Краткая история рода Ботяновских, 2025
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗЕМЯНАХ И БОЯРАХ
Автор данной статьи прочел много исторического материала, и предлагает читателю собственную «выжимку», сделанную из разных источников по теме бояр и земян.
О земянах и боярах написано достаточно много. Представления о них у специалистов разнятся. Некоторые историки дореволюционной поры (Ф. И. Забелло, М. В. Довнар-Запольский) склонны считать земян шляхтой. При этом Довнар-Запольский не относит к крестьянам и бояр. В начале XX века, говоря о панцирных боярах, Довнар-Запольский называет их разновидностью шляхты, а о путных боярах пишет, что их потомки «по настоящее время считают себя шляхтою». После революции 1917-го года в одной из своих статей («Культурны стан Беларусі к моманту Лютаўскае рэвалюцыі») Я. Лёсик, по сути, пересказывает на белорусском языке мнение Довнара-Запольского относительно бояр путных и панцирных. Несколько романтического представления о боярах придерживался писатель Генрик Сенкевич, который в одном из мест романа «Потоп» сравнил путных бояр с застянковой шляхтой. Многие историки советской поры (Д. Л. Похилевич, Г. Г. Копытина и др.) не считали земян шляхтой, а бояр относили к крестьянскому сословию. Что касается историков постсоветского времени, то мнения их разнятся: например, А. Б. Довнар ставит земян выше бояр, а бояр называет крестьянами-слугами; В. С. Макаревич склонен больше ориентироваться на мнение историков дореволюционной поры: Ф. И. Забелло, М. В. Довнара-Запольского. Так, говоря о судьбах белорусского дворянства, отдельно, в качестве категорий дробной шляхты в XIX веке Макаревич отмечает выбранцев, панцирных бояр, путных бояр и служек, хотя и уточняет, что в годы существования Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой эти категории населения в состав шляхетского сословия не входили, а по своему правовому положению находились между шляхтой и крестьянством. Земян Макаревич называет полупривилегированной категорией населения, некоторые представители которой в первые десятилетия XIX века были записаны в шляхту. Земяне и сами чаще всего называли себя шляхтой и претендовали на дворянские привилегии, но во времена Речи Посполитой в отличие от полноправной шляхты не имели гербов и не участвовали в сеймах. Следует добавить, что на сайте ЗБШ в статье «Разбор шляхты» панцирные бояре и земяне названы нижними слоями шляхетского сословия. Автор сайта, историк Веревкин-Шелюто неоднократно высказывал свое мнение относительно панцирных бояр, которых он относит к шляхетскому сословию.
В данной статье речь будет вестись о судьбе бояр и земян Ботяновских, в ХVIII веке живших на территории Минского повета в пределах церковного имения Прилепы, а также о судьбе их потомков.
МЕСТА ПРОЖИВАНИЯ БОТЯНОВСКИХ, ЧЬИ КОРНИ ИЗ ИМЕНИЯ ПРИЛЕПЫ
Перед тем как поведать историю рода Ботяновских, необходимо перечислить места расселения его представителей.
Из инвентаря митрополитского имения Прилепы за 1748 год, а также из метрических книг Прилепской униатской церкви, известно, что в XVIII столетии Ботяновские проживали в таких деревнях как: Рудня, Усяжа, Оношки, Колодези Малые, Колодези Великие, Ляды, Смолевичи, Раубичи, Глодовка, Цна, Мончаки, Правый Лог.
Б;льшая часть этих селений принадлежала униатской митрополии, входила в состав церковного имения Прилепы. Из ревизских сказок и метрик нам становится известно, что в следующем, XIX веке многие Ботяновские остались проживать в тех же самых деревнях, но некоторые представители рода начали активное переселение в близлежащие деревни, сёла и застенки.
Так, в XIX веке Ботяновские встречаются уже в следующих местах: Казенная Рудня (Рудня Прилепская), Казенная Усяжа, Аношки, Тадулино (Колодези), Ляды, Смолевичи, Раубичи, Глодовка, Цна, Мончаки, Правый Лог, Усяжка, Багуты, Задомля, Сутоки, Ковалевщина, Шпаковщина, Верхняя Березовица, Емельяново, Домашаны, Владиново, Трубичино; к этим деревням следует также добавить село Прилепы, урочище Курганы, а также застенки Батуринки, Рудомейка, Рутовино и Дубовики.
