Печальный путь страданий, невнятный путь любви

Сейчас многие взялись проповедовать «путь любви». Потому что это звучит красиво и высОко, и это многим нравится.

И что это за путь?

Большинству его проповедующих он представляется как индульгенция задаром, ведь «милость Всевышнего не знает предела и отказа».
Или же как путь с религиозным экстазом, куда неизменно подтягиваются обиженное самолюбие – они ведь идут туда, где их должны выслушать и утешить! Им просто обязаны послать утешителя!

Но такой предлагаемый «путь» без устремления – это только нечто протопанное и вытоптанное, что зарастёт сразу, как только там перестанут топтаться, сучить ножками…

В рецензии на эссе «Самое плохое и самое хорошее для человека» (http://proza.ru/2025/06/25/825) прозвучало замечательное резюме – подпружье* по теме. Вот его суть: душа одушевляет курс развития, который задаётся Человеку. Человек – предмет развития, развития из вещественности в Существенность, постепенно воскресая из смерти в жизнь. А душа одушевляет, делая форму живой, чувствительной…
Путь – это намерение и движение, но… «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель». А курс – это стрелочка стрелочника, направление В ЖИЗНЬ.

* Кстати, яндексная нейросетевая Алиса не находит даже определения значения слова «подпружье» и в ответ сообщает: возможно, имелось в виду «под ружьё» – выражение, которое в разговорной речи означает на военном положении, в состоянии мобилизационной или боевой готовности… Вот вам наглядный пример не выверенности, а выверта – того, что сейчас происходит… А когда форма наполняется вывернутым содержанием – выворачивается и смысл всего, и сбивается курс… И даже временное на пути к вневременному может выворачиваться уродливо… И через какой такой нейросетевой кошмар нам ещё предстоит пойти?! С-ума-сошествие – это только начало…

Итак, курс – уже устремление. Лучше всего курс можно образно представить как ЛУЧ.
Ну и тогда то, что обозначено как Путь – это то, что проторено. Раньше говорили «сторено», сторенный путь – значит «между сторонами выверен».

А «сторенный» корнесловно от ТОР/торить, торящий – пролагающий. И сторона (страна) значит СТОРЕННАЯ ОНА, то есть ПРОЙДЕННАЯ и СВОЯ.
Странный (и тем паче иностранный) – пришедший с другой стороны. Странник – ходящий по сторонам и торящий – пролагающий.
Во многих языках отмечен этот корень, и означает «через», пространство или переход через него. Отсюда и английская «стрит», и немецкая «штрассе»…

Между тем «путь любви» действительно есть. Вот только на него нельзя ступить, не пройдясь другим путём – путём страданий.
При том, что по пути страданий не прогуливаются – большинство уже узнали на опыте, что по нему ползут раскорячась, цепляясь за всё, что к ним цепляется… И только набравшись сил, бегут от страданий.
А когда бывает такое? Когда только увидят впереди Господа и к Нему устремятся… Он и даёт силы по мере роста такого устремления… Но, к сожалению, ещё не все даже на основе своего опыта пришли к такому выводу…

Эти два пути на первый взгляд не совпадают по смыслу, и выходит, различаются по курсу. Но это только на первый взгляд. Один у них курс…

Да, они – на разном уровне, но при каких-то условиях (и прежде всего при условиях духовных подвижек, при духовной подпруге) они сочетаются, и с одного можно перепрыгнуть на другой… Впрочем, можно и назад свалиться…

При грубом сравнении, – это как идти пешком или трястись на телеге по ухабистой дороге, – или на самолёте, поднявшись надо всем, что на земле*. 

*Когда для интересу к куражу задал вопрос уже упомянутой нейросети: «на чём быстрее на телеге или на самолете?» – получил ответ: «На самолёте быстрее, чем на телеге. Самолёты – быстрые средства передвижения, например, сверхзвуковой самолёт может пересечь Атлантический океан за 3 часа. В то время как путешествие на телеге, вероятно, займёт больше времени, так как этот вид транспорта не отличается высокой скоростью»…

И более всего возможно, что на путь любви не перепрыгивают, а закономерно «пересаживаются», когда на пути страданий побеждают в себе все страсти и закрывают наглухо их инкубатор – гордыньку… Когда уже нет личных достоинств с «я этого достоин»… И это будет переход от самолюбия к человеколюбию, и от справедливости – к милости. И, понятное дело, от бренности и сермяжности – к святости…

