Ангел четвёртого разряда
Сопровождали мы со Светой и Германом, прихожанами нашего храма, ежегодное пешее четырёхдневное паломничество в Сергиев Посад (между прочим, шли с нами и дети, начиная с младших классов): я – на грузовой машине «Портер», в которой вёз палатки, рюкзаки, продукты, воду. А Света и Герман – на своих легковых машинах. Мы приезжаем на точки остановок в лесу: разбиваем переносную кухню, начинаем готовить еду, а наши паломники пешком приходят на эти точки, где молимся, подкрепляемся. А вечером вытаскиваем из моей машины и палатки.
После очередной стоянки, отправив группу паломников дальше, мы со Светой осматриваем лесную стоянку – не забыто ли что, и собираемся садиться по машинам. Света, аккуратная, миловидная, улыбчивая женщина, подходя к своей машине, вдруг превращается в грязного – ну просто страсть! – сапожника, тачающего даже не пироги, а бесформенные блины, оладьи, пиццы и ещё непонятно что, лепя эвфемистически одним из этих кулинарных изделий возгласы. А это она вдруг увидела, что заднее колесо её машины спущено. Где-то успела поймать гвоздь или шуруп.
– Света, ты что? Почему материшься! Хорошие православные девочки так не поступают! – пытаюсь остановить лаву её грязевого потока ругани. – Ведь любой эвфемизм – заменитель мата – уже и есть мат. А апостолы говорили, что никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе, доставляющее благодать слушающим.
Мне в детстве мать говорила, что за тех, кто не матерился в жизни, Богородица будет предстоять на Страшном Суде. Это мне так запало в душу, что я всегда боялся ругаться. А когда мать отправляла на лето в деревню к тётке, дружил в основном с двоюродным братом, который тоже приезжал на лето к своей бабушке из другого города, и вёл себя скромно, не как деревенские мальчишки и даже более скромные девчонки. Нам было с ними стыдно находиться – один мат. А в деревне так было принято, в городе всё же не так ругались, как там. Деревенские взрослые даже говорили,что ребёнка нужно научить материться прежде, чем он научится ходить. На мой взгляд, это одна из причин угасания деревни. Когда едва начинающий лопотать мальчишка повторял за взрослыми мат, они довольно смеялись, говоря: "Настоящий мужик растёт! Правильный!" А счастливые мамаши, тетёшкая своего мальчугана, умильно лопотали за него: "Вот, подоздите, я выласту – всех девок воклуг пелеполцу!" Сейчас, мне кажется, так обильно не ругаются, как в те времена. Когда мои одноклассники начинали ругаться, самоутверждаясь во взрослости, и непотребные слова возникали в моей голове, я всегда себя щипал за бедро. Поначалу бёдра чернели синяками от сильных щипков. Но постепенно обсценные слова забыли дорогу в мой разум, а все товарищи удивлялись – как это можно обходится без мата? "Ну вот ты споткнулся, навернулся, так выматерись! – не понимали они. – А то: ой, упал!"
Даже как-то угодил в милицию за то, что якобы устроил драку на танцах. А оперативник, задержавший меня, которому не понравились мои длинные волосы, написал на меня заявление, якобы я в пьяном виде хулиганил на танцах, оказал ему сопротивление, хватал за галстук, ударил, выражался нецензурно. А в милиции нашего городка в основном работали приехавшие из деревни – грубые, самодовольные от данной им власти. Поймают какого-нибудь нашего не понравившегося пацана, а молодёжь у них считалась потенциальной шпаной, раз ходит с длинными волосами, и начинают воспитывать: "Бить тебя нельзя, слов ты не понимаешь, вот тебе ногой!" Отпинают, потом отпускают. И только к концу 80-х беспредел милиции прекратился.
