Глава 1. Геноцид Ханаанских народов или Суд Божий?
Глава 1.«Геноцид» Ханаанских народов или Суд Божий?
Содержание главы:
1.1.Авраам и обетования Господа
1.2.Земля Ханаанская как часть завета Авраама с Богом
1.3.Почему Господь избрал землю Ханаанскую как обетование евреям?
1.4.Ханаанские войны - священные войны Господа
1.5.Противоречит ли приказ уничтожить семь народов сути Яхве?
1.6.Но почему требовалось убивать младенцев ?
1.7.Можно ли считать истребление ханаанских племен "геноцидом" ?
1.8."Жестокости" евреев при захвате Ханаана в Библии сильно преувеличены
Еще во втором веке христианский богослов Маркион Синопский заложил основы для критики «жестокого» Ветхозаветного Бога и божественного вдохновения насилия, противопоставляя жестокие деяния этого Бога мирной природе и характеру Бога Любви Нового Завета. Хотя Маркион был объявлен еретиком и лжеучителем и изгнан из Церкви, многие и сегодня принимают его «теорию» и противопоставляют «жестокого ветхозаветного Бога Яхве », нетерпимого, заставляющего убивать даже беззащитных женщин и детей, творящего «геноцид» целых народов ,- «совсем другому» , представляющему его «противоположность» доброму Богу всепрощения Нового завета, Иисусу Христу.
Но так ли это «на самом деле», т.е. действительно ли Писание порождает подобные идеи?
Чтобы ответить современным «наследникам Маркиона», рассмотрим ключевые моменты истории завоевания израильтянами Ханаана , в связи с которой наиболее часто возникают вопросы, относящиеся к категории «наиболее трудных». Ответы на эти вопросы будем искать в самом Писании. Попытаемся «реконструировать» некоторые библейские сюжеты, учитывая, что древние авторы не просто описывали события,но имели основной целью дать важные уроки потомкам .
Вначале ответим на вопрос: Почему для евреев был так важен именно этот клочок Ханаанской земли ?
1.1. Авраам и обетования Господа
С 75-летним человеком по имени Аврам мы впервые встречаемся в месопотамском городе Харане в самый важный момент всей его предшествующей жизни, когда к нему непосредственно обращается Всевышний и велит покинуть Месопотамию . Вместе с домочадцами Аврам направляется в Ханаан и доходит до Шхема, где у дубравы Морэ он слышит лишь одну фразу, сказанную Господом: обещание оставить ЭТУ ЗЕМЛЮ его потомству. Далее сказано, что Аврам поселился в земле Ханаанской. После ряда происшествий, описанных в книге Бытие, Господь явился Авраму в видении. Во время этого визуального и речевого контакта Бога с человеком Всевышний вновь обещал патриарху несметное потомство и заключил с ним формальный союз: было подтверждено право патриарха на наследственное владение ЭТОЙ ЗЕМЛЕЙ. Аврам также получил пророчество о том, что его потомки будут «пришельцами в стране не своей и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет», но Бог произведет суд над народом, у которого они будут в порабощении, после чего народ будет освобожден (Быт. 15:13-14). Всевышний также перечислил народы, в то время населявшие Ханаан, которые должны будут покорить потомки Аврама.
Прошли еще годы, патриарху уже 99.Бог снова обращается к Авраму и подтверждает вновь свое обетование Ханаанской земли и обещает сделать его отцом множества народов.
После «испытаний на верность» рядом искушений и самого трагического десятого испытания-несостоявшегося жертвоприношения Исаака Господь в последний раз обратился к Аврааму и снова обещал умножить его потомство, как звезды небесные и как песок на берегу моря,и принести потомству ратные и духовные победы. Переселившийся в Ханаан Авраам покупает у «сынов Хеттовых» землю в местности Махпелла: это первая земельная собственность евреев в Ханаане , которая ранее была обещана Богом.
В возрасте 137 лет Авраам умер и был похоронен рядом с Сарой в пещере Махпелла на своей, приобретенной в собственность земле в Ханаане. После смерти Авраама Бог благословил его сына Исаака.
За то время, что Авраам родил Исаака , Исаак родил Иакова и Иаков родил 12 сыновей, включая Иосифа, незаметно пронеслось 4 столетия. Затем- засуха, а за ней голод заставили евреев переселиться из Ханаана в Египет.
Четырехвековый период с момента прихода евреев в Египет при Иосифе в 16-ом столетии до н.э.вплоть до их ухода с Моисеем в 12-ом столетии история обходит полным молчанием.
