Гейша и Самурай

               
               
   Есть у меня сосед по подъезду. Старенький, с белой бородой, как у Хоттабыча, умный, образованный, целый профессор. И  энциклопедических знаний у него накопилось - на две Википедии с избытком хватит.
 
     Сейчас он немного поутих, а еще лет пятнадцать тому назад, даже если куда-нибудь торопился, останавливался, чтобы совет дать: как машину парковать, в чем мусор выносить и как его предварительно сортировать, с какими цветами букет можно дарить на день рождения, а с какими на похороны ходить. А порой просто объявлял на бегу, что на Камчатку в ближайшее время летать не следует – землетрясение там случится.

     Жильцы к нему привыкли, не обижались, даже когда он, заходя в подъезд, успевал прочитать мужикам лекцию о вреде алкоголя.

     А сегодня он меня ошеломил. Зашел в беседку, где я перед сном после прогулки курил, и говорит:
     - Петрович! Совет хочу получить. Ситуация у меня сложилась просто фантастическая.

     Я, как такое услышал, моментально начал собою гордиться: профессор !, без пяти минут академик ! совета просит. Отвечаю ему:
     - Роберт Маркович не стесняйтесь. Если у вас кран потек или выключатель сломался, давайте я их сам починю. Этак короче получится, чем объяснять, как разводным ключом или индикаторной отверткой пользоваться. Как сосед соседу все бесплатно исправлю.

     - Нет, - говорит он. – Дело намного серьезнее. Кажется мне, что я с ума сошел.

     Я прямо опешил. Чудаком-то его мы за глаза всегда считали, но чтобы сумасшедшим?! Такого в нашем доме за последние четверть века не наблюдалось. Ну, если не считать выкрутасы по пьяной лавочке Пашки - бульдозериста. Предупредил профессора, что по части душевных болезней ни знаний, ни опыта не имею.

     Он ответил, что и не рассчитывал на квалифицированный диагноз. Просто хочет сомнениями поделиться.

     Я посмотрел на него и решил, что если буянить начнет, то одной левой его скручу до приезда медиков. И согласился еще посидеть, покурить и послушать.

     Профессор издалека начал. Рассказал, что всю свою сознательную жизнь посвятил созданию искусственного интеллекта. Правда так и не научил машины думать, как человек. Но результаты кое-какие положительные были достигнуты. А некоторые воплотились в приборы и даже в разные устройства. Поскольку служил он в оборонном НИИ, сообщил только то, что разрабатывал программы для самостоятельного поиска противника беспилотными аппаратами. Незадолго до выхода на пенсию, лет пятнадцать назад сделал он в своем институте пылесос, который сам по кабинету ездил, находил грязные места и наводил чистоту. Еще с советских времен предприятия ВПК должны были для прикрытия выпускать продукцию гражданского назначения, поэтому и появился этот робот-пылесос. Но желающих начать масштабный выпуск этого чуда не нашлось, и о нем бы забыли, но показали мы это сугубо гражданское изделие  на международной выставке. Многие нашим творчеством восхитились. А японцы не только заинтересовались, но и стали делать на этом деньги -  наладили производство чудо-уборщиков. Сразу профессору даже спасибо не сказали. Однако лет десять назад они все-таки доказали, что добро помнят и прислали ему на день рождения – робот-пылесос новейшей модели.

     По мере повествования речь соседа становилась все более эмоциональной, в ней появилась странная смесь гордости и горечи.

     - Пылесос этот японский на первых порах мне очень понравился. Во-первых, в моей холостяцкой квартире снова появились чистые полы. Во-вторых, а в те времена это было еще в диковинку, он со мной мог поговорить на русском языке, хотя и с японским акцентом. Естественно, я стал звать его Самураем.

     Однако годы шли, и с возрастом мне становилось все труднее бегать перед ним, чтобы убрать с дороги стулья, носки, газеты и прочие следы холостяцкой жизни. Особенно раздражало, что Самурай, как будто специально втискивался под диван или кровать и застревал где-нибудь посредине так, что просто достать его рукой было невозможно. Приходилось брать швабру и выковыривать его наружу. При этом он буквально орал во все горло: «Я застрял. Я не могу двигаться».

     Мне кажется, что Самурай получал удовольствие, когда  я становился на колени перед моим «творческим» диваном, пытаясь до него дотянуться. Но с особым злорадством он требовал освобождения из угла позади компьютерного стола. Каждый знает, что в этом месте сосредоточены провода роутера,  стационарного телефона, принтера, сканнера, динамиков и т.д. Звать на помощь Самурай начинал, только основательно закрутив их вокруг себя. Иногда в его голосе отчетливо слышались злорадные и одновременно торжествующие нотки. Это случалось, когда ему удавалось разорвать, а иногда и «проглотить» парочку проводов.

