Подзадрипевший Великий Новгород как колыбель

(Вариант с фотографиями: http://bouriac.ru/BT/RUSSIA/Veliky_Novgorod.htm)

Александр Бурьяк
Подзадрипевший Великий Новгород как колыбель импортной русской государственности

  Не надо заключать из названия этой статьи, что Великий Новгород
мне не понравился: у меня всего лишь стиль с подковыром. Разоча-
рования у меня не было, потому что ещё на стадии подготовки экс-
педиции я, присмотревшись к фотографиям детинца, догадался, что
тот не совсем в моём вкусе. Вдобавок я вычитал, что Новгород был
"почти полностью" разрушен во время Великой Отечественной войны,
а я не любитель новостроев и реконструкций. И у древних русских
городов есть та добавочная печалька, что застройка в них была по
преимуществу деревянная, неоднократно выгоравшая ещё в древности.
Короче, в Новгороде я увидел приблизительно то, что и ожидал:
много хрущобин и брежневёбин, ободранные большевиками церквушки.
  (Конечно же, я люблю, когда действительность превосходит эстет-
ские ожидания. Зато если она приблизительно соответствует им, я
получаю удовлетворение от уровня своей провидчивости.)
  Достаточно красноречив факт, что за десять с лишним веков своей
истории новгородцы так и не сподобились построить в центре города
приличный каменный мост арочного типа, хотя древние римляне пода-
ли им кучу блистательных примеров ещё во времена оные. Мост у
древних русичей тут был подстать детинцу [и всему остальному].
Его нынешний вариантик -- неисторичный модерн: ходить можно, лю-
боваться -- извините, нет. Великая Новгородская республика, такая
и растакая, гигантская для своего времени, могла ведь выписать
мастеров из Италии, Богемии, Византии, Персии и т. п., и те по-
строили бы мост, как следует, ан вот поди ж ты.
  В сравнении со своими европейскими и азиатскими приблизительны-
ми ровесниками Великий Новгород по части древностей простоват, но
у очень многих народов нет и такого.
  Псков и Смоленск нравятся мне больше, чем Великий Новгород: по-
моему, они заметно ландшафтистее и архитектуристее. Роскошный же
НИЖНИЙ Новгород -- это и вовсе путешественническая благодать.
  Новгородский детинец (= кремль) в плане -- ни разу не "непра-
вильный овал", а скорее что-то фасолистое: имеется вогнутый учас-
ток [а вогнули-то его зачем?!]. И если в башнях детинца ещё про-
сматривается старинность, то стены его выглядят почти сплошь ре-
конструированными.
  Длиннющая супер-пряслина (ну, стена между башнями) вдоль Волхо-
ва выглядит ужасно: и слишком зареставрированная, и очень нефото-
геничная. Нет, я в курсе, что башни там были, но сплыли.
  И подозреваю, что у древних русичей не было понимания того, что
чем укрепление ближе в плане к кругу, тем оно экономичнее по час-
ти затрат на постройку.
  По части фортификации Великий Новгород -- мало что в сравнении
с Псковом: новгородцы, похоже, стремились брать пример со спар-
танцев (у тех их великий город совсем не имел укреплений).
  У Пскова было ПЯТЬ поясов обороны -- и все каменные. У Великого
Новгорода -- только два пояса, причём один из них -- [халтурный]
деревянно-земляной (правда, с каменными башнями, одна из которых
более-менее уцелела).
  Но лучше сравнить Великий Новгород не с Псковом, а с Торунью
или Таллинном: тогда уж точно будет убийственно.
  Со стороны Волхова детинец выглядит отвратительно: сказывается
"утрата" башен. Вдобавок из-за стен не поднимается ничего значи-
тельного, в Волхове не отражается, закатным солнцем при случае не
окрашивается.
  Ой, я догадываюсь, что Волхов подмывал укрепления детинца, ну
так надо было принимать против этого меры: вбивать дубовые сваи,
натаскивать всякий булыжник на берег. Голландцы вон ОТВОЁВЫВАЛИ
сушу, причём у моря, а здешние лоботрясы не смогли защитить от
средней по качествам реки даже то, что получили в готовом виде.
  В придачу к деревянно-земляному убожеству основных укреплений
была в основном деревянной и внутренняя застройка Новгорода. Мож-
но и из дерева строить так, чтобы не горело [или хоть горело по-
меньше: чердак собора Нотр-Дам-де-Пари, датируемый XII веком,
сгорел вон только в 2019 году -- после захвата города афроазиа-
тами], но здешним мастерам такие чудесные вещи не приходили в
косматые гловёнки. По-моему, лучше уж тогда юрты: юртовый город
не выгорал бы, потому что быстро бы сворачивался и эвакуировался.
  Я очень не уважаю деревянную застройку: воспринимаю её как эфе-
мерную, наполовину уже дрова. Курильщиков, правда, в древности не
было, но разгильдяев имелось даже больше, чем теперь.

