Ангел четвёртого разряда
Сопровождали мы со Светой и Германом, прихожанами нашего храма, пешее паломничество в Сергиев Посад: я – на грузовой машине «Портер», в которой вёз палатки, рюкзаки, продукты, воду. А Света и Герман – на своих легковых машинах. Мы приезжаем на точки остановок: разбиваем переносную кухню, начинаем готовить еду, а наши паломники пешком приходят на эти точки, где молимся, подкрепляемся. А вечером вытаскиваем из моей машины и палатки.
После очередной стоянки, отправив группу паломников дальше, мы со Светой осматриваем стоянку – не забыто ли что, и собираемся садиться по машинам. Света, аккуратная, миловидная, улыбчивая женщина, подходя к своей машине, вдруг превращается в грязного сапожника, тачающего даже не пироги, а бесформенные блины, оладьи, пиццы и ещё непонятно что, лепя эвфемистически одним из этих кулинарных изделий возгласы. А это она вдруг увидела, что заднее колесо её машины спущено. Где-то успела поймать гвоздь или шуруп.
– Света, ты что? Почему материшься! Хорошие православные девочки так не поступают! – пытаюсь остановить лаву её грязевого потока ругани. – Ведь любой эвфемизм – заменитель мата – уже и есть мат. А апостолы говорили, что никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, доставляющее благодать слушающим. Вот за то, что ты произнесла сейчас недостойные слова, Господь и попустил это происшествие ранее.
– Не занудствуй! Это не мат, а всего-навсего лишь кулинарный блин! – возмущённо возражает Света, таким образом завуалированно уклоняясь от очевидного обличения падения в грех. – Я ведь женщина, и ничто кулинарное, а тем более вкусно-мучное, мне не чуждо! А во-вторых, сначала колесо пробилось, а я уже после раскулинарилась.
– Твои речи – от лукавого! Баллон никуда не денется, а вот благодать Божья может от тебя укатиться. У Бога нет случайностей и нет времени, поэтому, видя, как ты в нынешнем ругаешься, Он – в прошлом – и попустил наезд на предмет, пробивший колесо. Для Него выбор, сделанный нами "сейчас", может влиять на то, что произошло "вчера". Ему что вчера, что завтра – всё едино, вечно и сейчас. Мы же поминаем наших усопших, потому что в вечности у Бога они все живые. Мы же не протестанты, которые отказывают в молите за своих усопших, мол, у них все святые и потому попадают в рай. А апостол Павел сказал: «Живы или умираем – всегда Господни».
И, хорошо, объясню тебе этимологию слова «блин». В старину он назывался «млин» от глагола «молоть». На украинском языке он так и называется – «млинець». Но потом звукосочетание «мл» перешло в «бл» под влиянием расплывания, раздувания своих форм, а это действие и передаёт на подсознательном уровне силовое поле древнего корня *bhel, например, в слове «баллон», обозначающее "раздуваться, набухать, расцветать". А ты ведь вон в какой изящной, спортивной форме! Подобно ей должна быть и твоя душа, а не как расплывшаяся туша, поэтому не употребляй такие слова, а то они разнесут твои телеса как блендером.
– Да что ты мне о баллоне сказки раздуваешь! Тут реально баллон пробит! – запричитала Света, и опять начала по-сапожному тачать «блины». – Поразбрасывали тут всякие своих железяк острых, а потом баллоны-панталоны пропадают – на выброс только!
Я же продолжил спокойно:
– В пятидесятых годах, видно, это слово стали использовать в качестве заменителя слова, обозначающего матерно блудницу. Екатерина Вторая, между прочим, законодательно запретила использовать синоним блудницы, хотя он и из церковно-славянской лексики, и прочий мат. И никто этот закон не отменял. В шестидесятых годах этот кулинарный заменитель уже использовали вовсю. В 19 веке так же дворянство стало использовать название растения Хрен обыкновенный вместо одного из матерных слов, мол, они – дворяне, выражаются благородно, а не как простонародье.
Давай помолимся, и Господь пошлёт тебе на нынешний случай в помощники ангела. Между прочим, у меня четвёртый разряд… – продолжил было я.
– Четвёртый разряд ангела? У тебя? Не слишком ли вознёс себя? – удивлённо заморгала квадратными глазами, перебив меня, Света, и даже рот раскрыла.