В начале XX-го века кроме вышеупомянутых селений Ботяновские встречаются также в таких деревнях как Загорье, Залужье, Погорельцы, Избицкое, Уборки.
Те Ботяновские, потомком которых является автор данной статьи, в середине XVIII-го века проживали преимущественно на территории деревни Рудня (Рудня Прилепская).
ДОКУМЕНТЫ XVIII ВЕКА
Из инвентаря церковного имения Прилепы за 1748 год мы узнаём о боярине Аухиме Ботяновском (Auchim Bocianowski, bojarzyn), который проживал в деревне Оношки, откуда переехал в Рудню, где пребывал «на слободе» (был временно свободен от всех повинностей). Кроме боярина Аухима в Оношках на тяглой земле проживали Федор и Ярмак Ботяновские, при этом Ярмак записан как вольный (wolny). В соседней деревне Колодези также встречается Грицко Ботяновский.
Кроме упомянутого инвентаря за 1748 год не менее интересным документом времен Речи Посполитой для Ботяновских является Либертация за 1769 год, найденная в Актовой книге Минского гродского суда:
«Либертация, выданная 7 августа 1769 года Фелицианом Филиппом Володковичем, митрополитом киевским, Никодиму Ботяновскому, земянину церковного имения Прилепы, об освобождении последнего вместе с семьей от чинша и всяких повинностей, а также о разрешении вести торговлю в Прилепах пенькой, привезенной из-за границы волости».
В XVIII-м веке в Минском воеводстве Ботяновские проживали не только в пределах церковного имения Прилепы.
Из инвентаря села Смолевичи за 1781 год (владелец князь Радзивилл) нам становится известно о подданных села, свободных от барщины, а именно: о Михале Ботяне, стрельце, с сыновьями Кондратом и Павлюком, и о брате Михала Ясе Ботяне, вольном человеке. Следует заметить, что и Михал, и Ясь встречаются в метриках Прилепской церкви (1787, 1797 годы), но уже не как Батяны, а как Ботяновские.
Согласно инвентарю имения Зыкова, Мончаки, Машталеришки панов Одынецов (Иосифа Одынеца), стражников речицких (23.03.1782 г.), в деревне Машталеришки среди крестьян встречаются следующие лица: Мартин Ботяновский, жена его Маланья, сын Якуб, дочь Наста; упоминается также пустошь Янки Ботяновского.
А в инвентаре дедичного имения Зембинское Иоахима Хрептовича, подканцлера ВКЛ, в застенке Мороз упомянут Роман Ботяновский; повинность волостян (крестьян) волости Зембинской: чинш; следовательно, жители данного имения – чиншевые крестьяне.
(Есть еще один интересный документ XVIII века по Минскому воеводству: в Ревизской сказке крестьян и шляхты Борисовского уезда за 1795 год встречается «Ведомость о шляхте, служащей по условию во дворе Кричине, владение Игнатия Порадни, коморника полоцкого, не входящей в оклад», где упомянут некий «Франц Фомин сын Боцановский (Bocianowski), из Польши, веры католической, 69 лет, пребывает до время», который, очевидно, однофамилец, раз родом из Польши.)
Итак, если вести речь о XVIII веке (до разделов Речи Посполитой), то найдены пока пять документов, в которых было указано сословие "минских" Ботяновских: это инвентарь церковного имения Прилепы за 1748 год, где Аухим Ботяновский записан боярином, а Ярмак Ботяновский – вольным; это Либертация, выданная земянину Никодиму Ботяновскому от митрополита киевского Володковича в 1769 году, где, соответственно, Никодим назван земянином; это инвентарь села Смолевичи за 1781 год, где Михал Ботян (Ботяновский) записан стрельцом, а его брат Ясь Ботян (Ботяновский) – вольным; это инвентарь имения Зыкова, Мончаки, Машталеришки панов Одынецов (Иосифа Одынеца), стражников речицких (23.03.1782 г.), где в деревне Машталеришки проживали Ботяновские-крестьяне; и это инвентарь дедичного имения Зембинское Иоахима Хрептовича, подканцлера ВКЛ, где в застенке Мороз упомянут Роман Ботяновский, чиншевый крестьянин.
