Знание - сила
Тут с работы пришел как-то. Жена на кухне возится, а я телевизор включил, самый конец какой-то умной передачи застал. Умный ведущий прощается со зрителями и поучает: «Не зря говорят: знание – сила. Повышайте, господа, свою грамотность. Законы знать надо и исполнять их».
Обернулся, вокруг никого. Это, выходит, дядька меня господином назвал. А ящику этому я уже давно не верю, и тут тоже засомневался. Задумался и вспомнил-таки один закон. Как же его исполнять? Поразмыслил и понял: прав дядька. Чтобы закон этот исполнить, надо сначала хлеб маслом намазать и бросить его. Можно хоть вверх, хоть вниз, все равно он маслом об пол брякнется. Закон бутерброда оказался единственным в моей памяти.
– Эй, Люсяка! – Это я жену свою так ласково называю, – ты законы какие-нибудь знаешь?
Не сразу сообразил, что спросил. Она ведь у меня учителем физики в школе работает.
– Конечно, знаю, – Люська бросила кухню, нарисовалась передо мной в задрипаном халатике и обрадовалась теме разговора.
– И что, ты всегда все законы исполняешь? – Ехидно, с намеком спросил я.
– Они, дорогой, на то и законы, что сами по себе всегда исполняются.
– Да? – Удивленно спросил я. – А тут сейчас по телику сказали, мы сами их должны исполнять.
– Ну вот, смотри, – толкует мне училка. – Например, есть такой закон, закон инерции называется.
Дальше пошла такая «белиберда», я мало что понял. Люська, наконец, закончила свою торжественную тираду:
– Так что мотор можно выключить, машина так и будет ехать, не сбавляя скорости.
– Что ты мне голову морочишь? Еще, помню, бравый солдат Швейк говорил: «Бензин закончится, закончится езда, зря про инерцию толкуют господа». Так что прав был этот умник из ящика, самим надо вовремя бензин заливать, тогда и будет тебе закон инерции.
– Значит, ты не понял, – никак не угомонится Люська. Я тебе еще один закон растолкую. Две силы можно заменить одной, по закону параллелограмма.
– Опять не клеится. По-твоему, значит, две стопки можно заменить одной?
Тут Люська смутилась немного, но быстро нашла выход из трудного положения:
– Какой ты бестолковый! Как две силы – параллелограмм, так две стопки вместе – двести грамм.
– А ведь верно, похоже на правду. Выполняется твой закон.
Решил я сам книжки умные открыть, их у Люськи много, знаний и сил поднабраться. Закон Кулона точно исполнять не буду, дорого побрякушки эти стоят. Закон Ома лучше бы назвали законом «Оба-на!», чтобы интересней было. Еще один закон назвали в память бедняги Кука, но почему-то обозвали его Гуком…
Прочитал про сообщающийся сосуд, но так и не понял: кого и чего сосут, когда закон этот выполняют? Про соплю Лаваля.
Ой, извините, это не сопля, а сопло Лаваля.
Про фюзеляж самолета и форму подводной лодки прочитал. Оказывается, они имеют тупой нос и заостренный зад. Вроде так сопротивление меньше. Тогда почему же у людей-то все наоборот? Нос острый, а зад тупой.
Вдруг наткнулся, вот скромница, на Люськин закон. Он так и называется, как я её кличу: «Эй Люсяка». Сама его придумала, а мне даже не сказала, что объем газа увеличивается с увеличением температуры. А ведь его выполнять надо. «Или он сам выполняется?» – подумал я, вспомнив Люськины наставления и особенности своего организма, переполненного жидкостями и газами. Потом снова внимательно перечитал. Нет, не Люськин это закон. Оказывается, этот Люссака мужик, и был он не «Эй», а «Гей», его так и звали: Гей Люссак.
И вообще, творится у них там что-то неладное: Бойль с Мариоттом, Галилей с Ньютоном, Навье со Стоксом, а то и втроем законы выписывали, так и назвали: закон Био-Савара-Лапласа. Вспомнил, многие другие тоже не скучали в одиночку: Остроградский с Гауссом, Миклухо с Маклаем, Панкратов с Черным, а Петров умудрился творить и с Ильфом, и с Водкиным.
Ближе к ночи увлекся Гюйгенсом. Спокойная работа, качай себе маятник да смотри внимательно. Узнал про амплитуду, про периоды, циклы, частоту. Вот тебе и свободные колебания, а на рисунке, синусоида называется, то спад, то подъем, то спад, то подъем… За тиканьем часов бормочу сквозь сон:
– Спад, подъем… Спад, подъем… спать, пойдем…
– Чего ты там бормочешь? Спать пойдем? Ну, пойдем, – прервала мою тягу к знаниям Люська. – Сам говорил, законы исполнять надо.
Теперь с Люськой у нас все нормально. Так что не зря говорят: «Знание – сила».
Свидетельство о публикации №225070600237