Три дня продержали меня в камере с уголовниками, если можно их было так назвать, речь которых состояла в основном из мата, и которые подначивали меня ругаться, и те начали высказывать милиционерам: а его-то забрали за что? – он даже материться не умеет! Но мне дали протокол с описаниями моих "преступлений" и стали заставлять подписать его. Содержанию своих "подвигов" я очень удивился, ведь ничего этого не было: пить я не пил, хотя некоторые другие ребята уже с семи-десяти лет начинали выпивать, курить, стараясь выглядеть самостоятельными, взрослыми. А как же – если большинство взрослых вокруг пьёт! И шли взрослые если куда-то, то либо в "тринадцатый" (номер основного винно-водочного магазина), либо, "затаренные", из "тринадцатого". Просто я пошёл на танцы, и уже подходил к танцплощадке, где играли "забойную" популярную на танцах "Барыню", под которую молодёжь ломала шейк. Под возгласы певца: "Два, два, четыре, шесть, три, семь, восемь, пять! Барыня, барыня, сударыня барыня!.." вдруг ни с того, ни с сего меня схватила милиция, поволокла в "воронок" и отвезла в кутузку. Подписывать такую бумажку я отказался, другие сидельцы меня предупреждали, чтоб ничего не подписывал. Тогда мне милиционер утешительно сказал: "Ну это всего лишь формальности, просто напиши, что не согласен с обвинением и подпишись. На суде разберутся". Я, веря, что те, кто будет разбираться со мной, прочитают эту бумажку и вникнут в обстоятельство дела, написал своё несогласие, наивно подписался и меня отвезли на суд. Там мне назначили штраф в десять рублей. "А за что? – стал, было, возмущаться я. – Ведь тут одна ложь! Ничего этого не было! Я только подходил к танцплощадке, на танцах даже и не был, а меня забрали". На что судья заявил мне: "Ты подписался? – Всё, значит, виноват! А будешь противиться – получишь больше!" Ну я смирился и заплатил штраф, хотя тогда только закончил десятый класс и таких больших денег не было. Рассказал всё тётке, она и дала червонец, матери же боялся об этом сказать. И уж после этого мне не только обсценные, но и сленговые слова стали невыносимы для уха.
А тебе, за то, что ты произнесла сейчас недостойные слова, Господь и попустил это происшествие ранее.
– Не занудствуй! Это не мат, а всего-навсего лишь кулинарный блин! – возмущённо возражает Света, таким образом завуалированно уклоняясь от очевидного обличения её падения в грех устами. – Я ведь женщина, и ничто кулинарное, а тем более вкусно-мучное, мне не чуждо! А во-вторых, сначала колесо пробилось, а я уже после раскулинарилась.
– Твои речи – от лукавого! Баллон никуда не денется, а вот благодать Божья может от тебя укатиться. У Бога нет случайностей и нет времени, поэтому, видя, как ты в нынешнем ругаешься, Он – в прошлом – и попустил наезд на предмет, пробивший колесо. Для Него выбор, сделанный нами "сейчас", может влиять на то, что произошло "вчера". Ему что вчера, что завтра – всё едино, вечно и сейчас. Мы же поминаем наших усопших, потому что в вечности у Бога они все живые. Апостол Павел сказал: «Живы или умираем – всегда Господни».
И, хорошо, объясню тебе этимологию слова «блин». В старину он назывался «млин» от глагола «молоть» (этого же происхождения и "молоток", "молитва"). На украинском языке он так и называется – «млинець». Но потом звукосочетание «мл», обозначающее "уменьшение, измельчение", перешло в «бл», означающее увеличивание, раздувание, под влиянием расплывания своих форм, а это действие и передаёт на подсознательном уровне силовое поле древнего корня *bhel-, например, в слове «баллон», обозначающее "раздуваться, набухать, расцветать" и даже в слове "большой". А ты ведь вон в какой изящной, спортивной форме! Подобно ей должна быть и твоя душа, а не как расплывшаяся туша, поэтому не употребляй такие слова, а то они разнесут твои телеса как блендером.