Таким образом, можно сказать, что в XVIII веке некоторые представители фамилии Ботяновских, жившие в Минском повете, кроме тяглых крестьян, были записаны чиншевыми крестьянами, вольными, боярами, земянами и стрельцами.
В 1795 году произошел 3-й, последний раздел Речи Посполитой, и земли Великого княжества Литовского отошли к Российской империи. Та же участь постигла и имение Прилепы.
Согласно Ревизской сказке крестьян и шляхты Минского и Вилейского уездов 1795 года часть имения Прилепы принадлежала митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому.
В Ревизской сказке 1795 года Ботяновские были записаны как «подданные здешней страны», «оседлые», «хлебопашцы», то есть были отнесены к крестьянам.
Трудно сказать, по какой причине представители служилых людей, бояре и земяне Ботяновские в 1795 году попали в крестьянские Ревизские сказки. Может быть, у них не оказалось нужных документов на руках, или эти документы (Либертация, например) были, но не соответствовали представлениям российских чиновников о дворянстве.
Но, скорее всего, после 3-го раздела Речи Посполитой ревизские сказки заполнялись россиянами наспех, к тому же после недавно прогремевшего восстания Костюшко новая власть, несомненно, была настроена против местного населения предубежденно. Но не исключено, что в крестьянские ревизские сказки бояре-земяне Ботяновские были внесены самими собственниками, которым нужно было повышать доходность своего имения.
Итак, в Ревизской сказке за 1795 год часть имения Прилепы принадлежала митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому. На момент ревизии в селении Рудня было 15 дворов, в пяти из которых проживали Ботяновские.
На основании данного документа мною выделены три ветви рода, представители которого целыми семьями проживали в Рудне: первая: от Самуила, сына Аухима; вторая: от Стефана (вероятно, также сына Аухима); третья: от Никодима, сына Базыля (Базыль, вероятно, являлся братом Аухима).
Из Ревизской сказки 1795 года нам становится ясно, что Ботяновские были людьми зажиточными, т.к. держали батраков. В документе записано, что «у Александра Батяновского живет в работниках Леон Павлов сын Новицкий», «у Самойлы Батяновского живет в работниках Матвей Казимира сын Караневский». Никодим тоже держал батрака, напротив его имени помечено: «Аухим Ильин сын Новицкий. Живет в работниках в селе у Никодима Батяновского».
Грицко Ботяновского из инвентаря 1748 года можно встретить в Ревизской сказке 1795 года среди прочих жителей имения Великие Колодези, которое, как и селение Рудня, в то время принадлежало митрополиту и архиепископу Тадеушу Ростоцкому.
Григорий Васильев сын Батяновский, 110 лет, хлебопашец, проживал вместе с семьей в селении Великие Колодези в 8-м дворе. А в Малых Колодезях в 7-м дворе вместе с семьей обитал Александр Степанов, сын Батян, 30-ти лет, кузнец.
Говоря о Григории Батяновском из Великих Колодезей, хочется отметить, что он носил то же отчество, что и Никодим Батяновский из Рудни, то есть: Васильев. Высока вероятность того, что Григорий и Никодим Батяновские были родными братьями. Нечто похожее можно сказать и об Александре Степанове Батяне, кузнеце, 30-ти лет. Он ровесник Яна Степанова Батяновского, жившего в селении Рудня в это же время. Оба носили одно и то же отчество (Степанов) и вполне могли быть родными братьями.
Что касается фамилии (Батян), то, скорее всего, это вольность со стороны российских писарей, по непонятной причине и не в первый раз написавших в ревизской сказке вместо фамилии Батяновский – Батян.
На переломе XVIII и XIX столетий церковное имение Прилепы, а точнее его часть, на территории которой проживали Ботяновские, отошла в казну, и жители уже не церковного, а казенного имения автоматически стали писаться казенными крестьянами.
Однако Ботяновские не смирились со своим новым положением, это были люди со шляхетским самосознанием: они помнили о том полупривилегированном положении, которое было у них, бояр и земян, во времена Речи Посполитой.