                *  *  *

  В Софийском соборе туристы фотографируют прямо во время церков-
ной службы, и никто против них не вякает. Может, тем, кто прежде
вякали, было чётко указано, что нефиг отваживать кормильцев. Я
тоже фотографировал во время службы, но не в наглую: по чуть-
чуть, изподтишка, перемещался по храму медленно, чинно, стараясь
иметь на физиономии постное выражение. Иногда на всякий случай
крестился.
  Вообще, только в одном новгородском храме -- Петра и Павла --
раскрыл против меня варежку какой-то склочный активист. "А кто вы
такой?" -- спросил я его строго. "Сотрудник!" -- ответил тот.
"Нет в нашей в церкви такой должности!" -- заявил я ему уверенно,
и он [задумался] заткнулся. В самом деле, за год до того я сфото-
графировал в одной церкви Переславля Залесского плакат "Иерархия
Русской православной церкви", и никакие сотрудники на этом плака-
те не значились (правда, имелись какие-то "трудники" и "служащие
храма").

                *  *  *

  Церковь Параскевы Пятницы на Ярославовом Дворище -- возможно,
самая архаистая на Руси. Во всяком случае выглядит она соответст-
венно. Важен (= информативен) ведь не номинальный возраст, а ВИД.
Нештукатуренная, небеленная церковь не скрывает своих строитель-
ных тайн от наблюдателя: можно видеть и материал, и кладку, и по-
вреждения, и содержание ремонта.
  По храмам XII века в Великом Новгороде хорошо видно, что древ-
ние строители не очень заморачивались не только прямыми углами,
но и вертикальностью стен. Довольно большая приблизительность то-
го и другого вполне устраивала тогдашее население. По цельности
кладки видно, что эти церкви не покосившиеся и не расползшиеся, а
изначально построенные [небрежно] приблизительно.

                *  *  *

  Цены на входные билеты во всякие микромузейчики в Великом Новго-
роде приблизительно такие же кошмарные, как в Санкт-Петербурге.
Нет, я понимаю, конечно, что кое-кому очень деньги нужны, но и мне
они не мешают. Короче, музейчики я в основном игнорировал. Можно
сказать, из принципа. Тем более что кое-что осталось недосмотрен-
ным даже наружно, а там, куда мне хотелось попасть, двери раз за
разом всё равно оказывались запертыми (народ не ломит, да?).

                *  *  *

  Главное, что надо держать в уме, когда отправляетесь в Великий
Новгород: места эти летом дождистые, причём процедура сплошного
естественного полива запросто может растягиваться даже не на один
день, а на несколько.
  Под июньским новгородским дождём, как-то особенно охотно вспо-
минался безоблачный октябрьский Тунис. Смысл таких реминесценций,
наверное, следующий: зачем ехать в места, где погода может нага-
дить, если ты ещё не всё облазал там, где она почти не подводит?
И где вдобавок много экзотичнее? Я это к тому, что Великий Новго-
род борется за туристов слабовато. Дождевых туч не разгоняет --
это ещё ладно. Но вот цены на всякие входные билеты могли бы быть
и поменьше. В советское время билеты стоили, как правило, 10 ко-
пеек, и я от этого ещё не отвык. Далее, за дальним бугром неболь-
шие экспозиции и исторические площадки бывают и вовсе бесплатны-
ми, путиноидская же Россия люто неистовствует в выкачивании денег
из своих и чужих граждан.

                *  *  *

  Лучшая забегаловка города -- по информации от инсайдеров -- это
кафе ["Красная Шапочка"] "Колобок" на Большой Московской улице с
восточной её стороны, чуть севернее Ярославова Дворища. В обеден-
ное время народ туда так ломит, что можно и не втиснуться. Мне
втиснуться удалось, и репутацию заведения я подтверждаю.

                *  *  *

  Чего из храмов большевики не разрушили в 1920-х, 1930-х, то они
охотно пораскорячивали бомбами и снарядами в 1941-1944 гг. Если
был повод шарахнуть по церкви какой или колоколенке на прифронто-
вой временно оккупированной территории -- не останавливались на
достигнутом. Если имели место колебания, то комиссары приходили
на помощь. Так вот, как бы не оказалось, что новгородскую старину
покрушила в основном РККА, а не Вермахт, Ваффен СС и Люфтваффе.
Причём покрушила без острой необходимости, тем более что по здра-
вому смыслу надо было, наоборот, ложиться костями "за родные ал-
тари". Это не к тому, что нацисты были хорошими и щадили архитек-
туру (скорее, берегли боеприпасы и старались проехаться на РПЦ),
а к тому, что большевики (не все: феномен был неоднородный) явля-
ли собой тупых злобных заскочников с мощной деструктивной наклон-
ностью. Кстати, слова их партийного гимна "Интернационал" очень
инфрмативны и выражают суть их подхода, их видение мира, их
взгляд на инструментарий социальных преобразований.

