Модульная школа Ратушного. Модульный блок
Родители могут и не догадываться, насколько дети одного возраста отличаются от детей другого возраста. Мне посчастливилось обучать малышей от года до двух лет, от трёх до пяти лет, шестилеток, начальные классы (школа первой ступени), 5-8 классы (школа второй ступени), 9-11 классы, 1-3 курсы вуза, старшекурсники, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Поэтому говоря о качествах разных возрастов я опираюсь в первую очередт на собственные личные восприятия и переживания. К теориям писихологов я отншусь весьма скептически. Они часто похожи на детей, которым почудилось, что они что-то знают и они охотно делятся со взрослыми своими «пониманиями».
Здесь и сейчас речь пойдет об одной единственной возрастной группе.
О школе Второй ступени.
Причем не частной школе, не Школн Личности, не домашней школе, не о школе для детей с особенностями развития, не о вальдофской школе.
Речь пойдёт строго о советской общеобразовательной школе периодп 60-х – 80-х годов прошлого века.
Почему о ней?
Потому что!
Что я не стану обсуждать?
Различения в обучении мальчиков и девочек.
Школьную программу.
Полужёсткий модуль
Гибкий модуль
Домашний модуль
Модуль сна
Благоглупости.
Примем за основу такой учебный план в каждом с пятого по восьмой класс:
Блок «Языкознание» в кабинете «Языкознание»
Русский язык – 6 часов в неделю
Блок «Математика» в кабинете «Математика»
Математика и информатика – 6 часов в неделю
Блок: «Естествознание» в кабинете «Естесствознание»
Биология – 2 часа в неделю
Физика – 2 часа в неделю -6-8 класс
География – 2 часа в неделю – 5 класс
Химия – 2 часа в неделю 6-8 класс
Блок «Социология» в кабинете «Социология»
История – 2 часа в неделю
Литература – 4 часа в неделю – 5 класс; – 2 часа в неделю – 8 класс
Право – 2 часа в неделю - 8 класс
На иллюстрации отображен архитектурный план «Модульного блока»
Он включает в себя: четыре учебных кабинета, кабинет воспитателя параллели модульного блока, рекреацию, санитарный блок, 4 гардероба.
Модульный блок изолирован от остальных помещений школы, это абсолютно самостоятельная структура в составе общеобразовательной школы.
Рассмотрим его «идеальную модель», успешно апробированную в четвёртой школе города Урая, в ноябре-декабре 1988 года.
У модульной группы преподавателей имеется свой кабинет
У детей есть СВОЯ рекреация, СВОЙ шкафчик в гардеробе, СВОЙ воспитатель параллели. Он встречает школьника в начале четырехурочного цикла и провожает после. Его задача (среди прочих) знать о ребенке и его семье ВСЁ.
По звонку класс заходит в кабинет для занятий по расписанию. Каждый следующий урок проходит в другом кабинете. За четыре урока дети посещают четко четыре кабинета.
В кабинете модульной группы хранятся поурочные планы на ближайшую четверть, разработанные модульной группой.
Занятие в классе ведет педагог модульной группы, закрепленный за этим классом.
Если он заболел (не вышел на работу по любым причинам) его заменяет дублер этого педагога для данного класса. Если и он не вышел на работу, занятие провдит резервный педагог модульной группы. Если и он не в состоянии это сделать урок проводит универсальный педагог школы.
Если и он занят, урок проводит второй универсал школы. Если и он отсутствует, урок проводит педагог из резерва этой модульной группы по городу (по договору составленному на год). Если и это невозможно, урок заменяется резервным уроком и его проводит любой педагог школы имеющийся в наличии. Если и это не возможно, проводится резервное занятие в виде а) самостоятельной работы учащихся; б) контрольная работа; в) самостоятельная работа с книгой, гаджетом, обучающей программой.
Скорее небо рухнет на землю, чем сорвётся урок в блоке Жёсткого модуля.
Блок жёсткого модуля работает в трёх режимах:
Однопоточный – четыре урока в день, 24 урока в неделю
Двухпоточный – восемь уроков в день, 48 уроков в неделю
Трёхпоточный – двенадцать уроков в день, 72 урока в неделю.
В однопоточном режиме блок обслуживает от 72 до 96 учащихся в день.
В двухпоточном режиме от 144 до 192 учащихся в день.
В трехпоточном режиме от 216 до 288 учащихся в день.
В Урае успешно был апробирован 35-итнутный урок.
В зависимости от параллели можно ставить вопрос о 35-минутном и 40-минутном академическом часе.
Управление педагогическим составом осуществляется руководителями модульных групп (по одной на всю школу). Поурочные планы готовятся и утверждаются модульной группой педагогов на год вперёд и уточняются раз перед каждой четвертью.
Общее оперативное управление осуществляет диспетчер школы.
Именно такая должность вводилась в четвёртой школе во время эксперимента и она себя полностью оправдала.
Основная цель Жёсткого модуля – стабильное без срыврв расписание занятий школьников. И основная «рабочая» ситуация – невыход педагога на укок. Педагог может не выйти на урок. А класс не может.
Что корреспондирует с формулой великого Р.Бартини:
«Личность может отказаться, а коллектив не может!»
Во время первой четверти в четвертой школе сорвалось в 1988 году 560 уроков. Во время работы блока Жёсткого модуля то есть во второй четверти сорвалось ровно ДВА урока и по каждому проводилось самое тщательное расследование.
В школе во время жёсткого модуля стояла звенящая тишина!!
Оказалось, что в нормально чётко работающей школе ТИХО!
Это был один из самых потрясающих моментов Эксперимента!
Тысяча детей и абсолютная тишина!
Свидетельство о публикации №225070701325