Божий План

­­­­­­­­­­­    Сёма Смирнов появился на свет раньше срока. Крошечный, сморщенный, обвитый медицинскими трубочками, он лежал в кювезе для недоношенных, едва подавая признаки жизни.«Вряд ли выживет,- вздыхали медсёстры,- а если и выживет, нормальным не будет».
Восемнадцатилетняя мать-студентка, для которой неожиданная беременность и так стала шоком, услышав прогнозы врачей,поспешила отказаться от сына, неколеблющейся рукой подписав необходимые документы. Ну а что? Нет у неё условий растить инвалида! Он и здоровый-то ей не нужен. Ну а если вообще умрёт…что ж.. бог дал – бог взял. Плакать она не будет.
    Так Сёма стал сиротой и начал кочевать из больницу в больницу с самыми мрачными прогнозами, а к году неожиданно окреп, набрался сил и по развитию уже практически не отличался от своих сверстников. «Такого славного мальчугана усыновят быстро»,- улыбались нянечки в Доме малютки, куда Сёму определили на временное проживание. Однако к полутора годам стало заметно: при хорошем умственном развитии, мальчик сильно отстаёт в росте. «Лилипутом будет,- разочарованно вздохнула врач, изучив его анализы, - ну кто такого возьмёт?»
    К трём годам на постоянное место жительства Сёму определили в обычный детский дом. Поначалу он не осознавал, что чем-то отличается от своих сверстников. Однако со временем все его друзья-одноклассники повытягивались, а он так и остался – 75 см росточком.
   - Коротышка! Лилипутик! – дразнили его дети, но Сёма в драку не лез. Несмотря на свою особенность, по характеру он был добродушным и незлобивым. Иногда лишь печально вздыхал: как же я буду жить взрослым? Какая от меня будет польза? Чем сможет заниматься в мире больших людей лилипут?..
    Как-то одна из нянечек, человек верующий и воцерквлённый, желая подбодрить его, сказала, что у Бога на каждого-каждого живущего есть свой План.
   - Мы все как разноцветные стёклышки из одной мозаики, Сёма. И каждый выполняет свою часть работы, к которой призвал его Господь: кто-то лечит людей, кто-то стоит за станком, кто-то работает в шахте, кто-то воспитывает детей…
   - И на меня у Бога есть свой план?- недоверчиво переспросил Сёма,- значит,не случайно я родился таким маленьким??
   - Не случайно!- подтвердила няня,- а может, Бог хочет, чтобы ты стал танкистом, или капитаном подводной лодки? Высокий человек туда не поместится, а вот ты – в самый раз! Или вот, например, цирковым артистом? Бывают же такие артистические труппы – из маленьких людей. Да ты ещё, может, знаменитым станешь и прославишься на всю страну!..
И она, улыбаясь, ласково потрепала по вихрам недоверчиво глядящего на неё мальчика.
    А Сёма очень воодушевился этой идеей о Божьем предназначении. Жить ему сразу стало намного легче и радостней. Часто ночью он лежал без сна, и, натянув колючее казённое одеяльце до глаз, вдохновенно мечтал:
… вот он, уже взрослый, в блестящем концертном костюме со стразами, мчится на пони по арене цирка, перепрыгивая через горящие обручи, а конферансье торжественно объявляет в микрофон: "Народный артист цирка лилипутов Семён Смирнов!" И все зрители дружно вскакивают со своих мест,чтобы стоя поаплодировать ему, Сёме!
Или так:… на дне моря, на глубине 3.5 км, обнаружены останки старинного затонувшего корабля. Спуститься к нему можно только в крошечном батискафе, а высокий человек ведь туда не поместится! И тогда для выполнения рискованного задания учёные приглашают его, Семёна Смирнова, а после успешного завершения присваивают ему …звание Героя!!
