История России - великая и неделимая
Я ознакомилась с рядом мнений людей, которых я уважаю, хоть и не во всем с ними совпадаю. Ближе всего мне центристские позиции Виталия Третьякова и Юрия Крупнова, который во всей этой истории во время войны увидел крайне опасную для государства и для самой РПЦ тенденцию: авторы фильма пытаются навязать оккультно-магическое представление о действительности, "мол, вынесем Ленина и заживём". Крупнов вообще склонен этот фильм считать как пробу пера постпутинской России, с этим я согласна.
Поэтому многие истинно православные люди и видные отцы Церкви тоже против глумления над Лениным и вбрасывания в общественную жизнь таких взрывоопасных тем, особенно в условиях СВО и открытого второго фронта в Закавказье.
Вспомним и о том, что глубоко уважал Владимира Ильича и Патриарх Московский и Всея Руси Тихон (Белавин), достойнейшим образом проведя свою паству через трагические испытания.
При этом большое количество пастырей прекрасно понимало, почему они идут на смерть. Они видели в этом уподобление мукам Христовым. А христианство, как известно, укрепляется через жертвы и мученичество, а ослабевает через вероотступничество. Замечу, что Свет Христа открылся внучке королевы Виктории Елизавете Федоровне, в которой не было ни капли русской крови. И ее духовный подвиг, думаю, сегодня не подвергается сомнению даже со стороны тех, кто живёт вне православия.
Большое число и светских людей, попавших в исторические жернова, тоже осознавало, почему в 1929 году пришел их черед. Среди них был выдающийся промышленник немецкого происхождения барон фон Мекк, который в тюрьме сказал своей дочери Галине:
- Доченька, только не надо из-за этого ненавидеть свой народ!
Поэтому, памятуя известное "пусть мёртвые сами хоронят своих мертвецов", предположу, что эти великие сыны России не нуждаются сегодня в защите пропагандистов, восседающих на розовых диванах в студиях. Еще неизвестно, смогли бы эти корчевниковы уподобиться Христу или фон Мекку.
Вопросы, вопросы...
Примечательно, что редактор "Спаса" никогда не говорит о покаянии за грехи своих предков, думаю, среди них тоже были большевики, но призывает это делать тех, кто с уважением относится к достижениям и наследию Красного Проекта. Лично я горжусь своим прадедом, участником Брусиловского прорыва, который пошел не бить красных ( народ), а строить вместе с ним заводы на Луганщине и на Урале.
***
Смена парадигм произошла, потому что истощился духовный потенциал.
В данном случае я употребляю определение философа Гаянэ Тавризян, дававшей свою оценку кризису в Средневековье в труде «О. Шпенглер, И. Хёйзинга: две концепции кризиса культуры» (М., 1988).
Разумеется, многие отцы Церкви знают, почему произошла революция. Старый духовный потенциал был изношен, либеральные круги как светские, так и религиозные губили Россию так же активно, как это делали враги. Александр l смог осознать угрозу для национальной безопасности и подписать в 1822 году указ «Об уничтожении Масонских лож и всяких тайных обществ», за что получил свой Майдан. Россия на излете РИ была прошита оккультизмом, мистицизмом, сатанизмом. Духовный кризис нарастал: массовые самоубийства, проституция, наркомания, сакральные жертвы. Чего стоит только убийство Андрея Ющинского! РПЦ не каялась, когда черносотенцы и летучие отряды, посылаемые в том числе и антигосударственными военными структурами, убивали и насиловали христиан Шушинского уезда, например. Корчевников может это признать сегодня и покаяться. И осознать, что наше родное православие было таким же больным, как и самодержавие, что и определило разворот к рационализму.
Лучше всего деградацию во всех слоях русского общества, в том числе и в православной среде, показал Максим Горький в "Жизни Клима Самгина", где под витринами православия уже жили обитатели хлыстовских кораблей, впадающих, как католики, в экстаз, отрицая путь тихого православного преображения.
