Музыкальный моноспектакль Есенин от первого лица
На основе романа «Танец и Слово» и сценария драматического горизонтального сериала «Воскресение Есенина», 8 серий по 30 минут.
Аудитория: 40-60, преобладающая аудитория – женщины.
Теглайн: Есенин, которого Вы еще не видели.
Референсы: «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского (1973)- атмосферный референс. «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски (2010) - драматургический референс.
Логлайн: Сергей Есенин рассказывает о «золототканном цветении» своей жизни, снимая маски. Стихами, романсами, драматическими отрывками. Чёрный Человек преследует его.
Дрим каст -
Есенин - сложная, глубокая личность, в которой перемешано ангельское и дьявольское, отделившееся, ставшее Чёрным Человеком. Артистичен. В нём всё – игра. Но об этом никто не знает. Блестяще изображает пьяного. Любит Изадору, болезненная страсть, когда «не захочешь идти, а пойдёшь». Кредо в трёх словах: боль за Россию.
Чёрный Человек. Мрачное отражение Есенина. Обвиняет его в лжи и масках, интригах и блуде. Показывает его «договор» с дьяволом – письмо, написанное в юности.
СИНОПСИС.
Концепция: трагедия жизни поэта. Двойственность личности.
На сцене стол, желательно круглый, два венских стула. На столе два стакана, маленький фарфоровый чайник, белый, без рисунка, чашки белые, солёные или сырые, хрустящие огурцы, в стаканах пиво, в чайнике вода. Огромная пустая рамка от зеркала. Кленовые листья. На актёре светло-серый костюм, белоснежная сорочка, новые, блестящие чёрные туфли, расслабленно повязанный галстук, шёлковый шарф-кашне, чёрный, с большими красными маками. Пальто, длинные женские перчатки, письма. Тальянка — однорядная ручная гармоника. Гитара.
Трость, цилиндр, чёрный плащ – облачение Чёрного Человека.
Символика: Красные маки на шарфе – намёк на кровь, страсть, гибель. Пустая рама – исчезновение, зеркало как граница между мирами.
Чёрный Человек всегда рядом, как обвинитель, искажающий свет, издевающийся, карикатурный, мерзкий, как самая страшная маска. Но – тоже маска.
Зал погружается в мрак.
Медленно возникает свет — словно от запала свечи.
На заднике — видеопроекция: старая бумага, на ней — размытые строчки стихов, выцветшие чернила.
Тонкий низкий гул в звуке — предощущение. Тишина гулкая, как в голове.
Есенин спорит с тёмной стороной своей личности – Чёрным Человеком – стихами поэмы «Чёрный человек». Чёрный Человек снимает маски Есенина – одну за другой.
Общение происходит через пустую раму зеркала. С зазеркальем.
ГЗК, говорящие о Есенине разное:
Пьяница! Охальник! Хам! Красавчик! Лель! Вятка! Сволочь! Сказка моей жизни! Голубь! Ненавижу!
Боже мой, Боже мой! Смотрите! Да ведь это же ангел с разбитыми крыльями!
Эхо хора: «Пьяница... Гений... Ангел...»
Есенин: «Я всего лишь Божья дудка».
Есенин рассказывает о конце жизни, о доносе Тарасова-Родионова, посредственного литератора, следователя, о телеграмме, якобы посланной Каменевым, соратником и противником Троцкого.
Задник: Москва 1920-х годов, хроника, фото.
Романс «Мне осталась одна забава».
Есенин от первого лица рассказывает о «золототканном цветении», о «качелях» своей жизни. От розыска органами царской охранки, как социалиста, эсера и провокатора, до общения с царской семьёй. Пророческие стихи великим княжнам, царевнам: «В багровом зареве закат шипуч и пенен…»
Золотые часы с надписью «С. Есенину…» от имени Императора Николая II.
Чёрный Человек: Часы от царя... а сам ты — кто? Крестьянский сын? Или придворный поэтишка?
