de omnibus dubitandum 38. 308
Глава 38.308. КАТОЛИЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОЛИТИКИ КЛОНА ЛЖЕПЕТРА…
В эпоху клона лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) получившего в дальнейшем титул Петра I, московское православное царство входило в архикатолическую Священную Лигу, вдохновленную римским папой Иннокентием XI, таков малоизвестный и даже парадоксальный сюжет внешней политики России последней четверти XVII века.
Сама Священная Лига (Lеga Santa), основанная, с противоосманскими намерениями и с пафосом очередного крестового похода в 1684 году, включала в себя изначально Священную римскую империю (т.е. Австрию и весь конгломерат германских княжеств), королевства Испании, Португалии и Польши, республики Венеции и Генуи, великое герцогство Тосканское и герцогство Савойское. Положение для католической Европы в самом деле в то время представлялось опасным – только что османы побывали у ворот Вены: пусть и разбиты в 1683 году войсками Яна Собеского, они все еще владели многим землями на юго-востоке Европы, включая Венгрию.
Уже спустя два года после основания Лиги в 1686 году, в нее было приглашено Московское царство (при настоящем Петре Алексеевиче, Иване VII Алексеевиче и их опекуншей Евдокией Алексеевной, старшей дочерью Алексея Михайловича и Марии Милославской – Л.С.). Альянс, действительно, получался весьма странным – ведь согласно экклезиологии* Католической церкви восточная православная держава в эту эпоху считалась бастионом схизматиков, который еще не так давно сам подвергался крестовым походам.
*) ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (ГРЕЧ. EKKLE-SIA - ЦЕРКОВЬ И LOGOS - УЧЕНИЕ)
в католицизме и православии - теологич. учение о церкви как божеств. установлении, о ее роли, функциях и прерогативах. Наиболее детально разработано в католицизме.
Очевидно, что к концу XVII века и в Риме возобладали принципы «реальной политики» - в данном случае общих интересов против османской Турции. Кроме того папа Иннокентий XI, вдохновляемый идеей защиты христианства, являлся тонким дипломатом, сумевшим ради Лиги не только примирить враждовавших между собою католиков (в первую очередь, поляков и австрийцев), но и найти общий язык с православными, а затем и с немцами протестантами. Непосредственными проводниками папской политики в Москве послужили иезуиты, которым покровительствовал Василий Голицын: в 1684 г., в год основания Лиги, в древней русской столице обосновался австрийский патер Иоганн Шмидт.
Вероятно, через него Голицын получил послание Иннокентия XI, в позднейшей итальянской историографии оно приобрело немалый вес – папа Римский изображается экуменистом «до экуменизма», вступившим в дипломатические отношения с клоном лжеПетра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна) – Л.С.] (фантазиями лукавых романовских фальсификаторов и их верных последователей современных, заслуженных, дипломированных, продажных горе-историков, в основном еврейской национальности - Л.С.) получившего в дальнейшем титул Петра I – при этом не учитывается, что царю в то время было всего 19 лет, что на Руси опекуншей малолетних царевичей выступала Евдокия Алексеевна, а фактически государством правил ее любовник, Василий Голицын…
По свидетельствам современников, князь был человеком высокой культуры, стремившийся к европеизации Руси. Что касается вековой борьбы Западной Европы и Оттоманской Порты, Голицын стремился быть крайне сдержанным, играя на противоречиях соперников. Весьма неохотно под влиянием Польши, он снарядил два Крымских похода, имевших скорее демонстративное, чем военное значение – ради устрашения мусульманского Крыма, приостановившего военную поддержку им Турции: османы не смогли использовать татарскую конницу на западном театре войны, а Россия таким образом исполнила союзнические обязательства перед Жечью Посполитой.
Одним из кандидатов на польский престол в 1697 году стал племянник Бенедетто Одескальки** - Ливио I Одескальки (итал. Livio Odescalchi, 1658-1713)
**) Одескальки (итал. Odescalchi) — дворянский род из Комо на севере Италии, который возвысился в 1676 году, после избрания одного из его представителей на папский престол. На протяжении последующих ста лет считался одним из богатейших родов «чёрной знати». В XIX веке перебрался в Венгрию. Глава семейства традиционно носит титул князя Одескальки и Бассано, герцога Сирмии [Odescalchi (итал.). Soggetto produttore - Famiglia. SIUSA (Sistema Informativo Unificato per le Soprintendenze Archivistiche)].
