Забытые казаки - герои Тихого океана

Уважаемые читатели!
Мы планировали завершить серию книг «Тайны якутских фамилий» обобщающим третьим томом — справочником под названием «Тайны якутских фамилий. Сибирь», в который хотели включить фамилии якутских (тобольских, енисейских, березовских, иркутских, нерчинских, селенгинских, верхоленских, илимских, камчатских, охотских, удских, тауйских, анадырских, гижигинских, амурских) казаков за период с момента образования Якутского воеводства в 1638 году и до середины XIX века.
Но вмешались события, связанные с тихоокеанскими экспедициями.
Выяснилось, что наша страна, возвеличивая подвиги великих мореплавателей, совершенно игнорирует другую сторону историю – то, какой ценой дались народу Сибири (а нынешний Дальний Восток в те времена был неотрывной части Восточной Сибири) эти экспедиции и какой подвиг совершили простолюдины из казачества, крестьянства, из среды промышленных и торговых людей, которые не только обеспечивали транспортировку грузов этой экспедиции, не только снабжали ее участников продовольствием, но и сами совершали великие морские открытия, оказавшиеся в тени славы великих мореплавателей.
Пролив Беринга открыл вовсе и не Беринг.
И даже, возможно, не Семен Дежнев.
Это открытие – уже целиком и полностью — принадлежит совершенно забытому казаку-мореходу Ивану Меркурьеву Бакшееву Рубцу, тобольскому казаку, Анадырскому приказчику, который на морских кочах прошел Северным Ледовитым океаном до его оконечности, затем нынешним проливом Беринга до устья реки Анадырь, а затем – «Беринговым» морем — от устья реки Анадырь до устья реки Камчатки. Это произошло в 1662 году. Факт известный историкам, но совершенно не воспринятый нашими соотечественниками.
Аляску открыл не Беринг.
Беринг, как известно, прошел мимо...
Через четыре года после него на том же боте «Святой Гавриил» это открытие совершил экипаж, состоящий не из прибывших из Санкт-Петербурга кадровых морских офицеров, матросов и адмиралтейских служителей. Этот экипаж состоял из казаков Якутского казачьего полка – из морской экспедиции казачьего головы Афанасия Федотовича Шестакова, которые, помимо Аляски, открытой ими в 1732 году, открыли за 120 лет до Геннадия Невельского судоходное устье Амура и описали значительную часть побережья Охотского моря.
Но... тоже остались в тени славы великих открытий великих людей России
Русскую Америку подарил России не Беринг, и даже не Чириков, исполняя государственный заказ и неся колоссальные затраты, используя огромные материальные и людские ресурсы Сибири, нанося местной экономике непоправимый ущерб.
Повторить эти экспедиции простым людям без государственного кармана было просто невозможно.
Но нашелся одержимый. Одержимый идеей открытия новых земель в океане. Ему чинили всяческие препятствия. «Великий» Шпанберх не пустил его даже на Курилы (видимо, боясь, что раскроется правда о «пребывании» Шпанберха в Японии, в которой сомневались и сомневаются и по сей день некоторые из историков).
Но рассказы очевидцев из команды похороненного на необитаемом, богатым пушным зверьем, острове капитан-командора Беринга, позволили этому одержимому заразить искрой надежды и других, таких же, как и он, одержимых. Хотя рассказы членов экипажа пакетбота «Святой Петр» Беринга был ведь не только о чудном острове, этот рассказ был и о том, как кадровые морские офицеры заблудились в Тихом океане, попали в свирепый шторм и только чудом спаслись на этом острове, куда их выбросил океан, о десятках людей, похороненных в Тихом океане и в песке острова Беринга, о той страшной правде выживания в неизвестности, холоде и постоянных мыслях о поиске пропитания.
Но они рискнули. А потом своим примером заразили всю страну – и многочисленные промысловые ватаги столь же одержимых русских людей на хилых «шитиках», построенных без единого гвоздя, умея пользоваться лишь компасом, без секстантов, лаглиней, морских хронометров, астролябии, квадрантов, шли вдоль Командоро-Алеутского архипелага вплоть до Аляски.
И именно благодаря этим людям Аляска и Алеутские острова вошли в историю планеты, как Русская Америка.
Имя же этого одержимого – Емельян Софронович Басов, завершивший свою жизнь, как нищий фальшивомонетчик на Нерчинской каторге.
Русская Америка была предательски продана. А вместе с ней и история этой земли и ее истинных покорителей. Их имена мы постарались забыть...
Впрочем, был еще ряд экспедиций к берегам Америки – экспедиция Креницына-Левашева, Биллингса-Сарычева, ядром которых выступали матросы из казаков Якутска, Охотска, Камчатки, Нерчинска, Иркутска, Верхоленска, Селенгинска, Нерчинска, Удинска...
Эти матросы из казаков создавали династии моряков-тихоокеанцев, память о которых безнадежна забыта...
И мы решили эту память ВОСКРЕСИТЬ.
И потому на ваших глазах рождается эта книга – «Тайны якутских фамилий. ТИХИЙ ОКЕАН»...    


Рецензии