Маэстро в жизни и на экране

Реальным «старикам» из поющей эскадрильи, ставшей коллективным прообразом в фильме «В бой идут одни старики» было чуть за 20...
Всегда был весьма благодарен своей журналистской профессии за её щедрость на встречи с удивительными людьми. С Виталием Ивановичем Попковым я познакомился по заданию редакции, чтобы подготовить материал ко Дню Победы о прославленном фронтовом лётчике. Он ещё капитаном в особой шеренге Героев прошёл по Красной площади 24-го июня 1945-го, а через три дня был удостоен второй «Золотой Звезды».
Из поколения победителей
Генерал-полковник авиации, почётный гражданин тринадцати городов мира, заслуженный лётчик, доктор технических наук, академик - это лишь малый перечень из регалий легендарного аса, за которыми - жизнь неординарного человека. Его фронтовая биография от сержанта до капитана с 475 боевыми вылетами, 117 воздушными боями, лично сбитыми 42 вражескими самолётами увековечена фамилией на памятной плите в Пентагоне среди лучших лётчиков Второй мировой. И это при том, что во время войны в Корее, будучи заместителем командира авиадивизии, Виталий Попков сбил три американских истребителя и с группой своих истребителей вынудил сесть на полосу морского отлива стратегический бомбардировщик Б-29 с секретной бортовой аппаратурой. При жизни в центре Москвы, где родился и рос будущий герой,  был установлен его бронзовый бюст. После войны Виталий Иванович осваивал новую лётную технику, служил в Главной инспекции Министерства обороны, преподавал в военной академии имени Н. Е. Жуковского. После той встречи наши беседы накануне Дня Победы стали традиционными, пополняя мои журналистские записи новыми яркими эпизодами биографии легендарного лётчика-истребителя. И на правах младшего товарища я обиделся на Виталия Ивановича, когда на одном из мероприятий в Доме Кино узнал, что он – прототип знаменитого героя фильма «В бой идут одни старики» - комэска капитана Титаренко. Скромность в нём, конечно, всегда была заметна, но не до такой же степени! 
- Ладно, скажу по секрету: «Кузнечик» - это тоже из моей биографии, - со своей «фирменной» добрейшей улыбкой предложил тогда «мировую»  Виталий Иванович и поведал мне всю свою киноисторию.
Таланты соприкасаются не случайно
Их знакомство с Леонидом Быковым началось в Южной группе войск  на территории Венгрии. На День авиации в полк пригласили артистов и отдыхавшего на Балатоне генерала Попкова.  Леонид Быков очень заинтересовался историей части, пошёл в музей авиаполка, где и узнал о поющей эскадрилье. Командир части тогда и представил ему Виталия Ивановича: «А вот вам и сам командир той музыкальной эскадрильи». Первым вопросом Леонида Быкова после знакомства был: «Вы в Краматорске во время войны бывали?» «Воевал в тех краях», - ответил генерал. Оказалось, в 1944 году они встречались на Донбассе, где после боёв лётчики давали самодеятельный концерт, в котором участвовал и хор местных мальчишек. Вот солист по имени Ёся запомнился капитану Попкову, и он узнал его в известном певце Кобзоне, который тоже выступал в том праздничном концерте в авиаполку, а худощавого Лёню вспомнить не смог. Но фамилия привлекла сразу – был у Попкова в эскадрилье друг - сержант Коля Быков. За рюмкой доброго венгерского вина, располагающего к тёплому общению, Леонид Быков разоткровенничался и  рассказал Виталию Ивановичу о своей мечте стать лётчиком, и как дважды не прошёл в авиаучилище по здоровью. Молодой режиссёр подробно расспрашивал об эскадрилье, о лётчиках, о деталях фронтовой жизни. И тут же загорелся идеей снять фильм обо всём этом. Правда, кинокартина снималась уже без участия Виталия Попкова, он в ту пору служил за границей. Но военных консультантов он Быкову «сосватал» весьма компетентных – ветеранов своего прославленного 5-го гвардейского истребительного авиаполка.
За каждым образом – реальный человек
Недавно, уже в который раз, с превеликим удовольствием посмотрев «В бой идут одни старики», убедился, как замечательно воплотилась встреча двух талантливых людей в настоящий кинопамятник эпохе и поколению победителей.
