои коллекции родным городам, родным
народам. Так возникли многие теперешние очень хорошие музеи.

                *  *  *

  О выборе ресторана. Надо всегда выбирать такой ресторан в кото-
ром уже имеются -- и едят -- посетители: когда у предприятия спо-
рятся дела, повару некогда плевать в тарелки клиентов. Плюнуть --
это, конечно, дело не долгое, но для него требуется определённый
настрой души, а вот он возникает лишь при условии отсутствия
работы.
  Далее, никогда не следует выбирать ресторан, в котором салфетки
-- не бумажные, если только вы не больной на голову придурок, ко-
торый млеет от сорения наворованными деньгами, поскольку прилич-
ные радости ему недоступны. В таком ресторане вы начнёте листать
меню, внутренне ужаснётесь ценам, а уходить будет уже неловко --
хотя бы потому что уже жалко становится и официанта, который
смотрит на вас, как голодающий на антрекот.
  Далее, на кухне и на раздаче должны фигурировать представители
той национальности, к которой ресторан номинально относится. Ска-
жем, если он позиционируется как китайский, это должны быть ки-
тайцы, а если тайский, то -- тайцы, а не просто какие-то азиаты.
Это обеспечивает еде вкус подлинности. Посуду, впрочем, может
мыть кто угодно: тут уже, ладно, можно делать небольшое послабле-
ние.
  Еда от повара неадекватной национальности -- это как копия
вместо подлинника. Что вошло в рецепт, то воспроизводится, а что
не вошло (но было в менталитете, в привычках, в необъяснимом
ЧЁМ-ТО), то в тарелку не попадёт. Бывает, копию от подлинника не
отличить без приборов и химикалиев, но с подлинником всё же спо-
койнее. Потом, ресторан -- это ведь не только еда, но и антураж,
и общение, и, может быть, даже немножечко зоопарк, только с
человеками. Если вы пришли посмотреть заодно на уйгуров, это
должны быть именно уйгуры, а не загримированные под них узбеки.
  Довольно надёжный признак недорогого, но качественного абори-
генского ресторана вдали от Родины -- присутствие в нём потребля-
ющего местного плебса из числа живущих по соседству. Может, такой
ресторан будет не очень гигиеничным, зато в нём будет удовлетво-
ряться доподлинный местный вкус, а люди везде не дураки поесть,
хотя и ублажают себя немного по-разному.
  То, что рассчитано на проезжающих и проходящих (на вокзалах,
автостанциях, базарах), как правило, худшего качества, чем то,
что рассчитано на завсегдатаев, которым не жуётся дома.
  Бич забегаловок -- бомжи. Бывает, всё у забегаловки хорошо -- и
оформление, и кухня, и физиономии на раздаче деликатесов -- но
эпизодически из-под соседнего моста наползает какой-нибудь либе-
ральный демократ с испитой правозащитской мордой. Как правило,
бомжи таскаются в САМОЕ дешёвое заведение округи, поэтому находя-
щаяся рядом забегаловка с ценами чуть повыше оказывается свобод-
ной от них вполне.

                *  *  *

  Почему полиция так тщательно охраняет венгерский парламент?
Потому что иначе его загадят бомжи и граффитисты, как они делают
это со множеством неохраняемых зданий.

                *  *  *

  О венгерском Национальном историческом музее. Музей действи-
тельно НАЦИОНАЛЬНЫЙ: в нём нет почти ничего о немцах, хорватах,
словаках, евреях, цыганах, румынах, русинах. Есть прекрасный
лапидариум с римскими надгробиями, саркофагами и прочими камен-
ными изделиями, имеющими изображения и/или надписи, но о других
предшественниках венгров в Паннонии узнать ничего не довелось,
потому что в моё посещение соответствующий отдел музея был за-
крыт. Доступная мне экспозиция начиналась с эпохи Арпада. Вен-
герские палеолит, мезолит, неолит и бронзовый век, наверное,
совсем не представлены, потому как прошли в далёких краях (если
были вообще). На исторической арене венгры появились как конные
варвары под блистательным предводительством дьюлы (= воеводы)
Арпада [Великолепного].
  Приблизительная последовательность поселенцев в районе Будапеш-
та: скифы, кельты, римляне, гунны, готы, лангобарды, авары, мадь-
яры. Мадьярам удалось зацепиться [насовсем] накрепко.

                *  *  *

  Городские стены Пешта были... хм... утрачены в XVIII-XIX веках.
Думаю, специального решения на снос не было, а всего лишь уничто-
жалось то, что как-то мешало новому строительству. То есть такая
же история, как и со средневековыми стенами Парижа. Местами оста-
тки пештских стен сохранились. Самый известный фрагмент -- на
улице Ferenczy Istvan. Самый крупный -- на улице Bastya (возле
него теперь парк и детская площадка. Другие фрагменты трудно
отыскивать и иденитифицировать.

                *  *  *

  Уличное впечатление от венгров: почти все они курят, а если
кто-то из них в текущий момент не дымит, то для того лишь, чтобы
после короткого передыха наброситься на сигарету с ещё более
яростными затяжками. По этому поводу вот что подумалось. Компакт-
ный город, в котором много курильщиков, для некурящих людей будет
ужасным. Города получаются хорошими только при условии, что их
заселяют хорошие разумные индивиды, ведущие здоровый образ жизни.

                *  *  *

  Заплатив в кассе за сеанс купания (в купальне Сечени он доро-
гой, в Королевской купальне от в 3 раза дешевле), получаешь плас-
тиковый браслетик с электронным чипом. Этот браслетик использует-
ся для учёта времени входа-выхода и для запирания-отпирания шкаф-
чика, в котором оставляется одежда (для особо ценных вещей есть
маленькие сейфы, как в номерах гостиниц). Если кто-то долго не
выходит из купальни, идут искать тело (не на дне бассейна, конеч-
но, а, скажем, в туалете или в кабине для переодевания: от превы-
шения купальной дозы человеку вполне может стать плохо).

                *  *  *

  Кстати, я придумал, как можно лечить от великорусского шовиниз-
ма в не самых тяжёлых случаях: отправлять человечка бесплатно на
неделю в Будапешт, но только чтоб гостиница была хорошая, а пого-
да -- не совсем плохая. А вот на танках туда ездить не рекоменду-
ется: можно получить по голове стеклянной бутылкой с горючей
смесью.
  Способ лечения, конечно же, дорогой, зато приятный. Вдобавок
последствия пренебрежения указанной болезнью у граждан могут
обойтись много дороже -- и гражданам, и стране в целом.
  Вообще, по-моему, махровый национализм поражает в основном лю-
дей, которые не имеют возможности хотя бы немного лазать по за-
границам и там влюбляться в страны потенциальных противников. А
если ведь что-то любишь до потери пульса, то можешь за это под
настроение элементарно и жизнь отдать. Правда, если я буду отда-
вать жизнь за каждую страну, какую считаю безусловно заслуживаю-
щей того, мне понадобится жизней двадцать пять, не меньше.

                *  *  *

  Бросить всё и ехать в Марракеш.. эээ... в Будапешт!


Рецензии