– Да что ты мне о баллоне сказки раздуваешь! Тут реально баллон пробит! – запричитала Света, и опять начала по-сапожному тачать «блины». – Поразбрасывали тут всякие своих железяк острых, а потом баллоны-панталоны пропадают – на выброс только!
Я же продолжил спокойно:
– В пятидесятых годах, видно, это слово стали использовать в качестве заменителя понятия, обозначающего матерно блудницу. Екатерина Вторая, между прочим, законодательно запретила использовать словообозначение блудницы, хотя оно и из церковно-славянской лексики, и прочий мат. И никто этот закон не отменял. В шестидесятых годах этот кулинарный заменитель уже использовали вовсю. В 19 веке так же дворянство стало использовать название растения Хрен обыкновенный вместо одного из матерных слов, мол, они – дворяне, выражаются благородно, а не как простонародье.
Давай помолимся, и Господь пошлёт тебе на нынешний случай в помощники ангела. Между прочим, у меня четвёртый разряд… – продолжил было я.
– Четвёртый разряд ангела? У тебя? Не слишком ли вознёс себя? – удивлённо заморгала квадратными глазами, перебив меня, Света, и даже рот раскрыла.
– Да ты не дала договорить. Я хотел было сказать – у меня четвёртый разряд автослесаря. Так что считай, что Господь уже послал тебе ангела-слесаря. Запаска, надеюсь, есть?
Достал запаску, домкрат, инструмент из машины Светы. Чередуя инструментами свои манипуляции с колесом, не спеша стал его менять. В армии мы сдавали нормативы по замене колеса на машине «Урал» на «отлично» за 18 минут. А когда работал на грузовых машинах, то с заменой колёс немало повозился. А уж если меняешь заднее внутреннее пробитое колесо на ЗиЛ-130 или на МАЗе, и если футорки «прикипели», то помучиться приходилось изрядно: и паяльной лампой отжигать, и мощной кувалдой выбивать, бывало, и целый день уходил на ремонт колеса с разбортировкой и бортировкой вручную.
Тут же, с колесом легкового автомобиля, замена происходила с шутками. Вернее, с поучениями. Я её утешал:
– Света, будь разумней, будь мудра, как змея, и проста, как голубь. Мудрость змеи заключается в том, что она холодным взглядом смотрит на окружающий мир. Не спешит впадать в раздражение, уползает от всего мирского, материального. Шипит, отгоняет, даже кусает то материальное, что пытается приблизиться к ней. Поэтому убегай от вспышек всяких своих женских эмоций. А простота голубя в том, что его чуть ли не давят ногами, а он всё равно ни на кого зла не имеет, ничего не боится. И ты не бойся человеческих происков, не злись, не ищи виноватых.
