Исаак Ньютон
Родился Исаак Ньютон в начале 1643 года в английской деревне Вулсторп. В двенадцать лет Ньютон начал учиться в Грэнтемской школе. Генри Стокс, в то время руководивший школой, высоко ценил способности мальчика, после окончания школы провожал его со слезами на глазах и произнес речь, восхваляя его талант и характер. В эти годы юноша проводит первый физический опыт. Для определения силы ветра во время бури он измерял дальность своих прыжков по направлению и против ветра.
После учебы в Тринити-колледже Кембриджского университета Ньютон в 1665 году получил степень бакалавра, через три года ему присвоили степень магистра, а еще через три года известный математик И. Барроу передал ему физико-математическую кафедру. Правда, рассказывают, что лекции Ньютона не имели успеха у студентов. Иногда будто бы Ньютон просто не находил слушателей в аудитории и возвращался домой.
Еще в студенческие годы Ньютон заинтересовался оптикой. Противников его взглядов на природу света, а затем с притязанием на приоритет выступил Роберт Гук. Раздраженный Ньютон решил вообще не публиковать свои работы по оптике. Лишь в 1704 году, через год после смерти Гука он опубликовал все исследования в этой области в одной из фундаментальных работ «Оптика».
Вершиной научного творчества являются опубликованные в 1687 году «Математические начала натуральной философии». В этой работе Ньютон обобщил исследования Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Рене Декарта, Христиана Гюйгенса и свои результаты. Главным орудием в физических исследованиях Ньютона была математика. Ньютон подчеркивал, что понятия математики возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, поэтому по существу математика – часть естествознания.
Благодаря рукописям и переписке Ньютона уже в 1670-е годы многие математические открытия получили известность. Важной вехой в развитии математики явилась разработка дифференциального и интегрального исчислений.
К 1690-1693 годам относится мрачный период в жизни Ньютона – временное психическое расстройство. Причиной его считается пожар, в результате которого сгорели некоторые ценные рукописи. Но, видимо, не бесследно прошло и огромное умственное напряжение автора «Начал». «Друзья приняли меры, заперли дома, заставили его волей-неволей принимать лекарства, благодаря чему он уже настолько поправился, что начинает понимать свою книгу «Начала» - такие строки сохранились в рукописях Х. Гюйгенса.
Постепенно идеи Ньютона переселились в континентальную Европу, а в России в 1719 году еще писали: «Понеже именно во св. Библии написано, что Солнце течет вокруг, а Земля недвижима, того ради св. Писанию больше в том верить подлежит, нежели человеческому мнению». Но вскоре по указанию Петра I появилась Санкт-Петербургская академия наук, и физика Ньютона ворвалась в Россию. Ньютон становится непререкаемым авторитетом в научном мире.
Вся его жизнь протекала мирно, однообразно. Ньютон отличался редким здоровьем и тихо скончался в преклонном возрасте 84 лет. Умер он неженатым, никуда не выезжая за пределы Англии. На статуе, воздвигнутой Ньютону в Кембридже, помещена лаконичная надпись: «Разумом он превосходил род человеческий».
Именем великого английского ученого названы единица измерения силы в Международной системе единиц, формула степени суммы двух слагаемых (бином Ньютона), закон всемирного тяготения, законы механики, которые теперь изучают во всех средних и высших образовательных учреждениях, так или иначе связанных с механикой. Теперь математическим аппаратом, созданным Ньютоном и Лейбницем, свободно владеют миллионы людей, и эта массовость приводит к стремительному развитию математики и механики.
Их величайшим триумфом являются успехи космонавтики, давно вступившей в пору зрелости. Сегодня практически все населения страны так или иначе пользуется результатами космических исследований. И вполне закономерно, что имя Ньютона в школьных и студенческих аудиториях называется в одном ряду с именами Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, С.П. Королева – основателей и создателей теоретической и практической космонавтики.
Математика и механика многолики, как мир. Человек, владеющий этими науками, быстро реагирует на изменения в различных областях науки и техники, умеет переключаться на новые проблемы. Подчеркивая значение математики и механики, нужно говорить не просто об увеличении в учебных заведениях числа часов на их изучение, а и о более тщательном отборе и введении в программы действительно необходимых и новейших разделов.
Свидетельство о публикации №225070600235