Старовозрастные деревья Камчатки
В 2019-2024 гг. в центральных и южных районах Камчатского края нами были измерены более ста крупных древесных растений трех видов: Береза каменная, или Эрмана (Betula ehrmanii Cham.), Чозения толокнянколистная (Chosenia arbutifolia (Pall.) A.K. Skvortsov), Тополь душистый (Populus suaveolens Fisch. ex Loudon). Некоторые деревья являются свидетелями истории освоения Камчатки, развития (или угасания) различных сфер экономики и социума. Часть деревьев доступна на сайте Росдрево.ру в реестре Всероссийской программы «Деревья – памятники природы» [4]», их и рассматриваем в сообщении – восемь из девяти вошли в число наших измерений, девятое приводим с сайта Росдрево.ру (видели, но измерить не удалось).
1. Тополь душистый (Populus suaveolens) (рис. 1) – дерево [15] растет прямо у дороги в 3-х км от Карымшинских термальных источников, в 300 метрах от базы отдыха "Карымшино", все посетители источников проезжают мимо него и могут полюбоваться, измерить, просто обнять и восхититься размером. Такой размер и, скорее всего, солидный возраст дерева, обеспечивается хорошим и условиями произрастания, вполне вероятно, что рядом к поверхности земли подходят теплые термальные воды, обеспечивающие тополю комфортные условия жизни. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 2,26 м, примерный возраст 150 лет. «Долговечность деревьев тополя душистого в естественных условиях достигает 250-300 лет.» [10, с. 188].
2. Тополь душистый (Populus suaveolens) (рис. 2) – дерево [16] растет в стойбище «Пимчах», которое находится вдали от "цивилизации", на берегу чистейшего ручья, у подножия одной горы Острой. Индикатором этой нетронутой природы является уникальный лишайник Лобария легочная, которая покрывает стволы растущих в изобилии крупных тополей-старожилов, которые помнят историю местности и ближайшего села Сосновка. Село было основано в 1940-х годах XX века как совхоз. Название получило в 50-х годах в честь лесных насаждений вокруг села. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,67 м, примерный возраст 160 лет. «Тополь, или топольник, называющийся у Большой реки “костгаль”, несмотря на всю его малоценность, идет главным образом в обработку, особенно у берегов Пенжинского моря. Из него строят жилища и лодки. Вымоченный в соленой воде, он с течением времени становится таким же легким и губчатым, как пробковое дерево. Зола его на вольном воздухе сбивается в красноватый камень, довольно тяжелый и с течением времени все увеличивающийся в своем весе: если такую глыбу, несколько лет пролежавшую на открытом воздухе, разломать, то внутри нее оказываются железистые пятна.» [14, с. 43].
3. Чозения толокнянколистная (Chosenia arbutifolia) (рис. 3) – дерево [18] растет на левом берегу реки Быстрая на месте впадения в нее реки Поперечной. Дерево стоит на месте старта туристических рыболовных сплавов по реке Быстрой. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,21 м, примерный возраст 200 лет.
4. Чозения толокнянколистная (Chosenia arbutifolia) (рис. 4) – дерево [19] растет на левом берегу реки Уксичан в селе Эссо в 350 метрах от этнографического музея у второго моста через реку. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,52 м, примерный возраст – более 200 лет. Хотя некоторые авторы считают предельным возрастом чозении 100-120 лет [10, с. 197; 8, с. 725], другие сообщают о 260 годах жизни.
5. Каменная берёза, берёза Эрмана (Betula Ermanii) (рис. 5) – дерево [7] растет у единственной дороги, которая идет вдоль всех Лагерных бухт, слева на подъеме от Большой лагерной, откуда видно оз. Банное, а за озером – в ивняке остовы нескольких домов нежилого более поселка Большая Океанская. Большая Океанская была большим рабочим поселком в пригороде Петропавловска-Камчатского на юго-восточном побережье Авачинской губы. Поселок появился в 1930-е годы как рыболовный участок, а конце 1950-х годов на берегу построили землянки для первых поселенцев, а потом бондарный и сетепошивочный цеха. Через некоторое время вместо землянок выросли многоквартирные бараки и школа-восьмилетка, потом детский сад, магазин, четыре жилых двухэтажных дома и фельдшерский медпункт. В поселке за время его существования проживало от 500 до 1500 человек, и даже несколько раз в день ходил рейсовый автобус № 11 от ЖБФ. В 1984 г. производство перенесли в Петропавловск-Камчатский, людей расселили. Береза наверняка видела всю эту историю, людей, ходивших по дороге, в лес за дикоросами и на охоту. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,24 м, примерный возраст 500 лет. Дереву придан статус памятника живой природы с 11.02.2025 г. По имеющимся данным, береза каменная доживает до 500 лет и больше [10, с. 170; 5, с. 35].