Ведь ты же ходишь в церковь, считаешь себя верующей. А веры твоей я не вижу. И вообще, глядя на большинство людей глазами Христа, когда Он сказал: "Сын человеческий егда приидет, обрящет ли веру на земли?" могу сказать, что верующих нахожу мало. Даже среди священников, особенно либерального настроя, недовольных страной, её властями, ищущих вроде бы правды, по заповеди блаженств: «блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся», но не понимающие о чём в этой заповеди говорится. Утверждающих, что правды ни в России, ни в Белоруссии нет: «Что за власти! Что за страна! Только тоталитарный режим! Вот за границей правда есть, поэтому нужно бежать из «этой» страны!» А то, что всё в этом мире существует по Правде Божией, пусть даже и со скорбями, им не понятно! Видеть Правду Божию, что всё на земле устроено по Ней, они не хотят, им важна правда материалистическая, человеческая, гуманистическая! Поэтому они и не могут насытиться (что обозначает качество связанности, в этом случае – связанности с Богом), не могут насытить живот свой ощущением полноты собственного бытия! Не хотят они питаться Правдой Божией, о которой Христос сказал: «у Меня есть пища, которой вы не знаете», а хотят насыщаться благами земными, но не духовными, не благодатью Божией. Хотят они насыщать живот мудрованием плотским, а не духовным. Их вожделенное притяжание живота – мирское благополучие. У слова "живот" древнее значение "жизнь" и современное – "часть тела". Бывает, в храмах меняют церковно-славянское слово "животъ" на "жизнь", мол, первое значение не понятно прихожанам и поэтому люди не хотят ходить в церковь, а если перевести службу на понятный язык (хотя, чем больше переводить на понятный мирской язык, тем больше людям не понятна духовная сторона литургии), то и народу будет в храмах больше. Такое мнение, конечно же, просто от непонимания того, что эти слова не синонимичны, хотя имеют общее происхождение (и.-е. *gen-). Слово "жизнь" обозначает "существование в согласии, в гармонии с окружающим мiром", т.е. существование в Боге, сотворившем весь мiр. Слово "живот" – это "существование, независимое от окружающего состояния", т.е. автономное существование, вне смерти. При понимании внутреннего смысла этих слов становится понятна и глубина такой молитвы: "Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертию смерть поправъ, и сущимъ во гробехъ животъ даровавъ!" Здесь говорится о существовании души вне смерти, пусть даже находясь телом и во гробе ("Аще взыду на небо – Ты тамо еси, аще сниду во адъ – тамо еси") – с Богом везде хорошо! И такой: "Чаю воскресения мертвыхъ и жизни будущаго века". Здесь говорится об обОжении, гармоничном, вечном существовании в Боге, ведь Он есть Жизнь, соединении с Ним, о познании Его Творчества. И находящийся в Нем имеет живот вечный!
Верующий – значит, совершенно доверяющий! Доверяющий Богу до конца! Верующий в Промысел Божий во всём! Не ропщущий! Что бы ни происходило вокруг, какие бы события или обстояния ни случались! Для верующего человека – всё в руках Божиих. Во всём для него водительствует Господь! И никакие силы вражии не смутят верующего человека! Никого он не будет обвинять: ни родственников, ни соседей, ни власти, ни врагов-глобалистов, ни разбрасывателей шурупов и гвоздей, кроме своих грехов, и каяться в них. Во всём он видит только Руку Божию, совершенство и красоту созданного Его Рукой мiра, природы!
Кстати, мир в церковно-славянском имеет два написания: через «Иже» – «мир» (покой, отсутствие войны, лад, согласие, гармония) и через «И десятеричное» – «мiр» (Вселенная, общество людей). И поэтому Лев Толстой назвал первый том своего романа «Война и мiр» (война и общество), показав разложение тогдашнего общества, а последующие тома уже назывались «Война и мир» (война и согласие), показав приход человека к согласию с совестью).
А ещё помнишь, в "Отцах и детях" Тургенева, Базаров сказал: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», и это людям духовным надо понимать, как: окружающий мир, вместе с людьми, находящимися в нём вещами, происходящими в нём явлениями – природными, социальными – мы должны, как работники Господни в мастерской Божией, совершенствовать своим молитвенным словом к Богу, улучшая его, а не стоя бездейственно, созерцая беспомощно этот мир и даже возмущаясь им.
– Значит, ты один верующий? – негодует Света.
– Во всяком случае, стараюсь быть верующим, постоянно видя Руку Бога, а значит, и Его Самого, через все явления этого мира. А ты начинаешь осуждать кого-то, даже не вдумываясь в причины твоей аварии. Возмущаешься действиями Бога за Его попущение!
– Ничего не возмущаюсь! Я возмущаюсь людьми, творящими беззакония.
