19. Цивилизация и варвары

19. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВАРВАРЫ. В первой половине 3 века Римская Империя, опустошенная чумой, неурожаями, вторжениями варваров и безвластием, подверглась очередному мощному удару с востока. Началась долгая и беспощадная война с новым грозным врагом – персидской империей Сасанидов. Бои на восточной границе шли с переменным успехом. Как два драчуна, сцепившиеся в клубок и катающиеся по земле в бесплодных попытках придушить друг друга, противоборствующие армии нестройной толпой мотались между Сирией и Ираном, и все никак не могли выяснить кто же из них победитель. Наконец европейцы начали выдыхаться. После того, как император Гордиан III, лично возглавлявший восточную армию, был растерзан своими голодными солдатами, римские легионы подались назад, уступив персам Сирию и часть Армении. Снять же войска с Дуная и Рейна, где Империя держала больше половины своих легионов, перебросить их на восток и, по примеру Марка Аврелия, нанести персам один сокрушительный удар римские власти уже не могли. Во-первых, эти легионы все чаще приходилось использовать для внутренних сугубо римских разборок, во-вторых, за Дунаем происходили события, представлявшие для слабеющего гиганта смертельную опасность и потому державшие Империю в постоянном напряжении. Как раз в ту эпоху Скандинавия выплеснула в Центральную Европу очередную порцию переселенцев, и весь варварский мир тут же пришел в движение, огромной волной качнувшись к имперским границам.

Какого роду племени были те скандинавы, что в конечном итоге перетряхнули всю Европу, сказать сложно. У Корнелия Тацита в его известном произведении «О происхождении германцев и местоположении Германии» в 1 веке н.э. упоминаются марсы, гамбривии, свебы, тунгры, вандилии и утверждается, что это имена подлинные и древние. Вот только никаких готов среди них нет. Кроме всего прочего, Тацит указывает, что у германцев принято вместе с умершим предавать огню и коня. Это принципиально отличается от восточного способа захоронения коня с хозяином в одной могиле, что практиковался в Скандинавии с середины 1 тысячелетия до н.э. По описанию Плиния Старшего из пяти групп германских племён четвертая группа - гермионы, «живущие внутри страны». В эту группу входили свебы, гермундуры, хапы и херуски. Видимо, свебы - это швабы, поскольку центральную часть Германии Тацит называет Свебией. К Швеции или вообще к Скандинавии, они отношения не имели. Тацит отмечает, что свебы разделены на много отдельных племен со своими собственными названиями, хотя общее их наименование - свебы. Далее, описывая народности к северо-западу от Германии, включая полуостров Ютландию, Тацит упоминает хавков, хапов, фосов, херусков, фризов, кимвров. Там же Тацит указывает такие племена, как ревдигны, лангобарды, авионы, англии, варины, эвдосы, свардоны, нуитоны. Языки древних германцев, как и британцев, описываются римлянами как индоевропейские. В основном, опираясь именно на это обстоятельство, исследователи считают, что речь идет в основном о племенах из рода «R1a1», ну или он был в тех краях широко представлен. Очевидно, что так оно и было, ведь «эрбины» тогда еще не начали свое новое, растянувшееся вплоть до наших дней «Дранг нах остен». Одно из племён под названием наганарвалы поклонялось богам Кастору и Поллуксу, которые в индийских Ведах описывались, как божества ариев, и древняя история почитания которых уходила у ариев аж на 7000 лет назад. Наконец, Тацит упоминает и племя свионов, живущих «посреди самого Океана», то есть в Скандинавии. Океаном Тацит называл Балтийское и Северное моря, а Скандинавию считал островом. Свионов он описывает как умелых мореплавателей. Все эти описания Тацита относятся к началу нашей эры, до эпохи Великого переселения народов. И были ли свионы теми самыми готами или нет, поди-ка теперь узнай.

