Кальф Виллем припадая к истокам
3 ноября 1619 года - 31 июля 1693 года.
Виллем Кальф родился в Роттердаме.
Он был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и
члена городского совета Роттердама.
Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет.
Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов.
Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем
был Хендрик Пот, художник, писавший исторические сюжеты из Харлема, где проживали родственники
Кальфов.
И, вероятно, также художника Корнелиса Сафтлевена.
Незадолго до смерти своей матери в 1638 году Виллем покинул родной город и переехал в
Гаагу, а затем в 1640 - 41 годах поселился в Париже.
Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции,
близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII века, Кальф быстро завоевал
признание.
На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а
всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно
выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.
Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes),
известных по картинам Питера Класа, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х годах,
новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными
предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет
материалов — золота, серебра, олова или стекла.
Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества
в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven).
Его выбор натюрмортов в качестве темы относится ко времени его пребывания в Париже.
Его ранние работы изображают кухонные интерьеры с такими элементами, как тыквы,
кастрюли и сковородки, разбросанные по полу.
Эти ранние картины сильно отличаются по характеру от его более поздних, роскошных
композиций , изображающих такие дорогие и необычные предметы, как кубки, олово,
венецианское стекло и китайский фарфор на мраморном или покрытом гобеленом столе.
Хотя его натюрморты следовали устоявшейся формуле, Kalf значительно обогатил жанр
использованием простой композиции , темного фона и остро воспринимаемых бликов.
По сдержанности и богатству фактуры с натюрмортами Kalf редко, если вообще когда-либо,
могли сравниться картины его современников.
Богатые жители Амстердама находили работы Калфа неотразимыми.
Его банкетные композиции и роскошные изображения предметов роскоши пользовались
огромным спросом.
Картины (по-голландски pronk , что означает «нарядные натюрморты»), такие как « Натюрморт с
чашей наутилуса» и «Натюрморт с серебряным графином и фруктами», раскрывают вкусы
состоятельных голландцев середины XVII века.
Самое известное (и при высоте в 2 м самое большое) произведение Кальфа парижского периода -
натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 годахп
редположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе[фр.]
в Ле-Мане.
В 1646 году Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в
Амстердам и Хоорн, где в 1651 году женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского
священника.
Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом,
личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом
и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства
своего времени.
В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей.
Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.
Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.
В амстердамский период в свои натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы:
китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты —
полуочищенные апельсины и лимоны.
Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами
престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.
Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую
мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что
все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.
Кальфу однако было важно другое.
Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных
материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из
золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая
таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.
Продуманная до мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только
специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.
Как и на его ранних крестьянских интерьерах, отдельные, очень красочные предметы залиты
светом из невидимого источника (например, сияюще-красный омар с «Натюрморта с рогом а
мстердамской гильдии стрелков Св. Себастьяна, омаром и кубками»).
Другие ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают
из темноты фона постепенно, через некоторое время.
Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света.
Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину
наутилуса свет.
Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.
С 1663 года Кальф писал меньше, он занялся торговлей предметами искусства и стал
востребованным экспертом по искусству.
В частности он наряду с другими художниками (в том числе Яном Вермером) участвовал в
оценке пресловутой итальянской коллекции поддельных картин, которую в 1672 г. предложили
купить «Великому курфюрсту» Фридриху Вильгельму.
Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой,
возвращаясь из гостей.
Натюрморты Кальфа характеризуются виртуозностью, классической отточенностью композиции,
ощущением своеобразия каждой вещи, изысканностью и богатством светотеней и оттенков,
искусными контрастами цвета и фактуры предметов.
Благодаря своим изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными
познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности
натюрморта.
Рейксбюро художественно-исторической документации (RKD), Гаага
Музей Боймана Ван Бёнингена, Роттердам,
Музей Суермондта-Людвига, Аахен
Музей Хет Принсенхоф, Делфт
Художественный музей Фогга, Кембридж (Массачусетс)
Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт (Техас)
И многие другие музеи в Германии, Франции и других странах.
(с)
https://www.britannica.com/biography/Willem-Kalf
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Виллем Кальф не состоит в российских реестрах и номинациях.
Он популярен в мировой паутине.
Натюрморты Кальфа пользуются спросом на аукционах.
Мне они понравились.
И я решил представить творчество Виллема Кальфа любителям изобразительного
искусства.
Стиль: барокко. масло, холст.
Жанр: различные виды натюрмортов и жанровые сцены.
Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
H0436-L05586662 (357x400, 147Kb)
783245 (433x650, 212Kb)
783246 (496x650, 115Kb)
1124602 (497x650, 209Kb)
Без названия (573x700, 450Kb)
(632x700, 457Kb)
fae24034-f4b1-4e14-8733-6541749c9627. (625x700, 393Kb)
flexscript (587x700, 461Kb)
still_life_with_chafing_dish-large (553x700, 439Kb)
still_life_with_nautilus_cup-large (598x700, 475Kb)
6362da9f-ea2d-4955-8c13-f403562f9832. (526x700, 337Kb)
02fe925f-6b30-482e-8884-e0cf7a4728fa. (573x700, 399Kb)
3 (1) (545x700, 386Kb)
55399875-8e08-40e0-ad6c-29e59754c8c7. (554x700, 368Kb)
1551511 (588x700, 422Kb)
album_alb4156614 (504x700, 378Kb)
c3acf876-d6b2-446e-b891-db8c94e67f85. (546x700, 427Kb)
Без названия (1) (560x700, 352Kb)
6289cd93-a16a-4238-adec-2d0473a0549b. (700x489, 382Kb)
105219_0_willem-kalf-in-der-kueche (700x525, 416Kb)
742307 (700x578, 388Kb)
yuriy-bakrushev-render6 (700x566, 426Kb)
Willem_Kalf_001 (700x581, 452Kb)
742307 (700x578, 388Kb)
105219_0_willem-kalf-in-der-kueche (700x525, 416Kb)
(143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №225070901379