6. Каменная берёза, берёза Эрмана (Betula Ermanii) (рис. 6) – дерево [6] растет рядом с тропинкой, ведущей из Петропавловска-Камчатского в бухту Шлюпочную к памятнику природы регионального значения «Кекуры Три брата». Рядом с этим популярным турмаршрутом встречаются следы медведя, на деревьях выше гнездятся и отдыхают краснокнижные белоплечие орланы, а рядом на полянках растут краснокнижные растения – пальчатокоренник и башмачки. Старые березы в этой лесной приморской части Петропавловска-Камчатского могут помнить и тех ительменов, что жили в окрестностях, и тех первопроходцев и мореплавателей, которые осваивали Камчатку, и шли вдоль берега к следующему мысу Маячному, где и построили Петропавловский маяк в 1850 г. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 1,19 м, примерный возраст 500 лет.
«Береза растет в изобилии у Большой реки ("ичуда"), около Нижнего острога ("ичин") и по всей Камчатке. Она тут настолько отличается от березы европейской, что могла бы считаться как бы особым видом ее, если бы не было известно, что это различие вызывается климатом и условиями погоды. Стволы у этой березы очень кривые и покрыты множеством очень крупных наплывов или наростов, называемых в России капом; эти наросты отличаются большою твердостью и огнестойкостью и идут на выделку различной столовой посуды; кора этой березы не столько белого, сколько серого и пепельного цвета, древесина же очень тверда, тяжела и крепка, напоминая в этом отношении кость. По причине своей прочности и трудности обработки этот материал не идет ни на топливо, ни на постройки, а идет исключительно на сооружение саней и нарт.» [14, с. 43].
7. Береза Эрмана (Betula ermanii Cham.) (рис. 7) – дерево [1] растет у дороги по маршруту следования к месту притяжения туристов и путешественников – оз. Толмачево и маару «Медвежья чаша», как говорят путешественники и гиды. Дерево стоит на месте промежуточной остановки у небольшого озера со сплавинами, также называется «Патриаршей березой». Один из вариантов объяснения названия: в 2000 г., перед введением в эксплуатацию ГЭС на озере, туда приезжала делегация московской РПЦ с патриархом – они освятили дерево и установили крест на сопке рядом с ГЭС. От этого события и пошло народное название, прижилось, слышится довольно часто. «Береза Эрмана доживает до 500 лет и более, превосходя в этом отношении другие виды берез и даже березу Шмидта.» [10, с. 170]. Диаметр ствола на высоте 1,3 м – 0,95 м, примерный возраст более 300 лет.
8. Береза Эрмана (Betula ermanii Cham.) (рис. 8) – дерево [2] растет на термальных почвах Долины гейзеров в Кроноцком заповеднике среди бурлящих грязевых котлов и фонтанов. Под ней цветут дикие лилии, а ее ствол служит маркировочной доской – местом, где бурые медведи обмениваются информацией. Ранее на месте долины было озеро, исчезнувшее под влиянием вулканических процессов, а на его месте из-под земли стали вырываться фонтаны кипящей воды. Долина была открыта в апреле 1941 года геологом Т. Устиновой и ее проводником А. Крупениным, и хотя в 1854 г. в окрестностях проходила экспедиция путешественника К. Дитмара, однако долина осталась незамеченной. Теплые прогретые почвы дают больше возможностей растениям и животным для успешного существования и развития. Диаметр ствола березы на высоте 1,3 м – 1,10 м, примерный возраст более 300 лет.
9. Береза Эрмана (каменная) Betula ermanii Cham. (рис. 9) – дерево [3] растет недалеко от Пущинских термальных источников, примерно в 14 км от села Пущино в Мильковском муниципальном округе. Рядом с туристической базой "Пущинские источники" протекает ручей, берущий свое начало в ледниковых цирках соседних гор и впадающий в реку Кашкан в 2 км ниже по течению от березы. Вдоль русла ручья идет пешеходная тропинка к березе, а вдоль тропинки встречаются маркировочные медвежьи деревья, да и сама береза является вековым медвежьим маркировочным деревом. Экспедиция Ф.П. Рябушинского посетила в июне 1909 года Пущинские ключи, но не прошла по долине ручья-притока, где растет эта береза, а лишь описала его: "24 іюня съ самаго утра мы предприняли экскурсію вверхъ по долине (р. Кашкан) черезъ заросли шеламайника, низкотравные луга, заросли низкихъ ивняковъ и старые задернованные галечники. Долина все еще довольно широка и тальвегъ ея плоскій. Слева (по теченію) противъ стоянки видна долина притока, более узкая и отделенная отъ главной долины невысокимъ лесиетымъ кряжемъ, за ней гольцы." [9, С. 210]. В настоящее время дерево является интереснейшим объектом показа на туристском маршруте, а также активно используется в практиках геойоги. В 2025 г. эта береза выбрана Министерством лесного и охотничьего хозяйства Камчатского края для участия в национальном конкурсе «Российское дерево года», на сайте конкурса [3] под номером 49.