Не все евреи ушли из Ханаана в Египет. Многие остались в Ханаане, пережили голод и сохранили свой союз с Яхве. Эти евреи оставалась свободными в то время, как их братья в Египте стали рабами…
Встреча Моисея с Яхве напоминает встречу Авраама. Яхве заключил с Моисеем тот же союз, какой был заключен с Авраамом. Он приказал Моисею повести евреев в землю Ханаанскую, в то самое место, куда Он некогда привел Авраама.
Были ли «евреи»,покинувшие Ур Халдейский с Авраамом в 2000 г до н.э., и евреи, пришедшие в Египет с Иосифом в 1600 г до н.э., тем же самым народом, что и израильтяне, вышедшие из Египта, и потомки Авраама, Исаака и Иакова, не оставившие Ханаан? каково было истинное происхождение Моисея? - все это гипотетические вопросы, которые обсуждаются исследователями Библии. Большинство признают, что именно Моисей вывел евреев из египетского рабства, что Бог избрал сначала Авраама, а затем Моисея орудиями для исполнения своей воли. Для нас имеет значение как центральное событие истории сам факт принятия евреями идеи союза с Богом и дарование Богом через Моисея Закона, что по существу стало актом сотворения нового народа.
1.2.Земля Ханаанская как часть завета Авраама с Богом
Исход евреев из Египта был возглавлен Моисеем; вождем возвращавшихся в Ханаан-Землю Обетованную после четырехсотлетнего отсутствия был наследник Моисея-Иисус Навин. Израильтянам, которых Моисей при водительстве Господа вывел из Египта, предстояло воссоединиться со своими братьями евреями, потомками Авраама, Исаака и Иакова, которые четыре столетия тому назад не откликнулись на приглашение Иосифа переселиться в Египет.
Сам Бог когда-то повелел Аврааму: « иди из твоей родной земли в ту землю, которую укажу тебе». Первые упоминания соглашения о земле , которое Бог заключил с Авраамам,относились ко времени, когда Авраам пришел из Ура в Харран, где сделал короткую остановку , а затем — в Ханаан :
«Потомству твоему отдам я землю эту, ...ибо всю землю,которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему НАВЕКИ» (Быт12:67 ; 13:15).
Обещания земли, которой потомки Авраама будут владеть вечно, являются ключом к пониманию дальнейших событий.
1.3. Почему Господь избрал землю Ханаанскую как Обетование евреям?
Почему Бог обещал (и отдал) евреям Землю Ханаанскую? И почему именно евреям? И почему отнял ее у ханаанеев? И за что именно наказал Он этот народ? И кто они такие – эти ханаанеи?
Мифическая история Ханаана связана с повествованием о Каине, сыне Адама, братоубийце, который бежал от гнева Бога в страну Нод. Ханаанеянами называли себя древние финикийцы, а свою страну -Ханааном;«Финикийцами» же их именовали греки.
Самоназвание этнической группы обычно связано с именем предка. Этим предком ханаанеев считается «Хна» (форма имени Ханаан) — Каин, получивший позже имя Финика, т.е. сами ханаанеи произвели свое название от имени Хна-Каина.
Согласно Библии, Ной в наказание за недостойное поведение изрёк проклятье, согласно которому отдавал потомков своего внука Ханаана в подчинение потомкам своих сыновей Сима и Иафета.
Евреи ведут свою родословную от Сифа, сына Адама и Евы, рожденного после гибели Авеля и бегства Каина, через Ноя и Сима- людей праведных. Кара Божья неизбежно, рано или поздно, настигает нечестивца или его потомков , и от Его гнева не укрыться ни в «стране Нод», ни в «Ханаанской земле». Бог воздает каждому по делам его.
Согласно Библейской истории,Бог ,призвав Авраама идти в Землю Обетованную, заключил с ним завет и пообещал дать в вечное пользование Земли Ханаана, которые в то время были заселены потомками Хама. При этом в Библии особо выделялись своей нечестивостью семь ханаанских племён, которые являлись главными раздражителями для Бога Яхве. По Иисусу Навину (3:10), это ханаане;и (собирательное), хе;тты, хивве;и, периззе;и (ферезеи), гиргаши, аморе;и, евусе;и.