– Да ты не дала договорить. Я хотел было сказать – у меня четвёртый разряд автослесаря. Так что считай, что Господь уже послал тебе ангела-слесаря. Запаска, надеюсь, есть?
Достал запаску, домкрат, инструмент из машины Светы. Чередуя инструментами свои манипуляции с колесом, не спеша стал его менять. В армии мы сдавали нормативы по замене колеса на машине «Урал» на «отлично» за 18 минут. А когда работал на грузовых машинах, то с заменой колёс немало повозился. А уж если меняешь заднее внутреннее пробитое колесо на ЗиЛ-130, и если футорки «прикипели», то повозиться приходилось изрядно: и паяльной лампой отжигать, и мощной кувалдой выбивать, бывало, и целый день уходил на ремонт колеса с разбортировкой и бортировкой вручную.
Тут же, с колесом легкового автомобиля, замена происходила с шутками. Вернее, с поучениями. Я её утешал:
– Света, будь разумней, будь мудра, как змея, и проста, как голубь. Мудрость змеи заключается в том, что она холодным взглядом смотрит на окружающий мир. Не спешит впадать в эмоции, уползает от всего мирского, материального. Шипит, отгоняет, даже кусает, то, что пытается приблизиться к ней. Поэтому убегай от вспышек всяких своих женских эмоций. Будь проста, как голубь. Его чуть ли не давят, а он всё равно ни на кого зла не имеет, ничего не боится. И ты не злись, не ищи виноватых.
И то и дело оглядываясь по сторонам и замечая то один, то другой цветок, и, мимоходом прислушиваясь к ним, стал рассказывать о них Свете:
– Света, ты внешне прекрасна! И посмотри вокруг – дивные цветы так и тянутся к тебе – принимают за яркое солнце! Ты же такие слова бросаешь на окружающий мир – хоть свет туши! А вон, глянь-ка, растёт марихуана – это я шутя перехожу на испанский язык: Мари-Хуан – по-нашему Иван-да-Марья – марьянник дубравный. Пусть он своим фиолетово-жёлтым окрасом поможет тебе увидеть такие детали, которых раньше не замечала, сделает восприятие цвета более ярким и богатым, а также повысит чувствительность к звукам мелодий леса и птиц. Тогда и ощущение вкуса свежей воды и запаха лесных просторов усилятся. И время-то замедлит свой ход, и тогда заметишь, что в каждый момент времени происходит многое. Увидишь, как намного приятней созерцать виды природы, чем механические процессы цивилизации. Увидишь, как парение облаков, качание стебельков луговых цветов и копошение трудолюбивых чёрненьких муравьёв приобретает не меньшую важность, чем другие события. А ещё в старину говорили, если на Ивана Купалу собрать цветы Иван-да-Марьи, да выжать сок, то он возвратит слух или потерянный ум. А то ты, видно, потеряла ум, ругаясь. И ещё, раньше Иван-да-Марью носили при себе гонцы и лазутчики-разведчики. А также этот цветок под гузно клали, чтоб на лошади быстрее скакать. Подложишь себе под водительское сиденье букетик этих цветов и можешь ездить на машине быстро, даже если она станет старой клячей. А ещё до сих пор люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.
– А какой у тебя разряд по травам? – весело спрашивает Света.
– Я самоучка, – отвечаю, – когда заболел, вот и стал изучать. Знаю около тысячи растений. Иду по лесу и со всеми травами на «ты». Ой, как они радуются, когда я их узнаю!
Вон, смотри, Колокольчик раскидистый, а вон там, около кустиков, Колокольчик скученный, к тому же, в этом леске можем встретить Колокольчик широколистный. И, если прислушаться, можно уловить, как они – каждый по своему – звенят о любви к Богу, к родной земле и всему, что вокруг.
А вот: Зверобой продырявленный, Жерушник лесной, Люцерна серповидная, Люцерна хмелевидная, Льнянка обыкновенная – своими жёлтыми цветами, как солнечными лучиками, проникающими в сумрачные закоулки души, они хорошо влияют на психику, я даже слышу, как они радуются окружающему миру, залитому утренним солнышком.