– Видишь, ты даже находишься в дуализме, впала в ересь манихейства. Значит, по-твоему, Бог сам по себе, а люди существуют сами по себе без Бога, и зло тоже существует само по себе. А если б ты читала «Книгу Иова», где дьявол приходит к Богу и просит разрешение на причинение зла Иову, чтоб его испытать, то поняла бы, что зло не обладает творческими способности. Даже мусульмане (от индоевропейского корня *sleb- откуда и наше «слабый» и английское sleep), что переводится как «покорный, смиренный» перед Аллахом (в Библии он называется Элохим) и то учат, что шайтан не может причинить человеку зла, и не может действовать без позволения на это Аллаха. И на каждую проказу шайтан должен идти и выпрашивать разрешение у Аллаха. У иудеев тоже сатана не самостоятелен. А православие учит, что мир не двойственен, как учит дуализм, как учили манихеи, не разделён на чёрное и белое, как Инь и Ян. Сатана – существо тварное, сотворённое как ангел, но возгордился, возжелав стать как Бог. И ангелам свободная воля, в отличие от человека, была дана единожды – в самом начале их сотворения. Ангел – переводится как «вестник» – должен идти с вестью: либо неся её от лица Бога и имея Его полномочия, либо уходя прочь, становясь противником Его. Сатана выбрал отступление от Бога, но задачу вестника, поставленную от Бога, он всё равно выполняет. И между Творцом и творением, не может быть равенства, как между зеркальным отображением и Предстоящим перед ним.
Также люди не понимают, что такое левое и правое, когда Бог говорит пророку Ионе: «Мне ли не пожалеть людей, не умеющих отличить правой руки от левой». Обычно думают, что эти люди не умели отличить добра от зла, хорошее от плохого. И атеистам даже нужен был Владимир Маяковский с его "крошкой сыном, пришедшем к отцу". Но если правая рука – это добро, а левая – зло, то почему бы не взять и отсечь левую руку! А на самом деле нужно смотреть на функциональность рук: правая рука – правящая, управляющая, а левая – подлавливающая (т.е. прослеживается древняя этимологическая связь со словом "ловить"), вспомогательная. Поэтому тут Бог говорит о неспособности людей НиневИи отличить правильную важную цель, духовную, спасительную, от вспомогательной – материальной: культурной ли, нравственной или физически-телесной. "Левый" значит "подсобляющий, дополняющий". Это хорошо показывают выражения "левачить", "пойти налево" – везде смысл о пользовании чем-то дополнительным, помимо основного.
А у "зла" этимологически тот же древний корень, что и у "золота". Золото само по себе не имеет ценности, ценностью наделяет его сознание человека. Осёл нагруженный золотом, остаётся ослом – по английской пословице, но этот же осёл с золотом может взять крепость, – по одному крылатому выражению, – если в крепости находятся алчные люди, наделившие золото сверхценностью. Зло (этимологически обозначает "искажение, уклонение") тоже не имеет творческого потенциала. Это в человеческом сознании уклонение от намеченной цели – "зло", а у Бога оно может быть "добром", если уводит от пропасти или погибельного болота впереди, ради спасения человека.
Поэтому воспринимай окружающий мир, как храм Божий. А кто находится в храме Божием, тот не злословит и возвещает не суету, не произносит что-либо исполненное срама, «но в храме Его всякий глаголет славу».
Славь за всё Господа и надейся на Него, и Он поможет!