- Наши ребята узнавали однополчан в киноленте, - рассказывал мне Виталий Иванович. -  Быков и его актёры очень талантливо изобразили реальных лётчиков Васю Кононова, который играл на трубе не хуже Эдди Рознера, остроумного Сережу Глинкина, и скромнягу Женю Быковского, с девушками всегда краснеющего, а за пианино садился – само вдохновение! Узнаваем был и наш однополчанин из Узбекистана Куват Марисаев, влюбленный в Галю Туберелидзе которую в фильме очень похоже сыграла Евгения Симонова. Как и в кино, они на войне погибли...
У эскадрильи капитана Попкова было две фронтовые легендарности: одиннадцать её лётчиков стали Героями Советского Союза. А ещё - она была самым музыкальным подразделением фронтовых ВВС. Шефом эскадрильи стал сам Леонид Утёсов, который подарил лётчикам два самолёта с надписью на борту «Весёлые ребята», а к ним – четыре десятка пластинок со своими песнями, по которым поющая эскадрилья формировала себе репертуар. Виталий Иванович не без гордости вспоминал, как однажды в отпуске на концерте в саду «Эрмитаж» его пригласил подирижировать своим оркестром «король эстрады» Леонид Утёсов, представив, как маэстро джаза и воздушного боя. Таких оваций, как тогда, Виталий Иванович припомнить больше не мог.  Хотя, на музыкальные полковые вечера лётчиков с большой охотой приезжали благодарные слушатели из ближайших фронтовых частей и на аплодисменты они не скупились. А комиссар полка ввёл традицию: именинников части поздравлять музыкальным номером от «Маэстро» – такой позывной закрепился за Попковым после первого успешного выступления его самодеятельного ансамбля, а до этого в эфире его называли «Ландыш».
В киносюжет легло немало реальных эпизодов из жизни аса-истребителя. К примеру, во время сдачи в полку зачётов на первый боевой вылет сержант Попков решил блеснуть лихостью: с короткого разбега – взлет свечкой, бочка и быстрое пике. У самой земли снова взмыл в высь. Пилоты новичка признали, а командир полка за «финты» отправил на «губу», а потом смягчился и заменил «отсидку»  вечным дежурством по столовой, отстранив от полётов. Другой эпизод – тоже из реальной службы. "Вечный дежурный" Попков ранним утром чистил картошку, чтобы жарёхой порадовать улетевших на задание товарищей. Налетели «бомбёры» с крестами. Сержант Попков взлетел на одной из машин вслед за командиром полка, в спешке по утру не успевшего надеть гимнастёрку, и «завалил» свой первый фашистский самолёт. "Я бы, товарищ майор, ещё больше их сбил, - ответил на поздравления командира Попков, - да вы своим исподним всех фрицев распугали". Этот случай Леонид Быков тоже включил в свою картину.
Жизнь не сценарного формата
Был в сценарии и эпизод, реально произошедший с ведомым Виталия Попкова Александром Пчёлкиным, который воевал отлично, но попал в немилость замполита полка. И к концу войны у него было всего три медали – за освобождение городов. После очередного подвига в начале Берлинской операции он предстал пред очами командующего фронтом маршала Ивана Конева, который спросил лётчика:
- Сколько сбили самолётов?
- Шестнадцать.
 – К званию Героя представлены?
– Не могу знать.
Конев спросил у командира полка - в чём тут дело? Тот ответил, дескать, документы где-то наверху затерялись.
- Не юлите, полковник, без моей подписи ни одно представление не уходит в Москву, - в голосе командующего сквозило раздражение. -  Приказываю через два часа подготовить представление мне на подпись! А пока, вы своей властью имеете право наградить этого лётчика орденом Красной Звезды - вот и наградите! А вы, товарищ командир корпуса можете дать храбрецу орден Красного Знамени - сделайте такое одолжение. И вы, Степан Акимович, - обратился маршал к комдиву генералу  Красовскому, - не пожалейте для благого дела ещё один орден Красного Знамени. Ну а от меня лично, Пчёлкин, примите за ваши подвиги орден Ленина.
Через несколько минут все четыре ордена были прикреплены к гимнастёрке лётчика, а через 10 дней Александр Пчёлкин получил и звезду Героя. При всём своём оптимизме Леонид Быков очень сомневался, что эпизод этот войдёт в фильм. И оказался прав. Его заменили эпизодом  с торжественным вручением лётчикам партийных билетов.