А это – Черноголовка обыкновенная, Короставник полевой, Цикорий обыкновенный. А как они нежно нашёптывают нам свой настрой души, даря умиротворение и безмятежность! Они, сине-фиолетовым цветом, привлекают наши взгляды и призывают к сосредоточению в своём сердце, к спокойствию, благословляют своей любовью всю природу, как бы отражая небесную благодать.
А вот, смотри-ка: Мелколепестник однолетний, Нивяник обыкновенный, Трёхрёберник непахучий и даже, вижу, тут есть редкий неприглядный цветок – Ромашка аптечная. Её только здесь я и увидел, хотя говорят, что она повсюду. Ромашку в старину называли "роман" – «римская». В средневековье её называли «романовым цветком», а потом с любовью, как было принято в народе, стали называть уменьшительно "ромашка". Так сколько я ни искал, но кроме трёхрёберника, который путают с ромашкой аптечной, а ведь они принадлежат к разным родам, не встречал. Хоть в Красную книгу заноси! Вот ландыш занесён, хотя он повсюду, а ромашка – нет, приходится самому выращивать на даче из купленных в магазине семян и заготавливать. Пробовал эти семена засевать в дикой природе, в полях, на лугах – не растут, забиваются местными мощными растениями. А ведь яркая и жизнерадостная ромашка – официальный символ дня семьи, любви и верности, хотя в символе изображён нивяник, другое же его название – поповник, но в народе его тоже называют ромашкой. И я улавливаю с веянием ветерка, как они весело щебечут о своих чувствах и беззаботности на весь мир. А слышишь, как громко признаётся тебе Нивяник: "Я тебя люблю! Хочешь – и я поеду с тобой хоть на край света!" Так нарви же букетик его с собой!
А эти травы – Тысячелистник обыкновенный, Подмаренник настоящий, Василисник светлый. Видишь, они подают тебе знак надежды на светлые перемены.
А глянь-ка вон на тот удивительный беленький цветок с прицветниковой коробочкой – это Дрёма белая. Она так называется от того, что цветки ее днём закрыты, а с началом сумерек раскрываются и поят утончённым ароматом своего дыханья окрестности, на который отовсюду слетаются, как цветочные феи, ночные бабочки. Поражая своей красотой и простотой, она делиться с ней общающимися людьми чувствами радости и надежды.
А это – Вьюнок полевой, говорящий обратившему на него внимание: «Ты мой друг! Подружись со мной, и я обовью все твои душевные огорчения своей любовью, и украшу твою жизнь!» Слышишь этот призыв из каждого его граммофончика? А немцы также называют его “Стаканчик Богоматери”.
Дальше – Ромашка зелёная – чужеродный вид из Чёрной книги растений (список инвазивных растений, как культивируемых, так и заносных, которые активно проникают в местные экосистемы, к примеру, в Америке инвазивный вид – подорожник, наша рябина, как у нас клён американский и канадский). В эту книгу вошли и Мелколепестники – однолетний и канадский, у которых естественных врагов нет, вот и захватывают территорию. Ромашка зелёная говорит: «Пусть я и неказиста, без белых язычковых цветков, но пахну яблоками и стала спутником человека, выстилая ковром его путь».
А это – Чертополох курчавый, ещё его называют Татарник. Как и ромашка, он из семейства Астровых, жаль, маралов здесь нет, а то они очень его любят кушать. Не есть, а именно кушать, от слова «вкус». Как на Руси, бывало: крестьяне ели, лишь бы утолить голод, а дворяне вкушали – теша свои гастрономические чувства. Ну а мы из молодых черешков этой басурманской травы, предварительно удалив колючки, могли бы сделать щи, салаты. Я вам сегодня такой салат сделаю! (Салат я потом сделал, некоторые из паломников его попробовали, а один из наших прихожан – Илья – обходя пробующих этот салат, будто вспоминая голод Поволжья, тяжко вздыхал: «Ну не сорок первый же год! Нет, это добром не кончится! Это добром не должно кончится!»).
