Беседа с Ричардом Олдингтоном в день его рождения

Сегодня, в день рождения знаменитого писателя Р. Олдингтона, наш друг, независимый журналист М. Михайлов, мысленно вступил с ним в беседу:

Ричард Олдингтон (настоящее имя — Эдвард Годфри Олдингтон) — английский поэт, прозаик, критик.

Родился 8 июля 1892 года в портовом городе Портсмут на южном побережье Великобритании.
Во время Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт. Война стала самым серьёзным потрясением в жизни поэта и наложила отпечаток на последующее творчество.
Умер 27 июля 1962 года во Франции.
 
М. М. – Уважаемый мистер Олдингтон, во все времена люди мечтали о построении справедливого общества, где не будет ни угнетения одних людей другими, ни кровопролитных войн, ни голода и разрухи, в общем, исполнения пожелания персонажа «Сталкера»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» Как Вы считаете, в будущем это реально?

Р. О. – Желание абсолютной справедливости для всех людей — мечта очень благородная, но это только мечта. Из плохой глины доброго горшка не получится, вот так же и с человеческим обществом, — ну, могут ли такие скверные животные, как человек, создать идеальное общество?

М. М. – Действительно, то, что мы видим вокруг, оптимизма не внушает. Однако, возможно, со временем человечество изменится к лучшему?

Р. О. – Люди по-прежнему останутся людьми, то есть будут завистливы, честолюбивы, распутны, коварны, своекорыстны, глупы — при любой политической и экономической системе. Если глупость и пороки будут в той или иной форме изжиты, они возродятся с новой силой и в другой форме, и под другими наименованиями. Если существует такая вещь, как прогресс, то есть усовершенствование человеческой породы, — то он совершается столь медленно, что почти неприметен.

М. М. – Но разве религии не должны делать людей добрее, терпимее, честнее, «возлюбить ближнего» и вообще делать лучше?

Р. О. – Религиозные убеждения — прекрасный предлог, чтобы делать людям гадости.

М. М. – Конечно, бывало и так: крестовые походы, костры инквизиции, и прочие жестокости… Но ведь надо же что-то делать. Недаром столько философов, политиков, революционеров создавали теории и пытались воплотить их в жизнь. Правда, не всегда удачно.

Р. О. – Какой смысл тратить жизнь на теоретическое сокрушение мира и гипотетическую перестройку его сообразно собственным вымыслам. Нет, так или иначе, а надо принимать вещи такими, какие они есть, и начинать жить, не дожидаясь наступления тысячелетнего царства счастья и справедливости на земле.

М. М. – Ну, это верно, жить приходится здесь и сейчас. Только как – вот вопрос?

Р. О. – Живи и ошибайся. В этом жизнь. Не думай, что ты можешь быть совершенством, - это невозможно. Закаляй себя, свой характер, чтобы, когда наступит испытание - а это неизбежно, ты мог бы обманывать себя прописными истинами и громкими фразами.

М. М. – Я отнюдь не стремлюсь к совершенству, и обманывать себя тоже не привык. Однако хотелось бы, по возможности, избегать таких ситуаций, хотя, вряд ли это возможно.

Р. О. – Ваша жизнь всегда зависит от тех или иных непредвиденных случайностей, но пусть это вас не расстраивает. Утешьтесь. Почти во все периоды истории человечества жизнь была тяжелой, жестокой и подверженной всевозможным превратностям почти для всех людей. И теперь она осталась такой же для очень многих, только мы случайно не принадлежим к их числу. И при этом ещё удивляемся, что они, такие нехорошие, завидуют нами хотят с нами разделаться. Можно только поражаться тому, что они терпят нас так долго … Мы приносим им зло тем, что сыты и беспечны, в то время, когда они недоедают и не могут избавиться от забот.

М. М. – Некоторые народы уже не хотят терпеть. То тут, то там вспыхивают войны. Мир уже приближается к 3-ей мировой. Как Вы думаете, можно ее избежать? И как?

Р. О. – Никто по-настоящему не может уйти от торгово-финансовой машины. Прямо или косвенно она захватывает весь мир и быстро или медленно уничтожает всё, кроме самой себя, а в конце концов должна неминуемо уничтожить и себя самоё. Не сейчас и даже не так скоро, но всё к этому идет, потому что эта машина убивает все естественные жизненные импульсы. Нажить больше другого, а потом убивать скуку возбуждающими средствами. Это может привести только к смерти…

М. М. – Удивительно, что еще в середине прошлого века это было для Вас так очевидно. Но, поскольку мы живем в это время и не обладаем возможностью что-то изменить, поговорим о жизни. Она ведь так коротка…

Р. О. – Говорят, жизнь -- все равно что светящаяся точка, внезапно возникающая из ниоткуда. Она прочерчивает в пространстве и времени сверкающую причудливую линию -- и затем так же внезапно исчезает.

М. М. – Тогда поговорим о любви, которая ее освещает и украшает. Что, по-вашему, значит любить?

Р. О. – Любить, значит пребывать в таком иррациональном состоянии, когда хочешь во что бы то ни стало заплатить чудовищную цену за ветку цветущей вишни, которую тебе должны были бы великодушно приносить в дар …

М. М. – Но при этом втайне надеяться, что твой дар будет оценен по достоинству?

Р. О. – Запомни — никогда нельзя рассчитывать, что другие будут разделять твои чувства или настроение.

М. М. – Да, чаще всего люди не понимают друг друга.

Р. О. – Никто не может по-настоящему знать другого человека… Можно только угадывать, если любишь…

М. М. –Хорошо, если догадка окажется верной. Но так часты ошибки.

Р. О. – Мужчины и женщины могли бы стать друг для друга величайшим утешением и отрадой, а между тем они только и делают, что друг друга мучают…

М. М. – Как жаль. Но бывают же и счастливые пары.

Р. О. – Лучшая любовь — та, с которой скоро расстаешься, которая никогда не ощетинивается шипами ненависти, но тихо уходит в прошлое, оставляя не болезненные уколы, а только душистый аромат сожаления…

М. М. – А мне казалось, что лучшая – это когда «жили счастливо и умерли в один день».  Но это большая редкость.

Р. О. – Если человек должен быть одинок, пусть он действительно будет одинок и не насилует своих инстинктов и чувств фальшивой близостью.

М. М. – Да, фальшивая близость приносит мало радости. Но пока человек живет, он всегда надеется на сносное настоящее и лучшее будущее.

Р. О. – Надейся, но не безрассудно. Не живи несбыточными мечтами, как те, кто пытается управлять нами.

М. М. – Постараюсь. Уважаемый сэр, благодарю Вас за ответы. Более чем полвека спустя они оказались удивительно актуальны.
 Пожалуйста, скажите нам что-нибудь на прощание.

Р. О. – Жизнь — это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи.

На этой жизнеутверждающей фразе закончилась беседа со знаменитым писателем.


Рецензии
И как это удается нашему другу М. Михайлову беседовать с такими знаменитостями на равных! Полагаю, Елена, что это Ваше благотворное влияние сказывается.Ни про одно высказывание нельзя подумать, что оно устарело. Все про нас, все интересно. Благодарю!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   08.07.2025 19:49     Заявить о нарушении
Благодарю, Ирина, передам Ваши слова Михайлову. Ему будет приятно.
Мы с ним были поражены, насколько актуальны сегодня мысли писателя, покинувшего наш неласковый мир более 60 лет назад.

Елена Пацкина   08.07.2025 21:46   Заявить о нарушении