МЖК

    Когда я после МФТИ распределялся на работу в КБ машиностроения в Коломну мне обещали квартиру в течение 3 — 4 лет, а пока предлагали пожить в коммуналке.  Стандартная ситуация для того времени.  Прошло 5 лет, а перспектива на квартиру — ждать еще года три - четыре или больше. У нас было уже две дочери, в одной комнате было тесно.
   
    И тут Горбачев объявил программу МЖК — молодежных жилых комплексов для семейных молодых специалистов. Предлагалось годик - другой поработать на стройке и получить полноразмерное жилье. Тут же подключились и городские власти и самые крупные предприятия, ведущие свое жилищное строительство. Подхватили идею и в КБМ.
 
    Мне и моей семье надоела жизнь в коммуналке. У меня был выбор — получить квартиру после выезда соседей (они встали в очередь на год раньше) или отпахать в стройотряде полтора года и получить лучшее жилье. В нашей коммунальной квартире окна выходили на трамвайную линию и вокзал. Окна мы практически не открывали, слишком шумно. Я только что вернулся из командировки с Камчатки, и тут такое! Посовещались с женой и приняли решение — работать!   

   Сначала наш ОКС (отдел капитального строительства) планировал нас использовать как подсобников. Они привыкли, что на стройку каждый месяц посылают по несколько молодых специалистов из конструкторских отделов для выполнения подсобных работ. Исходя из этого, в договор была включена сумма капитальных освоений из расчета года на 2 - 3, пришлось устроить бунт. Заявили профкому о своих прошлых стройотрядах. Профком пошел на встречу. Но мне, как самому опытному каменщику в отряде, пришлось на месяц командироваться в ОКС. Меня проверяли и главный инженер ОКС, и прораб, и бригадир каменщиков, потом отстали. Я подтвердил свой 4-й разряд каменщика, о чем получил запись в трудовой книжке. У каменщиков масимальный разряд пятый, но таких мне встречать не приходилось.

   Работать начали в мае 87-го года. Отряд поделили на две бригады, одна работала на стройке днем и вечером отдыхала, а вторая днем работала на основном месте работы, а вечером — 4 часа на стройке за дополнительную оплату. Чередовались через неделю. По началу было тяжело, ну а потом приноровились.

   Всем выдали рабочую одежду, обувь, каски. Выделили два вагончика со шкафчиками. Двое наших ребят прошли курсы крановщиков и вполне успешно управлялись с башенным краном. Постепенно начали подтягиваться в мастерстве и другие ребята. Уже в августе 4-й разряд получили еще трое наших каменщиков. Мы должны были заводить углы дома и пилястры на лоджиях. Работа самая ответственная. Отклонение от вертикали в сантиметр на этаж — это 9-10 см на девятиэтажном доме. Схалтуришь — и плита перекрытия на верхнем этаже не найдет опоры. И сноси все на хрен.

   Работали на совесть, ведь строили для себя. Дом пятиподъездный, два изначально были поручены нам, остальные подъезды строили каменщики ОКС. Однако скоро появились сложности. Предприятие планировало для нас один подъезд дома, 36 квартир — 17 трехкомнатных и 19 двухкомнатных. Прошло полгода, и наши «двухкомнатники» начали срочно беременеть. Хорошо, хоть не все. А тут еще одного нашего бойца в армию на год призвали, на собрании решили и за него все вместе отработать.

   Было очевидно, что дети появятся на свет еще до окончания строительства, а давать семье из четырех человек двухкомнатную квартиру закон не позволяет, иначе их с очереди на жилье не снимешь. После переговоров с профкомом и руководством предприятия был найден компромисс: работать придется до окончания строительства дома и не только на всем доме, но и на других объектах предприятия, а дополнительное количество трехкомнатных квартир нам выделят в соседнем подъезде.

   Теперь у нас появился стимул построить дом еще быстрее, а не просто освоить договорные капиталовложения и ждать, когда дом достроит ОКС. Учитывая, что каменщиков в ОКС работало человек десять, ждать пришлось бы долго. С ОКСом у нас быстро наладилось взаимопонимание. Для них досрочная сдача дома — жирные премии, для нас —   сокращение сроков переезда в новое жилье.

   Так и получилось, к августу 89-го года дом был практически построен, оставалась только сантехника, малярка и поклейка обоев, но к этой работе нас уже не привлекали, там работали слесари и бригада женщин из стройцеха, они всегда привлекались к отделке помещений в домах. Двухлетняя эпопея для нас закончилась. Все вернулись на основные места работы.

   В конце декабря мы уже получили ордера и ключи от своих квартир и занялись переездом. Это оказалось не такой уж простой задачей. Пришлось кооперироваться и звать на помощь ребят из своих отделов, но Новый 1990-й год мы встречали уже у себя дома.

   Начались самые трудные годы в нашей жизни — разгар «горбачевско - ельцинского лихолетья». Пустые полки в магазинах, всеобщая талонная система, ваучеры, инфляция, торгаши - спекулянты, бандиты.

   Каждый выкручивался как мог: кто-то больше работал, кто-то воровал, кто-то Родину продавал. Зарплаты на семью не хватало катастрофически. С должности конструктора I категории в 92-м году я уволился из КБМ, как и многие другие наши ребята. Организовал опытных ребят из нашего стройотряда в бригаду и мы начали работать на себя — строили коттеджи в коломенском районе. Заказчиков хватало. Московские и коломенские торгаши мечтали обзавестись загородными домами. Ну, а мы все были универсалами — каменщики, плиточники, плотники, бетонщики.  Жить стало гораздо легче.

   Вот так МЖК и спас нас в самое тяжелое время. А до 2000-го года было еще ой как далеко.


Рецензии
Очень интересный жизненный рассказ

Лиза Молтон   23.07.2025 17:30     Заявить о нарушении
Большое спасибо за добрый отзыв.
Искренне Ваш

Николай Михневич   23.07.2025 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.