До избрания кардинала Одескальки на папский престол его сородичи принадлежали к провинциальному дворянству Комо. История рода прослеживается со времени Джорджио Одескальки (итал. Giorgio Odescalchi), в 1290 году жившего в Комо. От его внуков Джанолло и Пьетролло происходят две основные линии рода — старшая и младшая. Последний представитель старшей линии, Ливио Одескальки, умер в 1713 году. Потомки же Пьетролло переехали во Францию, где, по всей видимости, были уничтожены во время Варфоломеевской ночи [Odescalchi (итал.). Soggetto produttore - Famiglia. SIUSA (Sistema Informativo Unificato per le Soprintendenze Archivistiche)].
На родине Одескальки занимались ростовщичеством и особенно обогатились, скупая земли за бесценок после эпидемии чумы 1630 года. Когда в 1676 году кардинал Бенедетто Одескальки стал римским папой Иннокентием XI***, он щедро обогатил своего племянника Ливио, который в 1696 году приобрёл у Орсини права на древнее герцогство Браччано.
***) Иннокентий XI (лат. Innocentius; в миру Бенедетто Одескальки, итал. Benedetto Odescalchi; 16 мая 1611, Комо, Миланское герцогство, Священная Римская империя — 12 августа 1689, Рим, Лацио, Папская область) — папский нунций Пигнателли, будущий папа римский Иннокентий XI с 21 сентября 1676 года по 12 августа 1689 года (см. илл.).
Бенедетто Одескальки родился 16 мая 1611 года в Комо и был сыном дворянина Ливио Одескальки и Паолы Кастелли Джованелли из Гандино. В 1626 году умер его отец, и Бенедетто начал обучение в местном колледже, прежде чем переехать в Геную. В 1630 году он едва выжил во время вспышки чумы, от которой умерла его мать. Хотел быть военным, но изучал право, был воспитанником иезуитов. Между 1632 и 1636 годами Бенедетто решил переехать в Рим, а затем в Неаполь для изучения гражданского права. Своей духовной карьерой он был обязан семье Барберини, непотов Урбана VIII. Как епископ Новары (Северная Италия) Одескальки отличился благотворительной деятельностью, лично оказывая помощь населению, страдавшему от стихийных наводнений и эпидемии чумы. Он был священнослужителем сурового образа жизни, склонным к моральному ригоризму. Шапку кардинала он получил из рук Иннокентия Х в возрасте 32 лет, но всегда сторонился папского двора [Kelly, 287].
Одескальки как папский нунций Пигнателли, был сильным претендентом на папский престол после смерти папы Климента IX (1667-1669), но французское правительство наложило вето на его избрание. После смерти Климента X (1670-1676) Людовик XIV (1643-1715) вновь намеревался использовать своё королевское влияние против избрания Одескальки. Однако, рассчитывая на то, что моральный авторитет Одескальки можно будет использовать в своих интересах, король дал указание французским кардиналам согласиться с его кандидатурой. 21 сентября 1676 года Одескальки был избран преемником Климента Х и принял имя Иннокентия XI. Он выбрал это имя в честь папы Иннокентия X, который сделал его кардиналом в 1645 году.
Иннокентий XI начал свой понтификат с реформы церковных отношений в собственном государстве. Он положил конец практике непотизма (возобновленной, впрочем, его преемниками), взял под контроль доходы куриальных сановников, уничтожил всякого рода синекуры. Папа запретил в городе азартные игры, закрыл театры, бывшие центром порока, а женщинам запретил носить платья с глубоким декольте. Иннокентий XI также приложил усилия, чтобы сократить расходы курии. Он жил очень экономно и призвал кардиналов делать то же самое. Таким образом, он не только сократил годовой дефицит в 170 000 экю, но и в течение нескольких лет добился превышения папских доходов над расходами [Kelly, 287].
Политика в отношении евреев
Иннокентий XI продолжил смягчать политику в отношении евреев в пределах итальянских государств. Он заставил Венецию освободить заключенных-евреев, но не смог отменить старую практику в целом.
Более спорным был указ 30 октября 1682 года, по которому все денежно-кредитные операции римских евреев должны были быть прекращены [Isidore Singer, The Jewish Encyclopedia, Varda Books, 2003].
Венская битва
Победа, одержанная над Оттоманской империей польским королём Яном Собеским под Веной (1683) была признана в Риме триумфом католицизма, представленного теми государствами, которые преданно подчиняются священному авторитету преемника св. Петра. Чтобы почтить эту победу, Иннокентий XI установил праздник, посвященный деве Марии, который отмечается 12 сентября [Kelly, 288].