И то и дело оглядываясь по сторонам в находящемся вокруг храме природы, и замечая то один, то другой цветок, и, мимоходом прислушиваясь к ним, стал рассказывать о них Свете:
– Света, ты внешне прекрасна! И посмотри вокруг – дивные цветы так и тянутся к тебе – принимают за яркое солнышко! Ты же такие слова бросаешь на окружающий мир – хоть свет туши! А вон, глянь-ка, растёт марихуана – это я шутя перехожу на испанский язык: Мари-Хуан – по-нашему Иван-да-Марья – марьянник дубравный. Пусть он своим фиолетово-жёлтым окрасом поможет тебе увидеть такие детали, которых раньше не замечала, сделает восприятие цвета более ярким и богатым, а также повысит чувствительность к звукам мелодий леса и птиц, пробуждающих своим пением благодарную радость в душах слушающих, и даже к веянию тихого ветерка. Тогда и ощущение вкуса свежей воды и запаха лесных просторов усилятся. И время-то замедлит свой ход, и тогда заметишь, что в каждый момент времени происходит многое. Увидишь, как намного приятней созерцать виды Божественной природы, чем механические процессы цветущей бетонно-стеклом цивилизации. Увидишь, как парение в ясном небе облаков, порхание легкокрылых бабочек, качание стебельков дивных луговых цветов и копошение трудолюбивых чёрненьких муравьёв приобретает не меньшую важность, чем другие события. А ещё в старину говорили, если на Ивана Купалу собрать цветы Иван-да-Марьи, да выжать сок, то он возвратит слух или потерянный ум. А то у тебя, видно, ум зашёл за разум, да там и потерялся от ругани. И ещё, раньше Иван-да-Марью носили при себе гонцы и лазутчики-разведчики. А также этот цветок под гузнО клали, чтоб на лошади быстрее скакать. Подложишь себе под водительское сиденье букетик из них и сможешь всегда молодецки ездить на машине быстро, наперегонки с ветром, даже если она станет старой, заезженной клячей. А ещё до сих пор в деревнях некоторые люди верят, что для обретения красоты и благополучия необходимо в ночь на Ивана Купалу попариться в бане с веником из Иван-да-Марьи.
– А какой у тебя разряд по травам? – весело спрашивает Света.
– Я самоучка, – отвечаю, – когда заболел, а на лекарства началась аллергия, вот и стал изучать. Хожу по лугам и лесам, вдруг смотрю: то одна, то другая трава как бы кричат: "Я тебе помогу!" Сорву, принесу домой, посмотрю по справочнику лекарственных растений, а это, оказывается, по моему заболеванию. Как животные стал их чувствовать. Так и излечился! Знаю около тысячи растений. Иду по лесам да полянам, и со всеми травами на «ты». Ой, как они радуются, когда я их узнаю!
Вон, смотри, Колокольчик раскидистый, а вон там, около кустиков, Колокольчик скученный, к тому же, в этом леске можем встретить Колокольчик широколистный. И, если прислушаться, можно уловить, как они – каждый по своему – звенят о любви к Богу, к родной земле и всему, что вокруг.
А вот: Зверобой продырявленный, Жерушник лесной, Люцерна серповидная, Люцерна хмелевидная, Льнянка обыкновенная – своими жёлтыми цветами, как солнечными лучиками, проникающими в сумрачные закоулки души, они хорошо влияют на психику, я даже слышу, как они радуются окружающему миру, залитому утренним солнышком.
А это – Черноголовка обыкновенная, Короставник полевой, Цикорий обыкновенный. А как они нежно нашёптывают нам свой настрой души, даря умиротворение и безмятежность! Они, сине-фиолетовым цветом, привлекают наши взгляды и призывают к сосредоточению в своём сердце, к спокойствию, благословляют своей любовью всю природу, как бы отражая небесную благодать.
А вот, смотри-ка: Мелколепестник однолетний, Нивяник обыкновенный, Трёхрёберник непахучий и даже, вижу, тут есть редкий неприглядный цветок – Ромашка аптечная. Её только здесь я и увидел, хотя говорят, что она повсюду. Ромашку в старину называли "роман" – «римская». В средневековье её называли «романовым цветком», а потом с любовью, как было принято в народе, стали называть уменьшительно "ромашка". Так сколько я ни искал, но кроме трёхрёберника, который путают с ромашкой аптечной, а ведь они принадлежат к разным родам, не встречал. Хоть в Красную книгу заноси! Вот ландыш занесён, хотя он повсюду, а ромашка – нет, приходится самому выращивать на даче из купленных в магазине семян и заготавливать. Пробовал эти семена засевать в дикой природе, в полях, на лугах – не растут, забиваются местными мощными растениями. А ведь яркая и жизнерадостная ромашка – официальный символ дня семьи, любви и верности, хотя в символе изображён нивяник, другое же его название – поповник, но в народе его тоже называют ромашкой. И я улавливаю с веянием ветерка, как они весело щебечут о своих чувствах и беззаботности на весь мир. А слышишь, как громко и трогательно признаётся тебе Нивяник: "Я тебя люблю! Хочешь – и я поеду с тобой хоть на край света!" Так нарви же букетик его с собой!
