Извиняться, не чувствуя себя виноватым, это всё ра
Поговорили, когда следует просить прощение, когда извиняться. Поиронизировали над парой: извинить — извиняться, простить — прощаться. И вдруг вышли на тему, по которой наши взгляды несколько разошлись. Я сказала, что во всех несущественных конфликтах, а может, и существенных, я извиняюсь первой. И только потом, если тому есть причины, начинаю с «супостатом» разборки, кто прав — кто виноват.
— Ну если ты уже извинилась, значит, ты и виновата.
— Я извинилась за свою часть вины, во-первых, и, во-вторых, извинилась, чтобы снять остроту конфликта.
Мне кажется, готовность извиниться у каждого воспитанного человека должна быть стартовой. Столкнулись вы лбами с кем-то в толпе — извиняетесь, не задумываясь. Тот, у кого дежурным не «извините», а «прёт, как танк, козлина вонючая», рано или поздно встретит своего единомышленника. И если их пламенный диалог состоится в поле созерцания какого-нибудь видеорегистратора, то сценку из жизни уродов можно будет посмотреть в соо ru_chp.
И тут мой собеседник припомнил видео с ютюба. Я помню этот ролик. У меня был написан пост. Очень отвратительное видео: мать и отец стоят перед сыном-подростком на коленях и просят у него прощение за то, что «упекли» его в дурку. Мать уже немолода, отец — седовласый старик. Мальчику Сашеньке 15 лет, он — поздний ребёнок, всю младшую школу был отличником, в старшей начались сложности. Видимо, нет усидчивости и работоспособности. Но главное, увлечённость компьютерными играми не оставила времени для школьных предметов. То, что из блистательных отличников скатился в троечники и даже в 9 классе был оставлен на повторное обучение, привело парня к фрустрации и нервным срывам. Из-за попыток суицида, родители положили мальчика в психиатрическую лечебницу. А вот теперь, стоя на коленях, просят у сына прощения за эти поступки. Мальчик за кадром срывающимся фальцетом, голосом чмо-диктатора командует кому и что говорить. Потом он это видео выложит на ютюб. Получит такой шквал презрения в комментариях. И, не убрав это видео, выложит другое со своими извинениями и перед родителями, и перед всем человечеством. Через некоторое время оба этих видео будут удалены, но кадры из них вставлены в реалити шоу Александра Гордона Мужское/Женское «На колени!»
Проблемы, поднятые в реалити-шоу Александра Гордона много глубже и сложнее, чем просто стоящие на коленях родители. «На колени!» — это не про «надо ли извиняться, если ты не виноват?», это про компьютерные игры, это про подростковый суицид и интернетовские группы смерти. Но тенью прошла ещё одна тема, на которую никто не обратил внимание. Ребёнок и подросток должен учится общению в реальности. Если происходит тотальная замена реального общения виртуальным, это может сказаться на межличностном интеллекте. Что можно видеть на примере этого пятнадцатилетнего юноши Саши Гитера. Он отлично учился в школе, он профи в компьютерных играх, но его межличностный интеллект на уровне ребёнка 3-4 лет.
Но пост о прощении и извинении. И я вернусь к теме. Мой собеседник спросил меня, как бы я поступила на месте матери этого юноши. Я ответила: так же. Это со стороны ужасно вот так извиняться, а внутри ситуации ужасно то, что может сделать неуравновешенный молодой человек. Ужастик из моего детства. Девочку тех же 15-ти лет мать не отпустила на дискотеку. Лето, открытое окно, шестой этаж. Девочка вспрыгнула на подоконник: «Не отпустишь — выпрыгну в окно». «Не пущу. Прыгай». И девочка выпрыгнула. На глазах у матери и младшей пятилетней сестры. Насмерть. Жёсткое было время. Поколение моих родителей прошло войну, к смерти отношение спокойное, нагляделись.
И где-то через год, сидя на лавочке, эта женщина кормила грудью новорождённого.
— Не стала бы я Лёху рожать, кабы Людка в окно не выбросилась. И младшая, вон, дурочкой стала...
Теперешним умом я понимаю, младшая не дурочкой стала, у неё мутизм был. Но то было простое и жёсткое время, простые и жёсткие нравы. Никому и в голову не пришло обвинять мать в доведении дочь до самоубийства. Ни соседям, ни милиции. А против матери Рины было возбуждено уголовное дело. Не знаю, чем кончилось. Это уже не важно. Важно, что видео с моментом её смерти, благодаря Филиппу Лису, в инете стало хитом и поводом для подражания.
Да, на месте матери Саши Гитера я бы тоже встала на колени. Хотя не дай бог оказаться на её месте.
И тогда мой собеседник сказал странную и спорную вещь:
— Извиняться, не чувствуя себя виноватым, это всё равно что лгать.
— Ну и пусть. Пусть будет ложь во спасение.
Свидетельство о публикации №225070800072