Есенин в ярости бросает стакан в «зеркало» — звук разбитого стекла.
Расстрел полковника Дмитрия Ломана, у которого Есенин хранил часы. Революционная музыка. Интернационал. Свет – красный. Река – кровавая. Выстрелы.
В руках ОГПУ страшная улика на Есенина – золотые часы с надписью ему от царя.
Задник: Л. Троцкий – Человек в Чёрной перчатке – портрет Ю. Анненкова.
Откровенное, опасное письмо Есенина Сандро Кусикову с борта лайнера в Атлантическом океане по дороге из Америки в Европу.
Отрывок из романа «Танец и Слово» о предательстве Сандро Кусикова.
Задник: Свет золотистый. На экране — портрет Николая II, кадры императорской семьи. Фоном звучит церковный звон, приглушённый.
Романс «Есть одна хорошая песня у соловушки».
Есенин переносит в жизнь драматургию, заложенную в поэме «Сорокоуст», общаясь с публикой. Скандальное выступление в зале Лассаля в апреле 1924 года.
Звук: как будто аплодисменты вдалеке — фальшивые, нарастающие. Затем резко обрываются.
Свет — сценический, цирковой. Есенин стоит в круге.
Есенин притворяется пьяным: свидетельство очевидца – Матвея Ройзмана. Есенин использует свой актёрский талант – для защиты.
«Дело четырех поэтов». Расстрел лучшего друга, Лёши Ганина.
Тишина. Свет тусклый. На заднике — проекция старых фотографий: улыбающиеся юноши. Их лица постепенно исчезают. Выстрелы. Звук падающего тела.
Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».
Есенин поворачивается к пустому стулу. Берёт бумагу. Садится. Свет — жёсткий и белый. Стук колёс поезда. Задник: мчащийся поезд.
О любви с Изадорой /Айседорой Дункан/. Стихотворение «Пускай ты выпита другим». Изадора: Гений! Орфей!
Задник: танец Лили Сабитовой (использовать в роли Изадоры), единственная съемка танца Изадоры, сменяющиеся фотографии.
Романс «Заметался пожар голубой».
Путешествие Есенина в Европу и Америку. Письма. С.Сахарову: «Родные мои! Хорошие… Что сказать вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?»
В Америке с Изадорой их помещают на Эллис-Айленд – остров преступников. Отрывок из прозаического произведения «Железный Миргород». Письмо А. Мариенгофу из Нью-Йорка. «Душа, которую у нас в России на пуды меряют».
Есенин тоскует по Родине, по России.
Задник: кинохроника Америки 1920-х годов, Манхэттен, статуя Свободы, авто. Свет — «заграничный»: синий, яркий. Звук — порт, лайнер, крики чаек. Проекция: пароход, фото Есенина и Изадоры на борту.
Романс «Батум».
Борьба с Изадорой, её желанием спасти Есенина, - за визу в Россию. Без её согласия Есенин не имеет права вернуться. Скандалы, погром в «Крийон». Звуки битого стекла, хлопающих дверей, вопли на французском, голоса полицейских. Угроза тюремного заключения. Внезапная тишина. Клиника для душевнобольных «Сэн Мандэ».
Стихотворение «Пой же, пой! На проклятой гитаре…» под «Калинку-Малинку».
Чёрный Человек обвиняет Есенина в неумении любить. Темнота. Свет — на одного Есенина. Из глубины — глухой голос.
Расставание с Изадорой. Последняя встреча.
Воспоминания Владимира Ричиотти об экспромте Есенина на мелодию «Шарабана».
Романс «Ах, шарабан мой, американка…»
Правильный, дословный перевод письма Изадоры в газеты на смерть Есенина из книги Виктора Серова «The real Izadora», которая ещё не переведена на русский язык официально.
Доказательства любви Есенина к Изадоре через документальные свидетельства эпохи.
Воспоминания Анны Назаровой.
