Были и легенды села Карша
Но стоит выйти из этого леса, как в глаза тебе ударит яркий свет, голову закружит ароматом разнотравья да горячей пашни, а впереди, с трёх сторон до самого неба протянулись нивы, сельские покосы, да звенящие кузнечиками, пчёлами, жуками, и поди знай кем ещё, богатые луга, на которых пасётся тучный скот.
Здесь, среди полей подымаются резные избы, тихим серебром журчит река, блещет маковкой церковка, да недвижимым зеркалом дремлет в тинном тумане сельский пруд. Ещё какой-то век назад, на этом пруду стучала колёсами мельница, подымая тучи брызг, подъезжали телеги, доверху гружённые мешками зерна, а во время помола бегал - суетился чернявый мужик – нелюдимый мельник Толмачёв. В мельничном пруду, как оно подобает для юга Прикамья, с незапамятных времён жила русалка, сторожившая колёса, сельскую плотину да тинный пруд. А ещё, водившая дружбу с нелюдимым мельником… А как же иначе?
Говорят, полюбила она Толмачёва и по доброй воле, сама себе одела на шею православный крест, став с того момента смертной женщиной, Толмачёвской женой. С этого дня, замолчали на веки мельничные колёса, перестали работать жернова, а у бывшего мельника один за другим, как грибы по летнему дождю, дети пошли.
На сельской улице, в самый разгар июльского полдня ни души. По обожженной солнцем и ветром дороге гуляет пыль, затуманивая избы, рубленные далёкими потомками первых поселенцев: Ракиных, Татаркиных да Юрковых, пришедших на эти земли ещё по ранней авроре 1800х гг. Прямо по селу дорога восходит на кручу венчанную храмом Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи, за которым к горизонту уходит поле, где во ржи утрами звонко бьют перепела, да полудницы аукают.
Ёще в позапрошлом веке, край этот у наших крестьян почитался святым, от того что на западном отроге деревенской кручи, открывается широкий лог, где в прохладном пологе раскидистых древ бьют целебные ключи. По рассказам наших стариков появились они в Карше в зените 19 века, а случилось это по местной легенде так.
Морозной и лютой выдалась зима на закате 1860 года по самому югу Прикамья. Сосны трещали да лопались, реки, родники да колодцы сковало холодное стекло, снегу навалило до самого конька, люди болели с голодухи, а по сёлам и деревням пошёл великий мор. Вот и стали наши крестьяне молить Святого Николая Чудотворца заступиться за них и отвесть беду. А Святитель Николай, как оно бывает в период с Николина дня и до Рождества, странствовал по миру под личиной нищего, и, проходя по нашим землям, не только услышал молитвы, но и увидел всё сам.
Хорошо его приняли в Карше, несмотря на бедные одежды, посадили как гостя на почётное место, рядом с главой семьи, дали стол и кров. Наутро, распрощавшись с хозяином, когда унялась пурга, Святитель Николай опять пустился в путь, да на выходе из деревни сошёл в глубокий лог. Ударил он тростью по земле, а оттуда, прямо из-под снега забили ключи. Вскоре прознали про это место люди, начали ходить за водой, а от воды стали больные поправляться. Так оно и пошло. И сверх того, заглянет праведник в ключ да видит там, на дне, образ Николая Чудотворца, а достать не может, лишь руками шкрябает по дну. А грешник взглянет, так и вовсе зрит лишь камни и песок.
На праздник Пасхи забил такой же источник в Каменном ключе. За этим и новые толки пошли, дескать, родится однажды в нашем крае святой, придёт к одному из ключей, поднимет икону и доставит в главный храм в новом граде, что построят когда-то на этой земле. И будет людям счастье, а по Югу Прикамья наступит лучший для этого края век.
Слава этих ключей, между тем росла. Уже в начале 20 го века привезли сюда из самого Сарапула на богатых санях купца Башенина, был по лицу он пепельно-серый, самого знобит. Говорят, что в уездном граде, осмотрел его лучший доктор и сказал лишь кратко: «не жилец». Еле-еле под руки спустился купец в глубокий лог и припал к святому ключу. Что-то началось! Щёки порозовели, вернулся румянец, в глазах загорелся живой огонёк, а Башенин всё пил да пил. Наконец поднялся он, расправил плечи, и, глядя на слуг, захохотал во весь рот: «Что уставились, черти! Ещё поживём, да не стойте истуканами, глаза навыкат, снаряжайте сани, и давай в обратный путь!». И легко взбежал на холм.
А места здесь были дикие, вот бывало, проедешь деревню по пыльной дороге, махнёшь сквозь поля, а дальше всё: стеной встаёт дремучий лес, где на вёрсты кругом ни одной избёнки, ни лесного балагана, только тёмные чащи, омуты да топи, населённые зверями, лешаками и дивами болотными, а ещё лихими людьми.
Были по югу осинского уезда и лжестарцы, одевались они неброско, ходили от села к селу, да читали проповедь, собрав вокруг себя удивлённых крестьян на какой-нибудь поляне или в избе. Сведущий в науках человек, быстро раскусит такого «монаха», поняв, что старче вещает что-то не то.
А нашим, деревенским, попробуй, объясни! Внемлют гостю, головами машут, бороды чешут да монету за «науку» гостю подают. И у каждого хозяина для такого "богомольца" всегда готов был и стол и кров. Оттого-то и секты у нас да раскольники всех пород и мастей цвели как сирень в саду, а их «старцы-проповедники» жили на харчах крестьян вольготно и легко.
Увидел это в 1842 году архиепископ Аркадий, приезжавший в Михайловский завод святить новый храм, и схватился за голову. В то же год заскрипели в губернском городе перья полетели записки и приказы дабы ставить по краю губернии, по югу от Осы в деревнях и сёлах храмы да попов.
И дело пошло, а сюда на реку Карша, стали прибывать настоящие монахи, заводить свое хозяйство, просвящать людей и рубить из кондового леса первые скиты. Время меж тем текло вперёд, множились скиты да братья, крепла монашеская жизнь, а над краем лесов да полей медленно текла молитва, подымаясь прямо в небеса. Вскоре о каршинской братии узнали в столице губернии. Высоко оценило церковное начальство их служенье в раскольничьей земле, и быть бы на месте кондовых скитов богатому монастырю, да только тому не довелось случиться, сделала история крутой поворот. Отгремела революция, а за ней гражданская война, закружило каршинских монахов лихолетье, разбросав святую братью по миру, кого куда. И только память о несбывшейся святыне продолжала жить в сердцах людей.
В самом начале июня, когда разгораются жаркие дни, а ночи полнятся прохладой, соловьиной песней, да тонким ароматом разнотравья, что приходит в деревню с лугов и полей, по ранней авроре, бывает, выдаётся такой густой да вязкий туман, что на сажень не видно и травинки, только белая, глухая пелена. В такие мгновенья, говорят старики, если подняться на дальний конец деревни, где река уходит в покосы да леса, можно услышать из этого тумана тихий колокольный звон. И, вроде бы, откуда ему там взяться? С той стороны на вёрсты кругом ни храма ни часовни ни скита… И в этот миг будто сердце само подскажет простое и ёмкое слово «чудо», ведь это не просто колокольный звон, а голос обители, голос каршинской святыни, того монастыря, коий волей плутовки-судьбы так не успел родиться на свет!
Кощеев Д.А. 08.07.2025
Свидетельство о публикации №225070801546