                *  *  *

  Новейшие телевизоры во всяких отелях и апартаментах меня очень
напрягают: каждый -- со своей сложной заумью, со своими причуда-
ми. Чтобы добраться до какого-нибудь телеканала приходится напря-
гать соображалку, а мне это в лом. Некоторые сдатчики помещений
даже снимают микрокино для таких, как я, про пользование телеви-
зорами, и потом пересылают клиентам через "мессенджеры", посколь-
ку иначе не прорваться никак. Если это "прогресс", то на кой он
ляд?
  Доберёшься до телеканала, а там тоже дерьмо -- вдобавок преры-
ваемое дерьмовой рекламой.
  В Великом Новгороде я столкнулся с такой вот говенной новинкой
на некоторых российских телеканалах: пока крутится реклама, не-
возможно переключить телеканал. Но пока ещё получается выключать
на время рекламы звук.
  По-моему, российское телевидение становится с каждым годом всё
хуже: примитивнее и дегенератистее контентом, рекламистее, лжи-
вее, манипулянтистее.

                *  *  *

  Пока я ехал автобусом из Санкт-Петербурга в Великий Новгород,
наслушался громкого телефонного трындёжа соседа сзади. Насколько
я понял, этот сопляк записался добровольцем убивать хохлов. Так
вот, он жаловался приятелю, что приходится покупать снаряжение за
собственные деньги: бронежилет, обувь, даже униформу, причём всё
это значительно подорожало, так что несколько первых зарплат ухо-
дят на вынужденные закупы, а если не закупишься, то на фронте
долго не протянешь. То-то единоразовое вступительное пособие кон-
трактникам выросло за год с 400 000 рублей до 1 800 000. Могу
представить себе, как было обидно тем, кто раньше других отклик-
нулись на призыв Родины.
  Новый мотив вербовочных плакатов в России, попадавшихся на гла-
за: "Победа близко. Получи статус ветерана". По-моему, это мерзко,
а русичи тут такой мерзостности уже не замечают. Воевать надо не
ради статусов.
  В Великом Новгороде частовато попадались на глаза субъекты с
душманской внешностью. Это когда не просто борода, а борода без
усов -- с выбритостью вокруг рта. Это так надо по инструкции от
Пророка Мухаммеда. Все они смотрели на меня с какой-то недоброй
исламской бдительностью. Нет бы широко улыбаться мне и говорить
"Ассаляму алейкум!" Я им, правда, тоже ничего такого не говорил.
По-моему, подобные бороды отращиваются с вызовом: с намёком на
то, что резня таки будет.

                *  *  *

  В Великом Новгороде на остановках городских автобусов нет не
то, что расписания этих автобусов, но даже номеров маршрутов.
Возможно, так делается для защиты от украинских шпионов и дивер-
сантов: те оказываются вынуждены спрашивать местных жителей и
"палятся" на южнорусском "г". Ещё вариант объяснения: экономия
бюджетных средств. В Великом Новгороде новая коттеджная застройка
зачастую прекрасна, прямо-таки германского качества, а на всякое
ж такое чиновникам требуются деньги.

                *  *  *

  Великие люди Великого Новгорода:
    - Александр Невский;
    - композитор Рахманинов;
    - [авантюрист] купец-путешественник Садко.

  Во всяком случае, памятники им тут имеются.
  Про композитора Рахманинова. Ни одной его вещи я удержать в па-
мяти не способен. Для меня это лишний композитор, пардон. Ещё
один лишний -- Мусоргский. Нелюбимые, но хоть чем-то застрявшие в
памяти: Римский-Корсаков, Чайковский. Нелишние композиторы из
классиков: Бах, Вивальди, Моцарт, Бетховен, Бизе, Брамс, Гендель,
Берлиоз.

                *  *  *

  Из позитивного. Густой нестриженой зелени в Новгороде летом
очень много, что лично для меня было весьма удобно в связи с по-
вышенным потреблением мной воды.
  Нетоптанность трав вокруг некоторых замечательных церквей в Ве-
ликом Новгороде говорит о том, что люди к ним особо не ходят. Ту-
ристы толкаются в основном на нескольких "пятачках", а доподлин-
ные шедеврики, расположенные чуть в стороне хорошо если фотогра-
фируются хотя бы издали. Скоростных туристов я не уважаю, но люб-
лю: они быстро проваливают с нравящихся мне объектов, а на неко-
торые и не суются вовсе.


Рецензии