А эти травы – Тысячелистник обыкновенный, Подмаренник настоящий, Василисник светлый. Видишь, они подают тебе знак надежды на светлые перемены.
А глянь-ка вон на тот удивительный беленький цветок с прицветниковой коробочкой – это Дрёма белая. Она так называется от того, что цветки ее днём закрыты, а с началом сумерек раскрываются и поят утончённым ароматом своего дыханья окрестности, на который отовсюду слетаются, как цветочные феи, ночные бабочки. Поражая своей красотой и простотой, она делиться с ней общающимися людьми чувствами радости и возвышенной надежды.
А это – Вьюнок полевой, поющий обратившему на него внимание: «Ты мой друг! Подружись со мной, и я обовью все твои душевные огорчения своей любовью, и украшу твою жизнь!» Слышишь эти излияния чувств из каждого его кокетливого граммофончика? А немцы также называют его “Стаканчик Богоматери”.
Дальше – Ромашка зелёная – чужеродный вид из Чёрной книги растений (список инвазивных растений, как культивируемых, так и заносных, которые активно проникают в местные экосистемы, к примеру, в Америке инвазивный вид – подорожник, наша рябина, как у нас клён американский и канадский). В эту книгу вошли и Мелколепестники – однолетний и канадский, у которых естественных врагов нет, вот и захватывают территории. Ромашка зелёная говорит: «Пусть я и неказиста, без белых язычковых цветков, но пахну яблоками и выстилаю ковром путь, становясь спутником человека. А в случае его заболевания, совершенно заменю ромашку аптечную».
А это – Чертополох курчавый, ещё его называют Татарник. Как и ромашка, он из семейства Астровых, жаль, маралов здесь нет, а то они очень его любят кушать. Не есть, а именно кушать, от слова «вкус». Как на Руси, бывало: крестьяне ели, лишь бы почувствовать, что у них есть силы для существования, а дворяне вкушали яства – теша свои гастрономические чувства. Ну а мы из молодых черешков этой басурманской травы, предварительно удалив колючки, могли бы сделать щи, салаты. Я вам сегодня такой салат сделаю! (Салат я потом сделал, некоторые из паломников его попробовали, а один из наших прихожан – Илья – обходя пробующих этот салат, будто вспоминая голод Поволжья, тяжко вздыхал: «Ну не сорок первый же год! Нет, это добром не кончится! Это добром не должно кончится!»).