Объяснение глубоких причин расставания двух гениев: разное понимание любви через высказывание Изадоры – по воспоминаниям Лолы Кинел, переводчицы, и через стихи Есенина – поэму «Анна Снегина». Из романа «Танец и Слово».
Задник: фото Есенина и Изадоры, в том числе на Лидо, возле «Эксельсиор», на пляже.
Романс «Руки милой - пара лебедей».
Прозаический отрывок из неустановленного произведения Есенина – о любви к Изадоре после расставания. «Шлюха интернациональная. Ненавижу. А жить без неё не могу».
Музыка – танго. Французский аккордеон.
Отрывок из романа «Танец и Слово» о владении Русским Словом.
Воспоминания Вольфа Эрлиха – что говорил Есенин о том, кто такой – поэт, о любви к Родине.
Романс «Гой ты, Русь моя, родная…» Муз. Георгий Свиридов.
Темнеет. Голос будто в голове.
Голос Чёрного Человека обвиняет Есенина в том, что он не умеет любить Русь. Ты хотел любить Русь. А любил только свою боль.
Отрывок из романа «Танец и Слово» о Чёрном Человеке.
Задник: кадры из фильма «Пой песню, поэт» Сергея Урусевского.
«Реквием» Моцарта. «Лакримоза». Погружение во тьму.
Голос Чёрного Человека: поэма «Чёрный человек» звучит как дуэль, как раздвоение. Мы видим поэта в последней, самой страшной битве — с самим собой.
Свет гаснет. Полная темнота. Только голос, читающий строки поэмы. Звук — слабый пульс, удары сердца. На экране — колеблющееся изображение чернильного пятна.
Скрип двери. Есенин бросает шарф Изадоры, с маками, в раму – звук разбитого стекла. Гаснет свет.
Поэма «Чёрный человек».
На экране — два лица Есенина: живой и мёртвый. Один — смотрит. Второй — исчезает. Свет на сцене пульсирует.
Есенин хочет выпить пиво, но в стакане кровь. Чёрный Человек смеётся.
Есенин мечется по сцене, читая поэму. Его тень мечется по-другому, её движения не совпадают с Есениным.
Письмо Есенина Маше Бальзамовой в октябре 1914 года, как отдал душу – за талант. Звуковая пауза после письма.
Стихотворение «День ушёл, убавилась черта…»
«Где-то в поле чистом, у межи
Оторвал я тень свою от тела».
Финал «Лакримозы». Тишина.
Стрёкот кузнечиков, дальний колокольный звон. Тёплый свет. Задник: мальчик бежит в траве. Из фильма «Пой песню, поэт». Отрывок из романа «Танец и Слово» о детстве Есенина. «Он очень любил цветы…»
Рождение высокого, «ангельского» света. Есенин стоит посреди сцены.
«Слово изначала было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».
Свет становится почти прозрачным. Есенин берёт гитару.
Романс. «Не жалею, не зову, не плачу…»
Свет гаснет. Высветляется рама зеркала, в которой остаётся отражение Есенина.
Кратко об мне:
Писатель. Сценарист.
Мастерская М.И. Туманишвили и А.Н. Леонтьева.
Работа в соавторстве над телесериалом «Любовь слепа» по романам Е. Вильмонт, 2004.
Сборники рассказов: «Знаки перемен», «Во имя прави», «Гибель врага», роман «Танец и Слово» о Сергее Есенине и Изадоре /Айседоре Дункан/.
Лауреат Московской областной Губернаторской литературной премии им. М. Пришвина, 2015.
Есениновед. Выступала на м/н Есенинской конференции в Рязани в РГУ с докладом «Находки писателя», 2019.
Лауреат Есенинской премии «Русь моя», 2023.
Лауреат премии «Золотое перо Руси», 2023.
Перевела уникальную книгу «The real Isadora» В. Серова. Её нет в России.
Работа в сценарной комнате киношколы TheOneFilm.
Лонг-лист школы за сценарий «Зевок».
Свидетельство о публикации №225070901503