Отношения с Францией
В области международной политики дело дошло до серьёзных разногласий между энергичным папой и ревниво охраняющим свою абсолютную власть королём Франции Людовиком XIV. Папа осуждал стремление французского духовенства к утверждению своей автономии и дисциплинарной независимости от Рима (так называемая доктрина свободы галликанской церкви). В ответ на поддержку, оказанную Людовиком французскому духовенству, Иннокентий XI отказался утвердить назначенных королём епископов. 35 французских епархий оказались без руководителей. Людовик XIV в ответ стал действовать ещё более жестко. В 1685 году он отменил Нантский эдикт и открыл гонения на французских гугенотов. Иннокентий выразил недовольство этими решительными мерами (римский папа, не ладивший с королём Людовиком XIV, заявил в 1688 году: «Мы не одобряем такие насильственные обращения, которые обычно бывают неискренними» [Черняк Е.Б. Вековые конфликты. — М.: Международные отношения, 1988. — С. 275]), но свою позицию по епископам не изменил. Антифранцузская политика папы проявилась и при организации нового похода против турок, которые прямо угрожали столице Австрии.
Отношения с Англией
Попытка вмешательства Иннокентия XI в дела Англии ускорили падение короля-католика Якова II. В 1688 году в результате т. н. Славной революции Яков был изгнан из страны, что окончательно похоронило надежды на объединение англиканской церкви с папством [Kelly, 288][Crane Brinton, «Italy and the Papacy, 1655 A.D.-1799 A.D.» in An Encyclopedia of World History (1941), Boston: Houghton Mifflin].
Кёльнские споры
Напряжённость в отношениях между папой и королём Франции усугубилась спорами по поводу епископской кафедры Кёльна. Кандидатами на кафедру были кардинал Вильгельм Фюрстенберг, епископ Страсбурга, и Йозеф Клемент, брат курфюрста Баварии. Первый из них был послушным орудием в руках Людовика XIV, и его назначение архиепископом и курфюрстом Кёльна означало бы французскую гегемонию в северо-западной Германии.
Клемент был не только кандидатом императора Леопольда I (1658-1705), но и всех европейских правителей, за исключением короля Франции и его сторонника, короля Якова II (1685-1688). На выборах, которые состоялись 19 июля 1688 года, ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов. Решение должен был принять папа, и он выбрал Клемента.
Людовик XIV принял ответные меры, обратив взыскание на принадлежавший папе Авиньон и заключив в тюрьму папского нунция. Он не скрывал намерения вывести французскую церковь из зависимости от Рима. Но папа остался тверд. Последующее падение Якова II ликвидировало французское превосходство в Европе, и вскоре после смерти Иннокентия XI спор между Людовиком XIV и папством был решен в пользу Церкви [Kelly, 287].
Смерть и беатификация
Иннокентий XI умер после длительной болезни 12 августа 1689 года от камней в почках, от которых он страдал с 1682 года. Он был похоронен в базилике Святого Петра в гробнице, изготовленной по заказу его племянника Ливио [Cevetello, Joseph F.X., «Blessed Innocent XI» Homiletic & Pastoral Review. New York, NY: Joseph F. Wagner, Inc., 1957. Pp. 331-339].
Процесс беатификации Иннокентия XI был начат в 1691 году Иннокентием XII, который провозгласил его слугой Бога, и был продолжен Климентом XI и Климентом XII. Процесс тормозился французскими епископами, и лишь Пий XII объявил его блаженным 7 октября 1956 года [Blessed Pope Innocent XI. Catholic News Agency].
Когда его тело было извлечено для беатификации, было обнаружено, что оно отлично сохранилось, хотя прошло 267 лет со дня его смерти. Мощи были помещены в стеклянный саркофаг, покрытый серебром. Он рассматривается многими католиками как первый папа, чье тело было обнаружено нетленным.
После беатификации саркофаг Иннокентия был помещён под алтарём святого Себастьяна в часовне базилики святого Себастьяна, где он оставался до 8 апреля 2011 года, когда был перенесён, чтобы освободить место для останков Иоанна Павла II [Папа Иоанн Павел II был похоронен в капелле Матери Божьей Ченстоховской, в прежней могиле папы Иоанна XXIII]. Тело Иннокентия было перенесено в базилику Преображения рядом с часовней, где погребены останки папы Григория Великого
Свидетельство о публикации №225070600657