ШЛЮБЫ СО ШЛЯХТОЙ, ДВОРЯНКАМИ И МЕЩАНКАМИ
О шлюбах со шляхтой, дворянками и мещанками стоит написать подробней.
Из Ревизской сказки 1795 года становится известно о некой Марьянне, дочери Боцяновского, 30 лет, чей муж, чиншевый шляхтич Стефан Францев Заблоцкий, 38 лет, служил в имении Белоручи у помещика Фомы Оборского (НИАБ, фонд 333, опись 9, дело 11).
В книге “Гербовник белорусской шляхты” (буква “В”) есть упоминание о Текле Боцяновской, жене шляхтича Яна Волоховича (1777–?), который арендовал землю в околице Емельяново Борисовского повета (1833-1837) и делал вывод шляхетства в 1834 году (герб “Пелеш”).
Прямых доказательств родства вышеупомянутых Марьянны и Теклы с «прилепскими» Боцяновскими нет, но следует заметить, что имение Белоручи и околица Емельяново находились совсем недалеко от имения Прилепы, где проживали мои предки.
В «Гербовнике белорусской шляхты» (буква «Д») упомянута Марьянна Ботяновская, жена шляхтича Леона Данейко (1814 – ?), который в разные годы проживал в застенках Студенка, Града, Дубовики Борисовского повета и делал вывод шляхетства в 1843 году (герб «Сас»). Хотелось бы добавить, что дед Леона, Мацей Данейко в конце XVIII века жил на территории села Смолевичи, принадлежавшего князям Радзивиллам (1781), где обитали ранее упоминаемые мной стрелец Михал Ботян (Ботяновский) с сыновьями и его брат Ясь Ботян (Ботяновский). Таким образом, Марьянна Ботяновская могла являться потомком именно этой ветви рода, а не «прилепской».
Интересны следующие сведения из метрик.
9 января 1785 года года в Прилепской униатской церкви брали шлюб Петр Горецкий из Королёвого Стана и Теодора Ботяновская из Рудни (РГИА фонд 823, опись 2, дело 65)
29 октября 1794 года в Прилепской униатской церкви брали шлюб младзён Мануэль Скуратович из Домашан и Катерина Ботяновская из Рудни (РГИА фонд 823, опись 2, дело 65).
Шляхтичи Горецкие встречаются в Минском и Игуменском поветах, фигурируют они и в метриках Прилепской церкви. В книге «Гербовник белорусской шляхты» (буква «Г») среди прочих представителей рода Горецких упомянут некий Петр; вероятно, именно он и взял в жены Теодору Ботяновскую в 1785 году.
Скуратовичи – довольно разветвленный шляхетский род, встречающийся на территории Минского повета; некоторые его представители проживали в таких деревнях как Курганы, Слобода Озерицкая, а также в околицах Скураты, Емельяново и Домашаны.
В XIX веке в метриках Прилепской церкви встречаются два шлюба Ботяновских с дворянками.
Это женитьба «отставного служившего в Гренадерском полку младшим полковым писарем» Франца Иванова Боцяновского, 35 лет, на дворянке Екатерине Иосифове Рыдлевской из застенка Рутовино, венчание в 1865 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).
И это женитьба крестьянина Иосифа Федорова Боцяновского, 67 лет, вдовца из застенка Рутовино, на дворянке Михалине Николаевне Загорской, 45 лет, вдове из застенка Боровляны, венчание в 1869 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 14, дело 255).
Ботяновские женились также и на мещанках. Но что касается этих браков, здесь необходимо отметить, что из четырех невест лишь одна была родом из города, остальные же были жительницами деревень и застенков, хотя и были записаны мещанками. Скорее всего, они являлись потомками дробной шляхты, по крайней мере, существовала практика перевода не утвержденной во дворянстве шляхты в податное сословие, в частности, в мещане.
Привожу примеры шлюбов Ботяновских с мещанками (всего их мной найдено четыре).
Крестьянин Стефан Иванов Ботяновский из деревни Верхняя Березовица женился на мещанке Феофилле Андреевой Яцкевич из деревни Осово, венчание в 1906 году в Смолевичской Николаевской церкви Борисовского уезда (НИАБ, фонд 136, опись 34, дело 187).
