Долго и счастливо...

Сэм Мендес никогда не снимал "Титаник-2". Но если внимательно вглядеться в его "Дорогу перемен", то нетрудно заметить: вот она,  вторая часть.  Альтернативная реальность, в которой Джек не замерзает в ледяной воде, а спасается вместе с Розой. И добирается с ней вместе до Америки - начать всё сначала. Помогает им с новым обустройством - миссис Гивингс, "непотопляемая" Молли Браун из того же "Титаника".

И  вот они уже в доме в пригороде, с двумя детьми. Без катастрофы в холодном океане, но с тем же страхом: а что если любовь не выдержит реальности? Ведь человеческие отношения тот же айсберг. Он тоже скрыт под поверхностью - в словах, которые не были сказаны, в стремлениях, которые не получили выхода, в непонимании друг друга. 

 В "Титанике" Джек из шикарного первого класса приводит Роуз в свой, третий. Танцы, шум, смех, свобода. Она впервые смеётся по-настоящему. Как человек, который сорвал корсет и впервые вдохнул воздух полной грудью.

В "Дороге перемен" - идиллический ужин с соседями в образцовом доме, будто с рекламного постера. Еда на месте, слова вежливы. Роуз и Джек (теперь Фрэнк и Эйприл) - та же пара, только через 10 лет, когда танцы сменились желанием разбить тарелку об стену.

Их мечта уехать в Париж - явная отсылка к Джеку из "Титаника", рисовавшему там своих героинь. Теперь выживший Джек выбирает повышение и стабильность, а Роза - тихое отчаяние.

В "Титанике" Роза убегает с Джеком. Она готова на всё, лишь бы не быть куклой в богатом мире. Она бросает прошлое и тем самым спасается. Побег здесь, как акт рождения.

В "Дороге перемен" пасует Джек, точнее Фрэнк. Он уже встроился в рутинную обыденность и понял, что покой важнее мечты. Эйприл остаётся одна в своём желании, а когда из двоих только один решается изменить свою жизнь, а другой продолжает плыть по течению, исход трагичен. Тут побег уже не рождение, а агония.

В "Титанике" герои предаются страсти в чужой машине: запотевшие стёкла, жар дыхания. Любовь живая, дерзкая, как само желание. 

В "Дороге перемен" - их же  ссора на кухне: лица перекошены, слова бьют сильнее, чем кулаки. Всё, что было страстью, стало оружием. И каждое "я тебя люблю" обернулось "ты меня предал". Страсть не исчезла - она просто изменила облик, как огонь, ставший угарным газом.

 В" Титанике" Роуз в отличие от Джека выживает. Перерождается, как личность и живёт за обоих. Это больно, но это - торжество жизни.

В "Дороге перемен" Роза, она же Эйприл, погибает, а Джек остаётся жить. Но он не живёт, а превращается в тень. Он стал кем-то, кем точно не хотел быть.

На выходе настоящий честный эпилог, пожалуй, самой известной киноистории любви. Не со сказочным продолжением, а с неудобной правдой, которая приходит после финальных титров. Ведь жить "долго и счастливо" - это не счастливый конец, а новый трудный экзамен.


Рецензии