Памятная записка президенту М. Снегуру. 10. 11. 95

Полное название : <<КАК Я ПЫТАЛСЯ ОСЕНЬЮ 1995 ГОДА ПОДГОТОВИТЬ НАРОД МОЛДОВЫ К ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ПРАВОВОЙ, ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ, ПРЕДЛОЖИВ ПЕРВЫМ ЛИЦАМ ГОСУДАРСТВА СОЗДАТЬ В МОЛДОВЕ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ…>>

Осенью 1995 года я направив в адрес Президента РМ Мирчи Снегура, Председателя Парламента РМ(копия -  Министру образования РМ) Памятную записку <<О создании в Республике Молдова государственной службы политического образования>>.

В ней я обосновал необходимость создания в РМ государственной службы политического образования с целью формирования у учащейся молодежи, преподавателей всех форм обучения, журналистов государственных СМИ, государственных служащих либерально-демократической политической культуры. А уж перечисленные персоны будут формировать у народа Молдовы политическую культуру и правовое самосознание, необходимые   для стабильного и эффективного функционирования плюралистической, правовой, либеральной демократии.

К сожалению, первые лица государства не вникли в содержание моих аргументов, перенаправили мою Памятную записку министру образования, а тот прислал мне за своей подписью ОТПИСКУ, которая свидетельствовала, что НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ И ОНИ РАВНОДУШНО ОТНОСЯТСЯ К БУДУЩНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В МОЛДОВЕ.

Предлагаю Вашему внимаю текст моей Памятной записки и ксерокопию Ответа Министра образования.

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА ПРЕЗИДЕНТУ РМ МИРЧЕ СНЕГУРУ (10 ноября 1995 г.)
(О создании в Республике Молдова государственной службы политического образования).

Президенту Республики Молдова,
господину М.И. Снегуру;
Председателю Парламента РМ
Господину П.К. Лучинскому;
Копия: Министру образования РМ
Господину П. Гаугаш

От доктора философии,
доцента кафедры политологии Э.Г. Волкова

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА. (О создании в Республике Молдова государственной службы политического образования).

Считаю своим долгом обратить Ваше внимание на одну из проблем, от решения которой(наряду с решением других проблем)в определённой мере зависит успешное продвижение Республики Молдова по пути демократизации, а главное, стабильность и эффективность устанавливаемого в республике демократического режима.

Речь идет о проблеме формирования у граждан Республики Молдова либерально-демократической политической культуры, прежде всего у учащейся молодежи, преподавателей всех форм обучения, журналистов государственных СМИ, государственных служащих.

Нет нужды доказывать очевидную истину: в условиях перехода Республики Молдова от коммунистическо-тоталитарного к либерально-демократическому режиму реализация демократических норм новой Конституции РМ , стабильное и эффективное функционирование новых демократических государственных институтов напрямую зависит прежде всего от  характера политической культуры и правосознания указанных групп граждан, “управляющих” всех рангов, а также от того, каким образом и насколько население республики воспринимает новые демократические институты.

Видные западные политологи (например, Г. Алмонд и С. Верба  в работе “Гражданская культура” ) научно доказали : без соответствующего типа политической культуры и правосознания не может быть стабильно и эффективно действующего демократического режима.

(Впрочем, данное положение политически мало-мало сведущему человеку и так кажется интуитивно очевидным).

В РМ же в настоящее время политическое просвещение населения, политическое образование молодёжи в духе либерально-демократических ценностей поставлено из рук вон плохо.

Единственная учебная дисциплина, которая непосредственно образовывает учащуюся молодежь – политология , изучается, например, в подавляющем большинстве вузов республики, прежде всего в Кишинёве, по недомыслию или злой воле прежнего руководства Министерства образования РМ в объеме 34 часа( на гуманитарных факультетах 50 часов).
(Для сравнения в вузах   ряда стран СНГ политология преподается в объеме 89-90 часов. И даже у нас, в Республике Молдова, в Комратском университете  - 72 часа; я   уже не говорю, что по всему комплексу социально-гуманитарных дисциплин на негуманитарных факультетах( именно негуманитарных)   выделено в западных вузах                в 2, 5 раза больше учебного времени, чем в РМ).

Разумеется, политическое образование не единственное и даже не главное средство воздействия на сознание населения в либерально-демократическом и гуманистическом духе. Но вместе с тем именно система либерально-демократического просвещения , наряду с другими благоприятными акторами, призвана нейтрализовать токсины тоталитаризма, необольшевизма в менталитете значительных слоев населения, работников управленческого аппарата, ряда политиков, обеспечить их всех необходимыми знаниями в целях как совершенствования политико-административного механизма, так и для укрепления легитимности демократических форм правления.

Забастовки учащихся весной и осенью этого года, столь легко манипулируемыми находящимися за кулисами деятелями, наглядно демонстрируют как далека   наша молодёжь от понимания того, что такое конституционно-плюралистический режим, каковы легальные, в  рамках Конституции РМ и права , демократические средства и методы защиты своих интересов.

Демократия представляется им как море безответственности, анархии, разгула    стихии масс, как охлократия.   

В этом плане поучителен опыт Германии, в которой дважды (в 1918 г. и в 1952 г.) создавалась государственная служба политического образования, имеющая целью формировать демократическое сознание населения, нейтрализовать праворадикальную идеологию.

После объединения страны в 1990 г. перед указанной службой была поставлена задача адаптировать население бывшей ГДР к жизни в условиях либеральной демократии и рыночного хозяйства.

При этом политическое просвещение в новых землях было ориентировано не только на традиционные объекты – молодежь, преподавателей и журналистов, но и на руководителей и политиков разного уровня, от компетентности и политического знания которых в переходный период зависит создание эффективно работающей властной структуры.

В России политологи в 90-е годы неоднократно поднимали вопрос о необходимости решения рассматриваемой нами проблемы.

Конечно, проблема создания системы политического образования сопряжена с рядом трудностей, в том числе и психологических, ибо у населения, живших при системе коммунистического политического просвещения настороженное отношение   к любой форме политического образования. Но в бывшей ГДР эта трудность была преодолена. Преодолима она и у нас при умной, тщательно продуманной системе.

Автор данной памятной записки готов    разработать, если ему будет поручено, конкретные предложения по созданию государственной службы политического образования в РМ.

А пока суд да дело, считаю необходимым безотлагательно хотя бы в 2 раза увеличить объем часов преподавания политологии в вузах республики, доведя его до 70-80 часов.

В свое время деполитизация образования была понята в республике ПРЕВРАТНО. Наряду с правильными мерами – запрет деятельности для политических партий, движений в лицеях, колледжах и университетах, - были предприняты и ошибочные - сведения до минимума преподаваниях социально-гуманитарных дисциплин, прежде всего политической науки.

Но государство, построенное на либерально-демократических ценностях, не может быть безразличным к тому, воспитывается ли у молодёжи адекватная политическая культура или нет. ВАКУУМА В СОЗНАНИИ не бывает и если не будет принята либерально-демократическая идеология и политическая культура (что является безусловно необходимым в переходный период), то вскоре наступит конец самому демократическому государству.
 
 10 ноября 1995 г.                Эдуард Волков


Рецензии