Отставной унтер-офицер Франц Иванов Боцяновский, вдовец из деревни Багуты женился на мещанке Феодоре Гавриловой Лашкевичевой, вдове из застенка Рутовино, венчание в 1879 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 769, опись 1, дело 6).
Казенный крестьянин Франц Иосифов Боцяновский из застенка Рутовино женился на мещанке из деревни Задомля Ангеле Францовой Яблонской, венчание в 1866 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136, опись 21, дело 17).
Отставной рядовой Антон Осипов Боцяновский из застенка Рутовино женился на минской мещанке Наталье Антоновой Фрейман, венчание в 1896 году в Прилепской церкви (НИАБ, фонд 136 опись 34 дело 290).
Надо добавить, что в XIX веке среди поручителей на свадьбах у Ботяновских иногда фигурировали дворяне. Так, 22 августа 1866 года на бракосочетании Франца Иосифова Боцяновского, казенного крестьянина из застенка Рутовино, и Ангелы Францовой Яблонской, мещанки из деревни Задомля, среди поручителей по жениху встречается дворянин из деревни Королёв Стан Иван Матвеев Бобровский. А 22 мая 1906 года на бракосочетании крестьянина Стефана Иванова Ботяновского из деревни Верхняя Березовица и Феофиллы Андреевой Яцкевич, мещанки из деревни Осово, одним из поручителей по невесте являлся дворянин Верхней Березовицы Константин Осипов Валицкий.
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ. ДВОРЯНСКИЙ СПИСОК 1822 ГОДА
Но вернемся непосредственно к самой истории рода, к его сословным перипетиям…
Итак, в Ревизских сказках 1795 года все Ботяновские, проживавшие на территории церковного имения Прилепы, были внесены в крестьянский оклад, при этом в документах написано, что Ботяновские, проживавшие в Рудне, держали батраков.
Из Ревизской сказки 1816 года нам становится известно, что Ботяновские, проживающие в Рудне, «доказывают дворянство».
Среди материалов Казенной Палаты встречается следующий документ, датированный 1822 годом: Объявление, поданное в Минское Губернское Правление от «Минскаго Повета шляхтича Базылия Боцяновскаго».
Вместе с Объявлением сохранился и Дворянский Список 1822 года, где представлены члены семей Ботяновских, проживавших в Рудне Прилепской и записанных в документе как чиншевая шляхта.
Однако в самом Списке нет ссылок на какие-либо документы, подтверждающие шляхетство рода. Хотя в Объявлении, полученном Минским Губернским Правлением от «Минскаго Повета шляхтича Базылия Боцяновскаго», промелькнули слова: «с документами на дворянство покорнейше прошу принять», а также: «документы по разсмотрении мне возвратить». Может быть, кроме самого Списка документы на дворянство у Ботяновских все-таки были, но чиновники посчитали их недостаточными для получения дворянства, поэтому возвратили, а затем те затерялись где-нибудь в сундуке или на чердаке моих пращуров.
Указом Казенной палаты в 1823 году (сведения из Ревизской сказки 1833 года) Ботяновские были причислены к государственным крестьянам и в дальнейших Ревизских сказках (1850, 1858-х годов) таковыми и числились.
Что касается метрических книг Прилепской церкви, то, начиная с середины XVIII века и заканчивая первой третью XIX-го, сословие Ботяновских не было указано ни разу. Лишь начиная примерно с 1841 года в метриках Ботяновских стали записывать как государственных (казённых) крестьян.
Но в XIX веке среди «минских» Ботяновских встречаются не только государственные крестьяне. Так, в метрических книгах Смолевической Николаевской церкви (Борисовский уезд, 1885-1892, 1894-1897) мне повстречался Борисовский мещанин деревни Шпаковщина Исидор Илиев Боцяновский (впоследствии Борисовский мещанин застенка Дубовики). И Шпаковщина, и Дубовики находились (и находятся) сравнительно недалеко от селения Рудни, но я так и не смог выяснить, имел ли какое-нибудь отношение «борисовский мещанин» к «минским» Ботяновским.