А вот, смотри – Борщевик сибирский, я предлагаю сварить из его молодых листьев сегодня борщ, мать у меня всегда из сныти и борщевика варила супы. Эти овощные растения люди использовали задолго до капусты. А потом уж и похлёбку из растения борщевик, который в старину назывался «борщ», стали называть борщом. А борщевиком его назвали из-за щетинок на его стебле, от индо-европейского корня *bhar- «остриё, щетина». А ещё у этого древнего корня есть значение «ворожить, пророчествовать», в смысле – проникать во что-то, как остриём. Отсюда и слово в древнегреческом «фарма» (как в фармакопее) – «лекарство, зелье; краска». Если лекарство проникает в больные части организма и поражает болезнь, то краска проникает в какой-то материал и окрашивает его. Одного корня с борщевиком и такие слова, как бор (хвойный лес с иглами), борона, бороться, бёрдо, боров, борода (буквально – «колючая, острая»), борозда, бороздить, бортник (тот, кто имеет дело с острожалящими пчёлами), борть (дуплистое жильё жалящих пчёл), борьба, бразды, браниться, брань, бритва, брить, подбородок, фармацевт. А всякие страшилки о «великом и ужасном» борщевике – для малолетних детей, которые лезут в цветущий борщевик Сосновского (а ещё есть борщевик Матегацци, которого, по счастью, у нас нет), в котором много фуранокумаринов — фотосенсибилизирующих веществ, которые при попадании на кожу могут вызвать ожог. Опасен борщевик Сосновского лишь во время цветения, молодые же листочки вполне годятся для супов, как крапива и сныть, я всегда весной его рву и варю борщи. А ещё вызывают ожоги цветущие жёлтые зонтики пастернака посевного, или лугового, растущего повсюду, но на него почему-то люди внимания не обращают. А ведь борщевик Сосновского, пожалуй, до сих пор выращивают на силос, как неприхотливую, быстрорастущую и высокопродуктивную зелёную массу. Недавно, к примеру, еду по области, вижу поле этого зелёного гигантского борщевика, по которому едет силосоуборочный комбайн, а за ним задом едет грузовая машина, в которую ссыпается измельчённая растительная масса. За полем же, вдоль дороги, куда сбежали семена этого инвазивного растения, едет специальная поливальная машина, поливающая жидким гербицидом разбежавшийся борщевик, тот скукоживается и погибает. А ещё борщевик Сосновского – один из лучших очистителей воздуха от углекислого газа. Потому-то его и много вдоль дорог. Ему для роста нужно много углекислоты. Хотя углекислого газа в атмосфере всего 0,03- 0,04% от общего объёма воздуха, а кислорода – 21%. Но содержание углекислого газа на уровне 0,08% создаёт ощущение духоты у человека. При концентрации 0,15-0,2% возникает общая вялость, сниженная работоспособность и концентрация внимания, появляется сонливость и слабость. Азота же (что с греческого переводится, как «безжизненный») в воздухе – 78%. Так что дышим мы в основном азотом, который только без кислорода становится безжизненным. Опасной считается концентрация кислорода выше 23,5%. Тогда наступает отравление живых организмов, возникают тяжёлые лёгочные заболевания, из-за избытка кислорода легко возникают пожары. Способность материалов к возгоранию возрастает при повышении концентрации кислорода. В среде кислорода горят даже такие негорючие материалы, как листовая сталь, стальные трубы. В каменноугольный период кислорода в воздухе было более 35%, насекомые из-за этого были гигантскими, и они охотились на предков современных лягушек и ящериц, а не наоборот, как сейчас. Было тогда по Земле и немало пожаров от молний. Но из-за того, что отмершие деревья не разлагались полностью, а захоранивались в болотистой местности, превращаясь в залежи каменного угля, количество кислорода стало уменьшаться до современных значений. А вообще, лёгкие планеты – это океан, а не леса, как нас учат. Океаны выделяют намного больше кислорода, чем зелёная масса Земли.
Как видишь, у Бога нет ничего бесполезного и вредного. Так что живи и радуйся этому миру и довольствуйся тем, что Бог посылает, дыши тем, что Он даёт и в ответ своим дыханием славь Творца!
Так, пока проводил Свете лекцию, и заменил колесо. И поехали мы дальше. В ближайшем же шиномонтаже пробитое колесо залатали.
Надеюсь, и эмоциональный пробой в голове Светы тоже залатался, и держит положенное давление, ведь правильное давление в ней улучшает сцепление с дорожной поверхностью жизненного пути, и не провоцирует дорожно-транспортных происшествий на его протяжённости.
Свидетельство о публикации №225070901448
Генрих Арутюнов Гс Диссидент 10.07.2025 03:39 Заявить о нарушении