Вполне реальной в полку, где служил «Маэстро», была и традиция беречь молодое пополнение. «Желторотикам» давали время налетать опыт. А в бой шли «старики», которым зачастую было чуть больше двадцати лет. Мне повезло ещё при жизни Виталия Ивановича побывать на встрече их фронтовой эскадрильи, от которой тогда оставалось шесть человек. Из ветеранских воспоминаний и по братским взаимоотношениям было видно, что лётчики Попкова были очень дружным и весёлым авиабратством. Из их дружеского искреннего общения было видно, что в бою и на земле они понимали друг друга без лишних слов. Столь же душевно в свободные минуты они щедро делились с товарищами своими музыкальными талантами. Кстати, случай в боевых частях редчайший – Попков командовал эскадрильей в сержантском звании, и у него в подчинении были офицеры даже с майорскими звёздами на погонах. Первое офицерское звание младшего лейтенанта он получил вместе с первой золотой Звездой Героя Советского Союза.
Состояние души - боец
Свои бойцовские качества Виталий Иванович проявил, когда съёмочной группе Леонида Быкова отказали в авиатехнике. Генерал пошёл вместе с режиссёром к председателю ДОСААФ легендарному Александру Покрышкину. Тот прочитал сценарий, нашёл в нём немало схожести со своей фронтовой биографией и распорядился передать киногруппе пять самолётов. Другой раз, когда влиятельному чиновнику из украинского минкульта быковская киноистория о войне показалась опереточной, и он отправил её «на полку», Виталий Иванович с копией фильма дошёл до маршала авиации Павла Кутахова, в ту пору Главкома ВВС, замминистра обороны, после чего капитан Титаренко и его лётчики вышли на экраны страны.
Виталий Иванович обладал потрясающим чувством юмора и был замечательным рассказчиком. Не удивительно, что его воспоминания вдохновили Леонида Быкова. Вот как он не без самоиронии поведал об «обмытии» его бронзового бюста на Самотёчной площади в Москве: 
- На следующий день после торжественного открытия бюста пришли мы с автором «бронзы» Львом Кербелем в сквер, открыли коньяк и обнаружили, что стаканы позабыли. Вспомнил я фронтовую выдумку – выковыряли внутренность из половины закусочного огурца и разлили «обмывку». Только пригубили, как, словно из под земли, постовой милиционер появился, дескать, нарушаете, товарищи… И планшетик свой готовит, чтобы протокол составить.  А Кербель ему говорит: «Глянь-ка, сержант, на бюст и на этого нарушителя...  Постовой повернул голову и обомлел от удивления - Лёва поразительной по тем временам схожести достиг. Растрогался солдат правопорядка и даже не отказался с нами по пол-огурчика  выпить.
«Маэстро» и в преклонные годы оставался крепышом и душой ветеранских встреч. Но в начале двухтысячных Виталий Иванович  стал жертвой безразличия и откровенной халатности водителя троллейбуса, который не заметил, что при выходе одна нога пожилого пассажира еще оставалась на ступеньке, и, закрыв двери,  дал ход машине,  протащив ветерана по асфальту с десяток метров. Виталий Иванович получил тяжелейшие переломы обеих ног. Таких травм он не получил даже на войне, где его самолёт дважды сбивали. И это хорошо, что в ту пору рядом оказалась сильнейший специалист по профессиональным заболеваниям лётчиков опытный врач доктор медицины Нина Михайловна Вершинина, которая стала его спутницей жизни и ещё девять лет помогала преодолевать тяжёлые последствия травм.
«Будем жить!» -  эти последние слова лётчика Сергея Скворцова - героя бессмертного фильма Леонида Быкова, направившего свой горящий самолёт на врага, венчают надгробный памятник замечательного человека и знаменитого аса Виталия Попкова на Новодевичьем кладбище. Они поднимают его к высотам памяти поколений и как реального героя войны, командира поющей эскадрильи, и как прообраз ставшего классикой кинематографа капитана Титаренко.


Рецензии
Безусловно, Виталий Попков - выдающийся советский летчик-ас, однако и фантазёр он тоже выдающийся...

Олег Каминский   07.07.2025 15:09     Заявить о нарушении