РЕЛИГИЯ. УНТЕР-ОФИЦЕРЫ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА
В книге Д. Лисейчикова “Святар у беларускім соцыуме Прасапаграфія ўніяцкага духавенства 1596-1839 г.г.” мне встретились два однофамильца: Фома (Томаш) Ботяновский, пономарь в церкви в м. Смолевичи Борисовского повета в 1816-1820-е годы, и Ботяновский Мартин, администратор церкви в д. Губинка Гродненского повета (20.11.1818), викарий церкви в м. Озёры Гродненского повета (25. 02. 1837). При этом родство «моих» Ботяновских с пономарем Томашем из Смолевич весьма возможно.
И вот еще интересная информация по XIX веку: в списке парафиянов Сенненского костёла за 1854 год упомянут писарь двора Антона Ваньковича Красная Гора Семён Ботяновский.
Среди Ботяновских в XIX веке кроме обычных солдат встречаются два унтер-офицера. Это Франц Иванов Боцяновский (1827 – 1897), служивший в Гренадерском полку младшим полковым писарем (в документах был также записан как унтер-офицер и отставной фельдфебель); жил в деревнях Рудня, Багуты, затем – в урочище Курганы. И это Алексей Игнатьев Боцяновский (1849 – ?), капральный унтер-офицер, который был родом из деревни Рудня.
Унтер-офицеры Ботяновские упомянуты и в документах о военнослужащих периода Первой мировой войны (1914-1918), данные взяты из интернета:
Боцяновский Яков Игнатьевич. Ранен/контужен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицкая вол., н.п. Городецкая. Место службы: 119-й пехотный Коломенский полк. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Ботяновский Сергей Петрович. Болен. Место рождения: Минская губ.,Минский уезд, Острошицкая вол., д. Рудня. Ст. унтер-офицер. Данные из лазарета.
Упомянут и фельдшер:
Ботяновский Григорий Осипович. Болен. Место рождения: Минская губ., Минский уезд, Острошицко-Городецкая вол., н.п. Рудня. Место службы: 25-й Сибирский стрелковый полк. Фельдшер. Данные из лазарета.
Говоря о первой половине XX века, следует выделить двоих Ботяновских, чьи корни в Рудне Прилепской: Семен Игнатьев Боцяновский (1877 – ?), церковный староста в Прилепской церкве в 1930-е годы, репрессирован; Дорофей Киприанович Ботяновский (1914 –?), в 1943-44 годах был командиром партизанского отряда «Боец» в Вилейской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, делать окончательные выводы и ставить точку в исследовании рода – рано. Впереди: работа с инвентарями и прочими документами XVII и XVIII веков. Но, исходя из всего просмотренного материала, подвести некоторые итоги на данном этапе работы (июнь 2025 года) вполне возможно.
Ботяновские – старинный белорусский род, проживавший на территории Минского повета, преимущественно в пределах имения Прилепы, как минимум с середины XVIII столетия. В то время (XVIII век) кроме обычных крестьян некоторые представители этой фамилии фигурируют в документах, как чиншевые крестьяне, «вольные», бояре, земяне, стрельцы (также встречается кузнец в селении Малые Колодези и пономарь в церкви в Смолевичах). Таким образом, можно сказать, что некоторые «минские» Ботяновские в XVIII веке относились к категории служилых людей.
В большинстве случаев представители фамилии вступали в брак с хлебопашцами, жившими по соседству. Но неоднозначное социальное положение некоторых ветвей рода способствовало заключению браков и с представителями «благородного» сословия: в XVIII веке Ботяновские вступали в брак со шляхтой (Скуратовичи, Заблоцкие, Горецкие); в XIX веке породнились со шляхтой из рода Волоховичей, Данейко, а также с дворянками из родов Рыдлевских и Загорских. Ботяновские женились также на мещанках из родов Яцкевичей, Лашкевичей и Яблонских, происходивших, скорее всего, из неутвержденной шляхты.
В XIX веке Ботяновские пытались и сами войти в ряды российского дворянства, однако безрезультатно. Представители старинного белорусско-литовского сословия бояр-земян, всё-таки имевшие некоторые привилегии во времена Великого княжества Литовского, после разделов Речи Посполитой потеряли свои права и растворились в общей крестьянской массе…
Афанасий Ботяновский, 7 января – 6 февраля 2019, январь 2020, июнь 2025
Свидетельство о публикации №225070800066