О научном знании, видении и юродивых

                Знание необходимы человеку для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и выживать в нем. Условно, их можно разделить на три категории: необходимые, специальные и научные. Необходимые знания – те, которые позволяют человеку выполнять свои социальные и естественные функции, то есть жить, трудиться, заботиться о потомстве, общаться с другими, поддерживать необходимый общеобразовательный и культурный уровень.  Специальные – нужны для  успешной профессиональной деятельности в той или иной отрасли общественно-полезного труда. Научные –  являются основой любой науки и служат целям научно-экспериментальной и исследовательской деятельности. С точки зрения Православного вероучения, первые знания следует рассматривать как благословенные  Богом и необходимые для жизнедеятельности людей. Их условно можно отнести к необходимым; вторые – направлены на реализацию способностей человека в системе общественного производства, его профессионального мастерства. Их можно считать достаточными. Они не благословляются Богом, а попускаются, исходя из свободного выбора профессии. Человек не знает нужна ему она или нет, принесет это занятие пользу или вред, и какие последствия его выбор будет иметь. Однако, Бог не препятствует каждому идти своим путем. И, наконец, третьи, –  научные знания. При всей кажущейся важности и необходимости они, по сути, являются противодействием воли Божьей и плодом человеческой гордыни. Это обусловлено тем, что первые два вида знаний служат человеку, исходя из принципа необходимости и достаточности. Их задача создать условия для нормальной жизни, обеспечивая реализацию естественных потребностей и рода занятий.
                Научные знания им противоречат, поскольку, вопреки Божественному Промыслу, преследуют цель, далеко выходящую за пределы необходимого и достаточного.  Они, как и прикладная наука в целом, призваны  выработать условия, способствующие размножению человечества и улучшению качества его жизни, при минимизации умственного и физического труда, то есть – служат наслаждению и удовольствию. Как, ни парадоксально это звучит, но на самом деле, лень – главный движитель науки. Она вместе со стремлением продлить жизнь и разнообразить комфорт, определяет направление научного прогресса. Все достижения и открытия ученых XIX-XXI вв., были направлены на то, чтобы увеличить продовольственные ресурсы, защитить здоровье и продлить жизнь, до минимума свести физический и умственный труд, то есть на то, чтобы люди быстрее деградировали: пили, ели, размножались и дольше жили, не обременяя себя излишней умственной деятельностью, и, главное – верой в Бога. И этому идолу служили и служат величайшие умы человечества. Чья это затея – православному человеку догадаться не сложно.
                Как известно, наука способствует развитию технократического общества и многократному увеличению производства при минимальных сырьевых, энергетических, людских и прочих издержках.  Продолжительность жизни и качество здоровья увеличились в разы по сравнению с тем же средневековьем. Но ресурсы земли ограничены, как и ограничена сама земля. В результате, наука вынуждена разрабатывать все новые средства и методы не только для продления жизни, но и для обеспечения людей всем необходимым. Поскольку, как уже было сказано, ресурсы земли ограничены и не восполняются извне, то научный прогресс находит способы искусственного продления жизни через создание продуктов не естественного происхождения в виде, например, ГМО и всевозможных пищевых добавок. Медицина, фармакология и химия, постоянно заняты продлением жизни. Это обусловлено отнюдь не заботой о человеке, а стремлением продлить срок его пребывания на земле ради увеличения потребления. Чем дольше человек живет, тем больше потребляет; а чем больше потребляет, тем больше тратит, обогащая всевозможные банки и корпорации. На сегодня ситуация складывается таким образом, что с кредитом человек рождается и с кредитом умирает. Следовательно, наука в стремлении обеспечить все возрастающие потребности человечества и в погоне за сверхприбылями, вмешивается в Богом данные законы природы, разрушает естественную среду флоры и фауны, изобретает губительные для земли и человечества источники энергии (как атомная, например), создает новые продукты и вещества, которые не предусмотрены Промыслом Домостроительства. Не зря, среди нобелевских лауреатов, подавляющее большинство – атеисты.
                Причина заключается в том, что наука поставлена на обслуживание прихотей падшего естества. Ее задача дать человеку, что он хочет, а не то, что ему нужно. Цель науки – выйти за пределы, положенные человеку Богом, не останавливаясь ни перед чем. Ее плодами стали: ядерное, бактериологическое и химическое оружие, суррогатное материнство, клонирование и операции по изменению пола, пересадка органов, пластические операции.  Исходя из этого, не трудно увидеть, что современный научный прогресс работает на уничтожение человечества, а значит и на самоуничтожения себя, ибо отличительным свойством зла является самоуничтожение. И то хорошее, что наука действительно делает для людей, с лихвой нейтрализуется, причиненным злом. Как известно, ложка дегтя портит бочку меда. Бог дал людям знания, как средство познания окружающего мира и Бога; а вместо этого, человек из средства, сделал знания самоцелью и извратил их смысл. Блаженный Диодох епископ Фотикийский (Vв.) говорил, что усердные не от ума никогда не войдут в Дом разума. Поэтому, преданные науки со всей страстью ученые, не способны постичь истинное знание. Они с упорством и бесконечно будут искать ответы на свои вопросы, и каждый полученный ответ будет порождать новый вопрос. И этот порочный бег по кругу не прекратится до скончания века, впустую сжигая время, судьбы и таланты.
                Именно поэтому, святитель Игнатий Брянчанинов, сам получивший высшее инженерное образование, писал: «Науки – плод нашего падения, произволения поврежденного падением разума; Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний накопленными человеками во время жизни падшего мира». А апостол  Павел добавляет: "Мудрование плотское - вражда на Бога" (Рим.8:7). Это то, что касается знания человеческого, то есть плотского и искаженного. Но есть знание иного, более высшего порядка. О нем апостол Павел говорил: «верою познаем» (Евр.11:3).  Оно не имеет ничего общего с человеческой природой и не зависит от субъективного восприятия чувствами. Следовательно, оно не может быть искажено и является  истинным.  Его также условно можно разделить на две категории: духовное знание или ведение и видение.