Варварский мир останется для Рима варварским даже и тогда, когда «звероподобные северные дикари» начнут возводить на территории Империи свои собственные королевства. И дело было вовсе не в том, что варвары не тем питались, не из того строили свои хибары и не так одевались. Главная причина была в том, что поначалу они упорно не желали принимать римский образ жизни и его главные ценности, такие как: рабство, коррупция, налоги и нетерпимость ко всякому, кто не хочет жить так, как велят римские законы и порядки. Римляне были уверены в своей исключительности и в своем монопольном праве на истину, и они никак не могли взять в толк, почему их взращенное на человеческой крови государство не является эталоном для соседних народов. Когда римляне были в силе, они могли еще заставить жить «правильно» тех, кто не хотел, или научить своему «искусству» тех, кто хотел, но не умел. Теперь же им было не до ликбезов. Варвары упорно ломились в их дом, то поодиночке, то всем скопом сразу. Молодым, энергичным и нищим германцам очень сильно хотелось въехать в эти богато обставленные квартиры с тем, чтобы поспать на мягких перинах, поесть из золотых тарелок и потискать изнеженных римских девок. Но самое интересное, что ни эти жадные до чужого добра германцы, ни сами римляне, пытавшиеся теперь запереть свой дом на все засовы, не понимали, что от них теперь ничего уже не зависит, и что всеми их действиями отныне руководит третья могущественная сила, имя которой – Западная Цивилизация. Древние римляне и греки свое дело сделали, они произвели на свет этого монстра, и теперь были ему не нужны, как не нужны удачливому жокею лошади загнанные на пути к заветному кубку. Западная Цивилизация могла теперь существовать самостоятельно, без обременительной необходимости быть привязанной к какой-либо определенной нации. На первых порах она пыталась распространить свое влияние на Восток, экспортируя туда свои «просветительские» идеи то на сариссах македонской фаланги, то на копьях римских легионов, но вся беда была в том, что в Азии издревле привыкли жить своей головой и в учителях со стороны не нуждались. Монстру же как воздух была необходима свежая, неопытная, но в то же время, дерзкая кровь, чтобы потом уже с ее помощью продолжить дальнейшее завоевание планеты. Как раз такая кровь и текла в жилах варваров, столпившихся у северных врат. А значит, их нужно было как можно скорее впустить внутрь дома с тем, чтобы прямо здесь под древними сводами Империи заняться их перевоспитанием и каждому впрыснуть «цивилизующий» вирус. Однако, «загнанные лошади», римляне и греки, весьма некстати вдруг уперлись и даже попытались забаррикадироваться изнутри, решив никого к себе не впускать. Сидели они еще пока довольно прочно, и Провидению, которое давно уже решило участь своих бывших протеже, пришлось срочно обращаться за помощью к скандинавам.

На рубеже 2 и 3 столетий носители южно-скандинавской «вельбарской» культуры, гепиды и готы, начали свой знаменитый 80-летний поход к Черному морю под лозунгом возвращения на родину божественных предков в «Великую Швецию». Если верить преданию, то на юг их погнала затяжная война с ругами и с их венедскими союзниками: вильтинами и вандалами. Описывая эту войну, Саксон Грамматик писал, что во 2 веке Готер, сын шведского короля Готброда, был убит в бою с Боем, сыном русской княжны Рынды, и, что потомки Готера затем еще долго с руссами воевали. Поле боя в итоге осталось за третьей силой - славянами. Они занялись освоением побережья Балтики, а вот готы и часть ругов были вынуждены продвинуться на юг в междуречье Среднего Одера и Средней Вислы. Дальше их пути разошлись. Руги осели в верховьях Одера и Дуная на границах империи, а готы через дремучие белорусские дебри и болота, через владения «пшеворских» славян и русов, оседая по пути мелкими группами и увлекая часть «пшеворцев» за собой, с боями пробились в степи Украины и Южной России. На новом месте они с ходу разгромили племя спалеев, которых некоторые авторы склонны ассоциировать со славяно-русским племенем полян, и в середине 230-х годов вышли к Северному Причерноморью. Германо-скандинавские переселенцы даже вкупе с «пшеворцами» были относительно немногочисленными, однако, умело пользуясь межплеменными распрями и исконным стремлением славян к федерализму, они сумели навязать окрестным племенам свою власть и создали во владениях знаменитой «Черняховской» культуры нечто вроде Империи, довольно рыхлой, но зато, очень большой. При этом стоит ещё раз отметить, что германство готов было какое-то уж больно относительное. Например, известно, что они очень хорошо понимали славян, ибо говорили на разных диалектах одного с ними языка, а готское племя тервингов многие вообще считают славянским и переводят его как «древляне». Неужели готы за 80 лет скитаний по славянским землям успели до такой степени ассимилироваться, или просто, как это часто и бывало, основная часть орды состояла из венедов и только верхушка оставалась готской? Для полноты картины, впрочем, в очередной раз напомним, что истинных германцев – «дойче» в Европе тогда еще не было, как единая нация они себя еще не осознавали и от своих соседей славян пока мало чем отличались. Мы и германцами то их называем только исходя из того, что в исторической науке принято их таковыми считать. Готы же, судя по всему, не были ни славянами ни «дойче». По крайней мере, некоторые античные авторы отличали их и от тех и от других. Так может, их корни или хотя бы корни их вождей действительно следует искать где-нибудь в Иране в громадной арийской семье?


Рецензии