***
Подморозка при истощении духовного потенциала никогда не может спасти государство. Более того - разморозка ведет его к стремительному концу. Так произошло и с Российской империей, и с СССР. И было бы справедливо отцам РПЦ сегодня прежде всего ответить на вопрос: кто отвечал за этот самый духовный потенциал в РИ? Историк Юрий Чекалин опубликовал интересную статистику:
В 1909 году Политехнический институт провёл опрос о вере в Бога. Опрос показал: 23,4% твердо верили в Бога, 22,8% сомневались, 48,3% не верили, 5,5% уклонились от ответа.
Миронов Б.Н. Российская империя. От традиции к модерну. В 3 томах. СПб., 2014
Я в русскую историю зашла по большому счёту через армянский портал, поэтому склонна рассматривать историю России как значительной части восточнохристианской цивилизации. Но самым продуктивным на сегодня я считаю парадигмальный анализ истории ( см. Александр Дюрис "Управление парадигмами"). Автор отмечает, что не только Россия, но и многие государства того времени, разрушив монархии, вышли во Время Простого Человека и выпустили подавляемые веками необъятные залежи человеческих потенциалов. Так что, пользуясь его же образом, Красный Серп срезал те инертные и темные массы, которые не понимали, куда движется Большая История.
При этом Александр Дюрис отмечает, что триггером для глубинных перемен стала проигранная Крымская война, которая породила в русском народе идею народа-богоносца.
Развивая эту идею, я поняла, что она входит в прямое противоречие с Москвой Третьим Римом, потому что вторая идея имеет русское ядро, а первая вообще объявляет войну иноверцам, что мы увидели по армянским и еврейским погромам в 1905-7 гг. Разумеется, дискурсы, в которых мы дали слабину, активно раскачивались врагами.
Кстати, сам Константин Победоносцев, распростерший над Россией совиные крыла, накачавший Александра lll ненавистью к иноверцам, умер в 1907 году. На панихиде члены императорской семьи не присутствовали, присутствовал обер-прокурор Синода П. П. Извольский и ряд министров. В правительственном органе «Правительственный вестник» не было напечатано сообщения о его погребении (был только некролог). Так что о печальном опыте Победоносцева советую помнить сегодняшним фронтменам так называемых государственных идеологий, которые в сущности ими не являются, так как речь идет не о создании идеологий, а о службе Золотому тельцу и созданию псевдоидеологического контента.Причем, пропагандисты эти легко отказываются от своих вчерашних болотных принципов, объявляют себя левыми радикалами, при этом не забывая получать миллионы на карточку, обслуживая олигархические круги, отстраняя от ресурсов тех, кто не вписан в их литературные кланы. Смею предположить, что в строительстве новой культурной парадигмы они участвовать не будут.
***
Многие из нас сегодня хотели бы определить образ русской истории. Аверинцев писал о греческом "космосе" и еврейском "оламе" ( потоке), наша русская история похожа на реку. Несмотря на то, что некоторые сегодня склонны отрицать ее объективность, я нахожу русскую историю органичной даже в те периоды, где ее определяли Проекты. И кстати говоря, Романовы для меня такой же проект, как и Красный. Что не отрицает величие замысла что в правлении Петра, Екатерины, Александра l и Александра II, и в правлении большевиков, создавших Проект на руинах империи.
Несмотря на то, что многие любители рассверливать конфликт между условными монархистами, которые сегодня выродились в квазимонархистов, и большевиками ( тоже часто имеют ложную пассионарность), я вижу, что все периоды русской истории определяются предыдущими. Приведу здесь цитату из 10 тома Карамзина:
"Первые дни по смерти тирана (говорит Римский Историк) бывают счастливейшими для народов: ибо конец страдания есть живейшее из человеческих удовольствий.
Но царствование жестокое часто готовит царствование слабое: новый Венценосец, боясь уподобиться своему ненавистному предшественнику и желая снискать любовь общую, легко впадает в другую крайность, в послабление вредное Государству".
Свидетельство о публикации №225070801545