                Духовным знанием (ведением) обладают подвижники, которым Господь открывает тайны мироздания и человеческих душ, за особую чистоту сердца и способность правильно распорядиться полученными дарами Святого Духа. Откровением свыше  обладали многие святые отцы и учителя Церкви. Оно посылается избранным для служения Богу и людям. Его главное предназначение – указать путь к Истине, то есть ко спасению, научить отличать добро и зло, сформировать нравственные устои, подготовить человека к вечной жизни. Как и всякое знание, ведение не исключает элементы логики и рассудительности при его обретении и применении. Разумная часть или сила души принимают в нем самое активное участие. Дар рассудительности апостол Павел ставил превыше всех остальных даров Святого Духа. Главная сила, задействованная в достижении ведения – разум. Ведение может касаться не только  духовной стороны, но и служить на пользу профессиональной деятельности человека. Его задача заключается в регулировании познавательной способности на основе нравственности, ибо без нравственности познание превращается в источник зла.
                Видение или духовное созерцание – это непосредственное знание на уровне превышающим интуицию, которое Бог открывает особо избранным. Таким как:  Авраам, Иосиф, Иаков, Исаак, Моисей, ветхозаветные пророки, апостолы и другие угодники. Это знание отличается от всех остальных тем, что не является плодом человеческого разума, а значит не подвержено законам логики и познания чувствами. Избранные получают его  непосредственно от Бога в виде озарения. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Важнее быть, чем знать». Этим он подчеркивает, что знание – плод человеческого ума, а видение или духовное созерцание сущих – образа жизни, поскольку, продолжает Максим: «Ведение по благодати [то есть полученное от Бога непосредственно] и без обучения обладает всей доступной людям мудростью, в своем многообразии обильно изливающейся для пользы человеков».
                Наделенные даром духовного созерцания, уподобляются пророкам, ибо  передают другим только то, что приняли от Бога,  ничего не прибавляя и не отнимая. Но для того, чтобы стать причастником тайны Откровения нужно вести соответствующий образ жизни, основанный на непогрешительной вере и добродетелях, то есть нужно «быть» таким, чтобы благодать Духа могла вместиться в очищенный ум. Поэтому видение – есть естественное состояние ангельских сил, не имеющих нужды в познании. Все, что им нужно знать, ангелы получают от Бога мгновенно, не прибегая к умственной деятельности, и этим довольствуются. Поэтому, любая неправда, ложь, искажение и прочие проявления человеческого естества для них невозможны. Человек, скованный плотью, увлеченный страстями и подпавший под гнет удовольствий и наслаждений, не способен его вместить. Главное отличие духовного видения заключается в том, что приостанавливается всякая умственная деятельность, уступая место созерцанию и интуиции. Поэтому видение – есть высшее знание в форме Откровения, недоступное обычным людям. Подобное состояние испытал апостол Павел, будучи восхищенным до Третьего неба (1Кор.2:9).
                Но, Бог, желая спасти всякую разумную тварь, избирает Себе угодников, чтобы через них свидетельствовать об Истине. Одной из форм Божественного Откровения на Руси были так называемые «юродивые». Юродивый – это не сумасшедший, как принято считать. Юродство Христа ради – это величайший духовный подвиг, не каждому доступный. За всю историю Русской Церкви всех юродивых можно, как говорится, по пальцам пересчитать. И все они были канонизированы. Подвиг юродства позволял  говорить им все, что святые слышали непосредственно от Бога, не взирая на чины и лица. Апостол Павел писал: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21). Таким образом, Господь приводил к спасению и нищих и царей, ибо никто не мог причинить юродивому зла за обличительные слова. На Руси это считалось святотатством. С точки зрения богословской науки, юродство – высшее знание, в основе которого лежит откровение Бога. Господь редко прибегает к прямому вмешательству в жизнь людей и делает это только тогда, когда промедление грозит Промыслу Домостроительства. Именно поэтому юродивых было мало, а сейчас их нет и в помине. И нет не потому, что мы стали лучше наших далеких предков, а потому что не осталось тех, кто увидит в юродстве Божественное .
                В заключении, необходимо сказать, что истинным знанием является только то, которое ведет к спасению души через познание Бога и любовь к Нему; как говорит Святитель Григорий Нисский: «Истина есть любовь к Богу». Любое иное знание – это подлинное безумие, по словам Апостола Павла, который сказал: «Мудрость мира сего есть безумие перед  Богом» (1Кор.3:19). Так должно быть в идеале, представление о котором человечество утрачивает с космической скоростью, ибо мир мчится к своей погибели. Как известно, Бог сотворил человека свободным и поэтому не вмешивается (за редким исключением) в его выбор. Этим объясняется Его попущение научно-техническому прогрессу. Как Господь не может запретить самоубийце повеситься, так и не препятствует человечеству в развитии научной деятельности. Однако думающим о вечной жизни и ищущим спасения, важно знать, что чем человеку лучше на земле, тем для него будет хуже после смерти, ибо благоденствие не знает скорби, а без скорби нет спасения, поскольку путь на Небо только один – Голгофа. Другого нам Христос не оставил. Из этого следует, что только те знания важны и полезны для жизни будущего века, которые не уводят от Бога плотскими рассуждениями и законами материального мира, а, отметая все лжеименное, устремлены к познанию Христа, Который и есть Истина, а значит – абсолютное знание в Самом Себе.


Рецензии