    Сёма от возбуждения сел на кровати,сбросив одеяло. Ох, права нянюшка, сколько же интересных занятий может найтись и для маленького человека! А вдруг он станет первым землянином, побывавшим на Марсе?? В космонавты  ведь высоких  тоже не берут! И тогда все газеты напечатают его фотографию, и имя Семён Смирнов будет на слуху у всех,наравне с именем самого Юрия Гагарина! Сёма перевёл дух. Как же здорово, что есть Бог, у которого на каждого живущего есть свой План! Скорей бы уж вырасти и узнать, какое же предназначение выбрал для него Господь, ведь не случайно же он родился таким маленьким!
   
   А жизнь в детском доме шла своим чередом. Приближался Новый год, и все воспитанники были вовлечены в подготовку к нему: вырезали снежинки, мастерили игрушки, рисовали праздничные плакаты. 31 декабря всем воспитанникам разрешили смотреть телевизор целый день, а ближе к ночи воспитатели обошли все комнаты,вручив  каждому ребёнку  сладкий спонсорский подарок. Младших детей уложили спать,надежно заперев спальни снаружи, а более старшим позволили посидеть в актовом зале, посмотреть «Голубой огонёк», послушать музыку и потанцевать.
   - Не балуйтесь! – строго предупредила дежурный воспитатель, закрывая  актовый зал на ключ.- Через пару часов я за вами вернусь, и все дружно разойдёмся на отбой.
« У них уже стол накрыт в кабинете медсестры,- хихикая, перешёптывались ребята,- вряд ли она придёт за нами через пару часов!..»
   
     И началось веселье!! Подростки хохотали, объедаясь конфетами и бросая фантики прямо на пол, лихо отплясывали, хором подпевая певцам на экране, играли в деда Панаса, с визгом гоняясь друг за другом, и, наконец, устав, мирно уселись досматривать «Голубой огонёк».
   - У меня же есть бенгальские свечи!- вдруг вспомнил кто-то,- вот, целая коробка! У кого-то есть спички?
Спички нашлись, и через минуту актовый зал наполнил треск искрящихся огней.
   - Салю-ю-ют!!! – закричал самый старший из них, Вадик, и подбросил бенгальскую свечу вверх.
   - Салют!!! – подхватили остальные и принялись бросаться горящими бенгальскими огнями.
Тёмно-зелёная бархатная портьера, прикрывавшая небольшое зарешеченное окно, вспыхнула мгновенно.
   - Горим!!! – завизжали девочки и бросились к выходу, изо всех сил забарабанив в запертые двери.
   - Они все в другом крыле и нас никто не услышит! Надо разбить окно,- скомандовал Вадик, и, схватив увесистый стул, изо всех сил бахнул им по стеклу.Стекло со звоном рассыпалось,обнажив ржавые прутья решётки. Подхваченный потоком свежего воздуха, огонь быстро перекинулся на стены и потолок. Заискрилась и вспыхнула электропроводка, и помещение стало наполняться едким дымом.
   - Помогите!! Пожар!!! – завопил  в окно Вадик.
Дети в панике, давя друг друга, взбирались на подоконник, пытаясь расшатать старые ржавые прутья решётки.
   - Да здесь только кошка пролезет! – в отчаянии воскликнул кто-то.
   - А может быть, я попробую? – раздался взволнованный голос Сёмы.
   - Ты?? – смерил его взглядом Вадик, и уже через  секунду несколько пар рук проталкивали Сёму между узкими железными прутьями.
« Только бы пролезла голова!» - молил Сёма, но, на удивление, он довольно легко протиснулся весь.
   - Он не разобьётся? – испуганно крикнул кто-то, - всё-таки второй этаж!
   - Прыгай влево, коротышка, там сугроб! – посоветовал Вадик. Но Сёма упал, где пришлось-на бетонную плиту, едва припорошенную снегом. Первые несколько секунд он вообще не чувствовал своего тела, а потом дикая боль тысячами иголок пронзила весь его организм. Он жадно хватал воздух раскрытым ртом. Но вдохнуть полной грудью не получалось, внутри что-то клокотало и свистело, в глазах становилось темно.