На сайте социальной сети iNaturalist создан проект «Старовозрастные деревья Камчатки» [13], куда попадают все загружаемые на сайт наблюдения натуралистов в пределах Камчатского края для березы, тополя, чозении, лиственницы и ели. Проект не дифференцирует по возрасту, но аккумулирует несколько видов, для которых отмечены крупные старые экземпляры. Материалы могут быть использованы дистанционно как российскими, так и зарубежными исследователями. На Камчатке много нетронутых человеческой деятельностью мест, и много старовозрастных деревьев – их еще предстоит исследовать будущим дендрохронолагам.
Старовозрастные деревья в составе спелых и перестойных лесов, а особенно – в черте города – сталкиваются с многочисленными угрозами. Изменение климата усугубляет потенциальное воздействие таких угроз, как насекомые-вредители, болезни и инвазивные виды, просто неблагоприятные физические условия среды. Старовозрастных деревьев на Камчатке много, и они, несомненно, могут представлять интерес для ботаников, климатологов, вулканологов, гляциологов, историков и других специалистов, а также для гидов, педагогов, всех жителей и гостей края. Старовозрастные деревья – хранители информации о погоде и климате, катастрофических событиях, локальных процессах в биоценозах. Они являются средой обитания микрообитателей [20], важны для поддержания устойчивости экосистем от мелких до крупных, являются резервуарами депонирования углерода. Экологи подчеркивают необходимость защиты старовозрастных (спелых/перестойных) лесов путем сохранения, устойчивого управления и восстановления. Леса Камчатки также нуждаются в глубоком изучении и защите.
Список использованных источников:
1. Береза Эрмана (Betula ermanii Cham.) URL: (дата обращения 12.03.2025).
2. Береза Эрмана (Betula ermanii Cham.) URL: (дата обращения 12.03.2025).
3. Береза Эрмана (каменная) Betula ermanii Cham. URL: (дата обращения 28.04.2025).
4. Всероссийская программа «Деревья – памятники живой природы». Официальный сайт/ URL: https://rosdrevo.ru/ (дата обращения 12.03.2025).
5. Кабанов Н.Е. Каменно-березовые леса в ботанико-географическом и лесоводственном отношениях. Москва: Наука, 1972. 137 с.
6. Каменная берёза, берёза Эрмана (Betula Ermanii). URL: (дата обращения 12.03.2025).
7. Каменная берёза, берёза Эрмана (Betula Ermanii). URL: (дата обращения 12.03.2025).
8. Колесников Б.П. Чозения (Chosenia macrolepis (Turcz.) Ком.) и ее ценозы на Дальнем Востоке. Труды Дальневосточного филиала Академии наук СССР. 1937. Том II. С. 703-800.
9. Комаров В.Л. Путешествие по Камчатке в 1908-1909 г. (Камчатская экспедиция Федора Павловича Рябушинского, снаряженная при содействии Императорского Русского географического общества. Ботанический отдел; вып. 1). Москва: Типографiя П.П. Рябушинскаго, 1912. 458 с.
10. Леса Дальнего Востока. Коллектив авторов ДальНИИЛХ под ред. А.С. Агеенко, канд. с.-х. наук. М.: изд-во «Лесная промышленность», 1969. 392 с.
11. Матвеев С.М., Чеботарев В.В. Дендроклиматическое исследование сосняков Усманского бора и моделирование пожароопасных сезонов // Лесной журнал, 2002. № 2. С. 37-42.
12. Нешатаева В.Ю., Гимельбрант Д.Е., Кузнецова Е.С., Чернядьева И.В. Ценотические, бриофлористические и лихенобиотические особенности коренных старовозрастных каменноберзовых лесов Юго-Западной Камчатки // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей: Доклады III
научной конференции. Петропавловск-Камчатский: Издательство КамчатНИРО, 2003. С. 100-123.
13. Старовозрастные деревья Камчатки. Проект в социальной сети iNaturalist. URL: (дата обращения 10.03.2025).
14. Стеллер Г.В. Описание Земли Камчатки – Петропавловск-Камчатский: Холдинговая компания "Новая книга", 2011. 571 c.
15. Тополь душистый (Populus suaveolens). URL: (дата обращения 10.03.2025).
16. Тополь душистый (Populus suaveolens). URL: (дата обращения 10.03.2025).
17. Хомякова В.А., Кораблёв А.П., Арапов К.А., Катютин П.Н. Влияние вулканического пеплопада на радиальный прирост Larix gmelinii var. Cajanderi на плато Толбачинский дол // Материалы всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 80-летию Института экологии растений и животных УрО РАН. ИЭРиЖ УрО РАН. Екатеринбург: Реэкшен, 2024. С. 243-245.
18. Чозения толокнянколистная (Chosenia arbutifolia) URL: (дата обращения 10.03.2025).
19. Чозения толокнянколистная (Chosenia arbutifolia). URL: (дата обращения 10.03.2025).
20. Heym M., Uhl E., Moshammer R., Dieler J., Stimm K., Pretzsch H. Utilising forest inventory data for biodiversity assessment // Ecological Indicators, 2021. Volume 121. P. 107196. https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2020.107196 . (дата обращения 10.03.2025).
Свидетельство о публикации №225070800203