22. Власть четырех

22. ВЛАСТЬ ЧЕТЫРЕХ. Если бы в Римской Империи в 3 столетии нашей эры существовала радиотрансляционная сеть, то в середине 70-х годов 3 столетия римские граждане услышали бы в эфире скорбный голос диктора: «После упорных и продолжительных боев наши войска были вынуждены оставить Дакию». По распоряжению императора Аврелиана легионы, расквартированные в Дакии, были переправлены на южный берег Дуная и закрепились на старой оборонительной линии. Вместе с войсками ушла и большая часть колонистов. В опустевшую провинцию немедленно хлынули готы, сарматы и маркоманы. Одновременно значительно активизировались боевые действия на галльском «фронте». В 271 году алеманы огнем и мечом прошлись по Северной Италии, и отбросить их удалось с большим трудом. Вокруг Рима спешно началось возведение новой крепостной стены.

К этому времени политический кризис, кореживший Империю изнутри, удалось в целом преодолеть. Легионеры-варвары вернули Риму практически все отпавшие провинции. Последний император Галлии не стал дожидаться, когда к нему явятся германцы-федераты и силой отнимут власть, и отказался от независимости добровольно. Пришлось, правда, немного повозиться с вдовой императора Востока, Зенобией. Эта энергичная дама не только отказалась подчиняться римским властям, но и пошла на заключение военного союза с персами. «Самостийность» Зенобии, однако, была очень недолгой. Пальмиру «ручные» римские варвары сравняли с землей, персидскую армию изрядно потрепали, а саму правительницу отправили в Рим, прибавив к ее царскому наряду не самое элегантное украшение из цепей и колодок.

В начале 80-х в Реции и Норике произошло мощное восстание славянских племен. Император Аврелий лично пытался его подавить, но был убит своими собственными солдатами. Мятеж, однако, вскоре пошел на убыль в связи с массовым исходом местного славянского населения за Дунай. Легенда гласит, что среди переселенцев был и некий Рус со своим племенем. Однако в данном случае имя вождя, очевидно, просто не сохранилось и, как это часто и бывало, на него перешло название всего племени.

В 284 году к власти в Империи пришел уроженец небогатой далматской семьи Диоклетиан. Свою карьеру он сделал в армии. С его воцарением начался заключительный двухсотлетний период истории поздней Римской Империи, в течение которого Западная Цивилизация окончательно отказалась от устаревшей рабовладельческой модели общества и занялась возведением новой более прогрессивной формации – феодальной. За дело Диоклетиан взялся весьма энергично. При нем вся территория Империи была заново перекроена на добрую сотню мелких провинций, границы которых не совпадали с исторически сложившимися территориями. Это повысило эффективность римской администрации в борьбе с местным сепаратизмом и укрепило единство Империи. Возобновились гонения против христиан, не желавших признавать божественную сущность императорской власти. «Сектантов», которых, по мнению Диоклетиана, стало в Империи непозволительно много, заставляли под страхом пыток и смертной казни отрекаться от своего «культа». Сия «зараза» оказалась столь прилипчивой, что среди прочих через эту унизительную процедуру пришлось пройти жене и дочери самого императора.

Как оказалось позже, на счет немалого количества христиан Диоклетиан нисколько не ошибался. Такого размаха волнений среди черни Империя не видела уже давно. Особенно крепко досталось западным территориям. В ответ Диоклетиан первым из императоров пошел на назначение полномочного соправителя в западные провинции с тем, чтобы развязать себе руки для войны на востоке. По мнению римских историков именно невиданные по своим масштабам беспорядки в разных концах Империи, возникшие на религиозной почве, толкнули его на этот шаг. Вторым Августом стал опытный полководец Максимиан, который оправдал надежды своего патрона на все сто. Ценой огромных жертв в войсках и еще больших жертв среди местного населения император Запада сумел навести порядок в Галлии и Африке, очистив их от «мятежных сынов земли». Причем очищал в буквальном смысле этого слова. Расчет был на то, что пустыня бунтовать не станет. Чуть позже оба августейших цезаря назначили себе еще по одному соправителю, так сказать, для мелких поручений, отправив их в самые проблемные провинции. Гай Галерий перебрался на Балканы, а Констанций Хлор получил назначение в Галлию и Британию. Говорят, что, впервые ступив на британский берег, Констанций Хлор объявил это место «более святым и более близким к небу» чем любое другое. Что он хотел этим сказать, не понятно. Быть может, близкое дыхание ледяной Арктики на него так не очень благотворно подействовало?

В 291 году в римских источниках впервые появляется упоминание о франках. Этим названием обозначали морских и прибрежных разбойников, селившихся возле устья рек и по их руслу совершавших рейды вглубь континента. Это были многонациональные шайки, в которых, судя по всему, по-прежнему доминировали венеды. Говорят, что термин «франки» имеет славянское происхождение, и связан он с тотемной птицей, вороном. Позже франки подверглись сильной германизации и стали частью германского этноса.

В 293 году у римлян возникли трения с Боспорским Царством, сумевшим не только устоять под ударами готов, но и не потерявшим при этом ни одного клочка своей территории. Боспорский царь Савромат, имя которого достаточно полно говорит о его внешнеполитической ориентации, ворвался в Переднюю Азию и опустошил римские владения вплоть до реки Гиалис. Диоклетиан нанес ему ответный удар с тыла, со стороны Херсонеса, захватив в плен семью царя и его приближенных. Савромат все правильно понял, тут же собрал манатки и из Малой Азии поспешно ретировался.


Рецензии