Да, я узнал бы. Или нет?

Израильский народ ждал Мессию. Книжники и фарисеи считались теми экспертами, которые должны были узнать Его, когда Он придет. Это похоже на то, что есть в буддизме. У одной из его ветвей лидером является Далай-лама. Когда один Далай-лама умирает, буддисты верят, что он перевоплощается в младенца. И специальная комиссия ищет этого младенца. У них есть ряд признаков, по которым они пытаются найти нужного малыша. Например, этот мальчик должен узнать вещи, принадлежавшие прошлому Далай-ламе.

Проблема фарисеев была в том, что Мессия пришел и из маленького мальчика вырос уже во взрослого мужчину, а они все не узнают Его. И более того, через короткое время захотят убить Его.

У меня, как, наверное, и у вас тоже, есть немало друзей и знакомых, с которыми мы сначала познакомились и начали дружить через интернет. И со многими из них я так сдружился, что когда встречался с ними вживую (это называется «развиртуализация»), то немного удивлялся некоторым деталям внешности (например, росту), но в целом почти ничего нового не узнавал – мы уже были хорошо знакомы друг с другом.

Например, я сейчас думаю об одном таком своем друге. Я знаю, что он не любит есть, какое у него образование, какие его любимые книги и стихи, на какой машине он ездит и какая история за этой машиной стоит, чем болели его дети и с кем они сейчас дружат, какие у него хобби и даже какие он носит часы и откуда у него эти часы. И знаю о нем еще десятки и сотни других деталей. И думаю, если бы так случилось, что я не видел его аватарки и не общался с ним по видеосвязи и при первой нашей встрече мне понадобилось бы узнать его среди сотен других мужчин, например, на большой конференции, я бы узнал его – скажем, просто посмотрев на часы каждого присутствующего.

На протяжении ветхозаветного периода откровения Бог открывает все больше и больше информации о Мессии. Ближе к концу Ветхого завета эти мессианских пророчеств так много, что кажется, не узнать Его при встрече уже невозможно.

Кстати, представьте, что вы переписываетесь с другом годами и рассказываете ему все о себе, в том числе о собачке, которая у вас была в детстве, о том, как она выглядела и как себя вела, о болезнях, которые у вас были, о конструкторе, которым вы играли, о тете, к которой приезжали на каникулы... А потом вы встретились с этим другом, гуляете с ним, видите на улице собаку и говорите: «О, такая, как у меня была в детстве» А тот: «Что за собака?» Потом упоминаете болезнь и говорите: «Ну, я ей болел» А он: «Разве?» И так же с конструктором и тетей. О чем говорит тот факт, что он всего этого не помнит или не знает? Он читал ваши письма невнимательно, если вообще читал. А вы ему неинтересны.

И вот Мессия рождается. Матфей говорит, что Иисус и есть Христос, т.е. Мессия. И у нас как у читателей Евангелия есть интрига: узнают ли Его те, кто Его ждут? Когда узнают? Как узнают? Один молодой человек, делая предложение своей девушке, спрятал шикарный букет в городе и придумал целую цепочку заданий, и когда девушка выполняла эти задания, она приближалась к букету. Читая Евангелие от Матфея, мы видим подобный квест, такое приближение к узнаванию. Иисус совершает разные действия, которые показывают, что Он и есть Тот Мессия, Которого предсказывал Ветхий Завет. Он открывает очи слепым, усмиряет непогоду, изгоняет бесов, воскрешает мертвых, говорит со властью истину – и все им чего-то не хватает.

Мы приближаемся к концу Евангелия, а фарисеи, кажется, так и не приблизились к разгадке. Они кружат, кружат вокруг решения, но не находят его. Точнее, они догадываются о решении, но оно им не нравится.

07.07.2025


Рецензии