А вот, смотри – Борщевик сибирский, я предлагаю сварить из его молодых листьев сегодня борщ, мать у меня всегда из сныти и борщевика варила супы. Эти овощные растения люди использовали задолго до капусты. А потом уж и похлёбки из борщевика, который в старину называли «борщ» стали называть борщом. А борщевиком его назвали из-за щетинок на его стебле, от индо-европейского корня *bhar- «остриё, щетина». А ещё у этого древнего корня есть значение «ворожить, пророчествовать», в смысле – проникать во что-то, как остриём. Отсюда и слово в древнегреческом «фарма» (как в фармакопее) – «лекарство, зелье; краска». Если лекарство проникает в больные части организма и поражает болезнь, то краска проникает в какой-то материал и окрашивает его. Одного корня с борщевиком и такие слова, как бор (хвойный лес с иглами), борона, бороться, бёрдо, боров, борода (буквально – «колючая, острая»), борозда, бороздить, бортник, борьба, бразды, браниться, брань, бритва, брить, подбородок, фармацевт. А всякие страшилки о «великом и ужасном» борщевике – для малолетних детей, которые лезут в цветущий борщевик Сосновского (а ещё есть борщевик Матегацци, которого, по счастью, у нас нет), в котором много фуранокумаринов — фотосенсибилизирующих веществ, которые при попадании на кожу могут вызвать ожог. Опасен борщевик Сосновского лишь во время цветения, молодые же листочки вполне годятся для супов, как крапива и сныть, я всегда весной его рву и варю борщи. А ещё вызывают ожоги цветущие жёлтые зонтики пастернака посевного, или лугового, но на него люди внимания не обращают. А ведь борщевик Сосновского, пожалуй, до сих пор выращивают на силос, как неприхотливую, быстрорастущую и высокопродуктивную зелёную массу. Недавно, к примеру, еду по области, вижу поле этого зелёного гигантского борщевика, по которому едет силосоуборочный комбайн, а за ним задом едет грузовая машина, в которую ссыпается измельчённая растительная масса. За полем же, вдоль дороги, куда сбежали семена этого инвазивного растения, едет специальная поливальная машина, поливающая жидким гербицидом разбежавшийся борщевик, тот скукоживается и погибает. А ещё борщевик Сосновского – один из лучших очистителей воздуха от углекислого газа. Потому-то его и много вдоль дорог. Ему для роста нужно много углекислоты. Хотя углекислого газа в атмосфере всего 0,03- 0,04% от общего объёма воздуха, а кислорода – 21%. Но содержание углекислого газа на уровне 0,08% создаёт ощущение духоты у человека. При концентрации 0,15-0,2% возникает общая вялость, сниженная работоспособность и концентрация внимания, появляется сонливость и слабость. Азота же (что с греческого переводится, как «безжизненный») в воздухе – 78%. Так что дышим мы в основном азотом, который только без кислорода становится безжизненным. Опасной считается концентрация кислорода выше 23,5%. Тогда наступает отравление живых организмов, возникают тяжёлые лёгочные заболевания, из-за избытка кислорода легко возникают пожары. Способность материалов к возгоранию возрастает при повышении концентрации кислорода. В среде кислорода горят даже такие негорючие материалы, как листовая сталь, стальные трубы. В каменноугольный период кислорода в воздухе было более 35%, насекомые из-за этого были гигантскими, и они охотились на предков современных лягушек и ящериц, а не наоборот, как сейчас. Было тогда по Земле и много пожаров от молний. Но из-за того, что отмершие деревья не разлагались полностью, а захоранивались в болотистой местности, превращаясь в залежи каменного угля, количество кислорода стало уменьшаться до современных значений. А вообще, лёгкие планеты – это океан, а не леса, как нас учат. Океаны выделяют намного больше кислорода, чем зелёная масса Земли.
Как видишь, у Бога нет ничего бесполезного и вредного. Так что живи и радуйся этому миру и довольствуйся тем, что Бог посылает, дыши тем, что Он даёт и в ответ своим дыханием славь Творца!
Так, пока проводил Свете лекцию, и заменил колесо. И поехали мы дальше. В ближайшем же шиномонтаже пробитое колесо залатали.
Надеюсь, и эмоциональный пробой в голове Светы тоже залатался, и держит положенное давление, ведь правильное давление в ней улучшает сцепление с дорожной поверхностью жизненного пути, и не провоцирует дорожно-транспортных происшествий на его протяжённости.
Свидетельство о публикации №225070901448
Генрих Арутюнов Гс Диссидент 10.07.2025 03:39 Заявить о нарушении