   - Чего разлёгся, идиот?? – кашляя и задыхаясь, заорал из окна  Вадик,- поднимай задницу и дуй за помощью!!
Сёма, качаясь, вскарабкался на ноги, и, прихрамывая, попытался бежать. В голове шумело, его тошнило и шатало из стороны в сторону. Несколько раз, чувствуя близкую потерю сознания, он останавливался и натирал лицо холодным бодрящим снегом, а потом, держась за бок, бежал дальше.
      Из окна кабинета медсестры, что располагался на первом этаже в соседнем крыле, доносилась музыка, яркими огоньками переливалась гирлянда, слышались  смех и звон бокалов. Сёма заколотил слабыми кулачками в дверь, и, понимая, что его никто не услышит,отыскал в кустах камень, облепил его снегом и изо всех последних сил зашвырнул в окно. Стекло зазвенело, но не разбилось, однако музыка тотчас стихла, и на крыльцо выскочила испуганная медсестра. Свет из открытой двери упал на сидящего в снегу Сёму, и глаза медсестры наполнились яростью:
   - Ты как здесь оказался, маленький уродец??! А ну, марш в спальню!!
   - Пожар!! – прохрипел Сёма, махнув рукой на столб дыма, и потерял сознание.
Он не видел, как уже через несколько минут детдомовский двор заполнили пожарные машины, как раскатывались рукава, подсоединялись шланги, ставились лестницы, и кареты «Скорой помощи» развозили спасённых детей по городским больницам.
   - А где же наш гномик? – растерянно спросила дежурный воспитатель, сквозь слёзы вчитываясь в списки пострадавших воспитанников.- Кто-то  видел мальчика-лилипута?- Она обвела взглядом спасательные службы.
    Сёма так и лежал в снегу возле кабинета медсестры.
   - Жив!! – крикнул врач, наскоро осмотрев его, и, бережно завернув в поданное воспитательницей одеяло, торопливо понёс в машину скорой помощи, на ходу отдавая распоряжения по радиотелефону:
   - Срочно готовьте операционную! Еще один пострадавший ребёнок, 12 лет.. Многочисленные переломы и разрывы внутренних органов!..
    В тёплой машине Сёма пришёл в себя. Постепенно взгляд его прояснился, и врач ободряюще улыбнулся ему.
  - Все спаслись? – еле слышно прошептал Сёма потрескавшимися губами.
  - Все! И тебя спасём! Потерпи, дружок, мы уже мчимся в больницу! – С облегчением ответил врач.
Сёма удовлетворённо прикрыл глаза, и лёгкая грустная полуулыбка  промелькнула на его поцарапанном лице:
  - Так вот для чего я такой родился… Бог знал, что однажды понадобится маленький человек, который должен будет спасти их всех..- пробормотал он, снова теряя сознание,- вот какой  для меня Божий план...
     Сёма умер на операционном столе.
   «Погиб в результате несчастного случая», -лаконично записала директор детского дома в личное дело Сёмы. И облегчённо перевела дух: кто бы знал, скольких усилий и материальных средств стоило ей замять это дело, сколько связей она подняла, скольким адвокатам переплатила, чтобы избежать статьи и удержаться в своём кресле.. Повезло ей,что  не советские годы на дворе, а уже конец 90-х.  Большими деньгами теперь можно решить любой вопрос.
А мальчишка … она взглянула на фотографию Сёмы… жаль его, конечно... всё носился со своим особым предназначением… и вот - оказался единственной жертвой в этой ужасной истории.. А может, и правда, судьба у него такая?
Она вздохнула, закрыла личное дело Сёмы, сделала на обложке пометку «В архив», и пошла заниматься своими текущими делами.


Рецензии