Великороссы, ау!

Место действия- край!
Не в том смысле, что полная безысходность или окраина, просто один из краев державы, которые в лучшие времена её величия назывались губерниями.
Время - наше, между «я пойду» и «я пришел», то есть мимолетное настоящее.
Кабинет высокого начальства в сфере культуры.
Главный начальник под стать должности: рослый, темный, с колючим взглядом грустных чёрных глаз.
 Начальник поменьше -  круглый, лысый, ушастый, говорливый.
Третий никакой, описанию не поддается, но умный.
- Господа, собрал я вас сегодня не случайно, - сурово молвил главный.
-Ревизор, что ль, едет? –выскочил ушастый.
-Серьезнее, Венедикт Сидорович, нечего тут нам свою учёность показывать: Чехова все читали.
-Чехова? – удивился говорливый.
-Конечно, не Чехова, - подытожил умный, - в переработке Богомолова этот «Ревизор» идет, пора бы запомнить, кстати, президент постановку хвалил: «Весело тут у вас», - гарант зря не скажет.
-Хватит! Какой ревизор? Хуже. Приказано в недельный срок выявить и пересчитать всех русских в крае, которые ведут свою родословную от великороссов.
-Зачем? Налог новый вводят или поощрять будут?
-Нам знать не обязательно. Но исполнить надо, иначе, сами понимаете, незаменимых у нас нет!
-А методичку дали, как считать?
-Да кто ж ее даст! Когда последний раз великороссов учитывали? Ещё перед Отечественной войной. Второй, правда. Кстати, я смотрел документы, в нашем крае великороссов было больше, чем в других губерниях. Наверно, поэтому нас и выбрали для эксперимента? Так что, как говорится, нам и карты в руки! Думаю, всех записываем в великороссы, кто говорит только на русском. А там налоги увеличенные или поощрения (что вряд ли!)- нас не касается.
-Хорошо вам рассуждать, Яков Сулейманович, - попенял главному умный, - вы в случае чего на какую-нибудь свою историческую родину сбежите. А мне куда? Я исконный, как говорится… Но хоть и принадлежу к коренному народу, говорить как-то на языке предков не обучен.
-Какой ты исконный? Сто раз уж сказано, что все малые народы нашей губернии пришлые, из Азии. Вот туда и побежишь. Тем более внешность у тебя подходящая…Получается, я один подхожу под стандарт великоросса! - приосанился ушастый.
 
Двое его собеседников расхохотались:
- Мать честная, великоросс! Ты читал описание, фото в музее видел? Они все высокие, красивые, светловолосые, сероглазые…И говорили великороссы на правильном, близком к литературному, русском языке, в отличие от двух других частей общего народа: белорусов и малороссов. А у тебя через слово «блин", а то и похлеще.  Не подходишь под стандарт!
-Да, ладно! А кто тогда подходит? Все нынче не без греха. И как бы я руководил театром без мата? Подумали бы, прежде чем придираться!
- Что ж получается, - закручинился Яков Сулейманович, - нет у нас в крае великороссов?  Если уж мы, которые на культуре сидят, не подходим, что об остальном народе говорить!
-А на нет и суда нет! -  заключил умный. - Сгинули и все! Ушли же под землю чудь и дивьи люди. И нормально, никто нас за эти народы не спрашивает.
-А культура, скажут, осталась? Она же великороссов, в большей мере? - встрял ушастый.
-Ты говори да не заговаривайся! Статья! Культура у нас многонациональная. Где работаешь? Смотри! Тем более, план по месячнику развития культур малых народов не сдал в срок!
-Молчу!  Сказали нет великороссов! Всё! Сейчас ответ вам на подпись подготовлю и план заодно сдам.
-Расходимся. Работаем.

А в это время где-то там же, да не там, а в краю, где высокие горы подпирают острыми вершинами синее небо, где суровая северная река бьется о сиреневые скалы, а самоцветы гроздьями рассыпаны по бескрайней земле высокие светловолосые люди возвращались домой с покоса.
Брели устало и пели: «Матушка –земля…»
Они не знали, что их нет.


Рецензии