И это происходит только тогда, когда сделан ВЫБОР, – ИЗБОР по-старославянски, –это когда из себя устремился к Богу и к радости в Боге… Когда все усилия лукавых и злых, когда вся муть земных «благ» и материального благополучия (ещё и всуе говорим – благосостояния), уже не могут даже колыхнуть…

Хотя против природы, конечно, не выгребешь – будут колыхать, но ни на что уже не сподвигнут. Выбор – это о том, когда там, где нет людей, оставаться Человеком…

Какой-то перескок, инсайд, как и преждевременный переход просто невозможны, и любая оставшаяся капля эгоистического «я» отравит существование сущности уже на этом переходе…

Вот ещё справочка о слове ВЫБОР с информацией к размышлению.
Оно имеет древний корень БОР, в старославянском – избрати, избор, – и это и как процесс, и как результат выбора, и как причина пройдённых страданий. От этого осталось и нынешнее слово избрать, избирать.

ВЫ+БОР – распространенное в тестах на иврите краткое написание имени Бога: Господь + корень Б.Р., БАРА (БОРЭ). То есть, содержит смысл – Господом выбранный.

Если рассмотреть ВЫБОР через библейские образы и терминологию на иврите, *БАР – выбирать, отбирать; его производные: БАРУР – избранный; БЕРАРА – выбор, отбор, разбирательство; БОРЕР – сортировщик, третейский судья, арбитр; БАРАР – чистить, очищать, хранить себя чистым. И смысл сих слов (смысл, который мы ранее связали с понятием КУРС) – быть очищенным, просеянным.

Путь скорбей и страданий необходим и неизбежен для ВЫБОРА и для ОЧИЩЕНИЯ – именно на нём «глаза духа» человека «тестируют» его возможности, всю правду и ложь его существа – и выставляют ему на показ, а если не делает выводов – всем напоказ… В то время как многоречивый жалобщик ум на все лады разглагольствует, стараясь изо всех сил выказать себя как можно возвышеннее, как можно красочнее и трагичнее описать свои страдания…
И только после прохождения пути скорби скорбеть уже не о чем. Хотя многие всё-таки умудряются…

Мы упрощаем сложное для нас и усложняем то, что просто. Выбрал, избрал Бога – и ты Им ИЗБРАННЫЙ… Чего проще?!

А дух человеческий страдает вместе с плотью, но при этом он очищается – ибо принадлежит он духовному измерению с другими законами. Какими – можно узнать из слов Христа, с присутствие духа почитав Его Благую весть – Евангелие.

ТАМ, «наверху» – уже другое видение и другие законы, там не опосредованно, непосредственно ощущается близость к Богу. И это ощущение работает и как компас, и как безотказный навигатор, независимый от геолокаций…

И это не отрыв от «всего земного», а иное СОСТОЯНИЕ, не без боли и не без сострадания, это непреодолимое уже УСТРЕМЛЕНИЕ к Царству, это следование стрелке стрелочника – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а это всё приложится вам»… Это указание на задачу веков, а не на этот лишь отрезок земного воплощения…

Христос не даром ведь говорил: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

Какой смысл «пути скорби» для человека? Это его пробуждение и побуждение к переходу на тот самый высший путь – путь Христа, путь любви. Каким образом – посредством слушания своего духа, который выходит на прямой канал связи с Господом и Святым Духом. Осознание и принятие этого смысла – это уже то, что называют духовным рождением. Духовное рождение – это уже выверенный КУРС.

После него по этому пути человек уже идёт В ДУХЕ, поднимаясь уровень Божественной любви.
Он понял, принял и благословил все свои обстоятельства, которые до того считал трагическими.
Он понял и принял, что он – на пороге Вечности, но чтобы туда попасть, нужно здесь потрудиться… На труд настроиться, а всё, что выпадает на пути – это временные формы для подготовки к Вечности, в которой время попросту теряет значение и смысл.
Он понял и принял, что он – уже сознание двух миров.

В одном – как бы жизнь от войны к войне под постоянной угрозой смерти, среди кретинов и убийц, среди тупых и развращённых, в котором превалируют потухшие и протухшие человеческие сознания.

В другом – красота смыслов и понимание того, что земля создана для труда, в котором изживаются страсти, из темноты которого резко и явственно видится свет… Идя на этот свет и входят в Вечность.

…А путь любви невнятный не вообще, а лишь для нас, потому как это мы не внимаем Тому, Кто суть сам этот путь.
И когда пытаешься сие описать, получаются «каждой строчке только точки после буквы «Л»… Поймёшь ли всё, что я сказать хотел… Хотя, вероятнее «сказать хотел, но не сумел»…


Рецензии