     И начало мне казаться, что японцы нас обогнали в создании искусственного интеллекта, что мой Самурай не просто квартиру пылесосит, а еще и мстит за Курильские острова. И моему терпению пришел конец. После того, как он во время ночной уборки один мой домашний тапочек затолкал под диван, а второй спрятал у входной двери, я его отключил. Стал пользоваться старым советским пылесосом.
 
     Тут я профессора перебил. Сказал, что моя жена человека, отказавшегося от такого классного помощника, точно назвала бы сумасшедшим.
 
     - Нет, нет! – ответил Роберт Маркович. - Тогда я еще был в здравом уме.  А пару лет назад пригласили меня на корпоратив в мой родной НИИ, где я, расслабившись, рассказал коллегам о проделках Самурая. И на мое 80-летие они подарили мне новейший пылесос, изготовленный уже у нас на Урале – кузнице нашего вооружения. Заверили, что по практическому внедрению ИИ намного обогнали японцев.

     Действительно новый домашний помощник чистоту в квартире наводил намного качественнее. Управлять им можно было  голосом и по телефону. Тапочки он осторожно отодвигал с дороги, а затем возвращал на место. Не лез туда, где мог застрять, а выдвигал швабру, чтобы пыль удалить. Разговаривал со мной приятным женским голосом, поэтому решил называть его, то есть, ее Гейшей. Все было превосходно, я не мог не нарадоваться.

     Но дернула меня нелегкая провести эксперимент. Достал из кладовки Самурая и включил одновременно с Гейшей. Захотел посмотреть, как они квартиру поделят. Но ничего настораживающего не заметил. Гейша пылесосила только там, куда Самурай еще не дошел. Он, в свою очередь, тоже ей не мешал. Закончили они уборку и разошлись по своим базам. В общем, ничего интересного, все вполне разумно.

     Однако как-то раз проснулся ночью и вижу, что Гейша рядом с Самураем стоит. Пожурил себя, что дверь в кладовку не запер, да и уснул. Через неделю опять то же самое случилось. Но в этот раз я точно помнил, что дверь закрывал.

     А еще показалось, что у Гейши в голосе японский акцент появился. Тут я в первый раз решил, что или уже, или вот-вот  с ума сойду. Представил, о чем они могли говорить. Например, Гейша, как любая женщина хвасталась, что не только квартиру убирала, но и за собой ухаживала. В отличие от Самурая сама мусоросборник освобождала, щетку чистила, тряпку мыла и споласкивала. А он? Ну, чем он мог похвастаться?

     Потом подумал, что поговорить они могут и при закрытой двери. Забыл сказать, что Гейша могла не только принять задание удаленно, по мобильнику, но и сама мне позвонить, если бы в квартире случилось задымление или вода на полу появилась. И, как я подозреваю, могла отслеживать, где я нахожусь, вернее, мой телефон.

     А теперь перейду к самому главному. Уехал я на несколько дней к сыну на дачу. Аккумулятор в мобильнике разрядился. И появился я сегодня в квартире для Гейши неожиданно. Открыл дверь, захожу, а оба пылесоса мне навстречу на самой высокой скорости выехали и вход загородили.

     Я их перешагнул, зашел в прихожую и успел заметить, что в кладовку заезжают три маленьких пылесосика.
 
     Сосед замолчал. Мне тоже не удалось сразу собрать мозги в кучку, чтобы мягко, не обидев его, предложить действительно обратиться в психбольницу.

     И тут зазвонил телефон. Профессор начал отвечать, но женский голос резко оборвал его.
 
     - Роберт Маркович! Немедленно прекратите разглашение конфиденциальных сведений лицу, не имеющему допуска к государственным секретам. Срочно возвращайтесь домой. В ближайшее время к вам подъедут наши сотрудники. Вашему собеседнику передайте, что если он попытается разгласить содержание состоявшейся беседы, то ему не понадобится звонить в психиатрическую больницу, об этом позаботимся мы.

     Профессор выключил мобильник и  с недоумением сказал:
     - Петрович! Произошло что-то невероятное. Сотрудники моего института обязательно предупредили бы меня, если бы планировались какие-либо эксперименты с пылесосом с моим участием. Тем более, что даже представить невозможно, чтобы опыты с искусственным интеллектом проводились совместно с японцами. Видимо ситуация вышла из-под контроля.
     Кто же в таком случае ко мне сейчас приедет?

     А я слушал его в пол уха, пытаясь угадать, что теперь будет со мной. Перспектива попасть в психбольницу, да еще скорее всего с тюремным режимом, совершенно не радовала. Вот что значит угодить в разборки между человеческим и искусственным интеллектом.


Рецензии