В восемнадцатой главе книги Левит подробно описаны причины, по которым Бог принял решение уничтожить эти семь Ханаанских народов : «Все, чего гнушается Господь, что Он ненавидит, делали они божествам своим; ведь даже сыновей своих и дочерей своих сжигают они на огне божествам своим» . Ни один языческий народ не вызвал такого осуждения Богом изуверского характера этого культа, как семь племен из населяющих землю Ханаанa. Эти народцы по решению Бога должны были быть уничтожены- не за поклонение ложным богам, а за садистский характер своего поклонения. Эти семь народов Ханаана, которые жили тут до прихода евреев , по сравнению с другими идолопоклонниками ( а в то время все народы были ими), отличались особым рвением в служении идолам, и когда виртуальная "мера" их беззакония была переполнена, тогда и начались "священные войны" Господа, Который заявил евреям, избранным Им для этой цели — изгнания из святой земли семи народов и заселения этой обетованной земли:
«Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего..."(Втор. 9:5-6).
1.4.Ханаанские войны - священные войны Господа
Итак, Земля Ханаанская была предопределена самим Господом для владения сынами Израиля. Это была прекрасная Земля, «текущая молоком и медом», и предназначалась она для «исправления мира», чтобы вывести все человечество к Единому Богу. Все народы от этой работы оказались, и только Авраам и его потомки добровольно ее приняли.
В книге Премудрости говорится о неистребимой порочности племен и предстоящем завоевании евреями Земли Обетованной :«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, – Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих......Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала» (Прем. 12:3-13).
Обещая предать в руки Израиля жителей сей земли ,Бог предупреждает народ:"не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью» (Исход 23:31-33).
Израиль должен был познать, что подлежащие уничтожению языческие народы не только представляют собой по отношению к Израилю враждебную политическую силу, но что язычество по самой своей сущности враждебно Богу , и потому у Израиля не только не должно быть никакого общения с язычеством, но он даже не может терпеть самого его присутствия на одной и той же земле.
Бог объявил священную войну приверженцам развратных и изуверских культов, проживающим в непосредственной близости от еврейского народа, поскольку этот народ должен сохранить себя нравственно чистым, чтобы в нём мог родиться Мессия.
Жестокий характер войны, рассчитанной на полное истребление Ханаанских идолопоклонников на Земле Обетованной, не распространяется традицией ни на какие другие войны. Во всех других случаях истребление мирного населения признается преступлением.
Главный компонент "священной войны" Господа- наложение "заклятия" на людей и имущество противника.Когда требования Господа соблюдать заклятия не выполнялись, последствия были катастрофическими, о чём известно из Библии, например, из истории с Амаликом.
Наше"гуманитарное" сознание не может принять идею "заклятия", и поэтому комментаторы Писания говорят о проблеме " оправдания жестокости" и попытках "обелить" их исполнителей в истории Израиля будущими редакторами Библии. Утверждая подобное, они будто забывают о "богодухновенности" для верующих ВСЕГО Писания, о том, что этот священный текст не нуждается ни в их "осуждении", ни в "оправдании", и не надо брать на себя эту миссию — быть «святее Бога» вместо того, чтобы попытаться понять мифологическую историю «священных войн Господа» в БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ.
"Суд Божий" требовал истребления всех ханаанеев , которые подлежали "заклятию" не потому, что они не-евреи, а за свою мерзость и преступления.
Когда Бог повелевал Израилю истреблять его врагов, помимо прочего, Его ЦЕЛЬ была - помощь еврейскому народу осуществлять возложенную на него миссию – быть хранителем истинной веры, так как в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю. Таким образом, миссия Израиля, по замыслу Божьему, должна была благоприятно отразиться на всех народах вообще.
Целью Писания не является подробное описание всех мерзостей языческих народов,подлежащих устранению с Земли Обетованной, обстоятельное раскрытие, насколько они расчеловечились, насколько звероподобным был образ их повседневной жизни, но если бы это было описано детально, сомнений, что эти люди заслуженно претерпели наказание, было бы меньше.
Можно не замечать тактику "священных войн" Господа, но, очевидно, что стратегически действия Творца всегда приводят ко благу. Например, можно возмущаться как один человек безжалостно резал тело другого, а можно обратить внимание на выздоровевшего человека, которому сделали операцию по удалению злокачественной опухоли.
Можно ли считать, что массовое истребление палестинских аборигенов оказало какую-то пользу им самим? Поскольку считается, что жизнь продолжается и за гробом, загробная участь каждого человека зависит от степени его личной греховности (или праведности). Убийства нечестивцев, совершавшиеся по благословению Божьему, не позволили им впасть в ещё большие беззакония.
1.5. Противоречит ли приказ уничтожить семь народов сути Яхве?
Приказ убить всех хананеев потрясает именно тем, что он, на первый взгляд, противоречит сути Яхве, Бога Израиля, каким Он предстает в Священном Писании: Бога страждущих, справедливого и милостивого.
Нельзя читать ветхозаветных пророков, не ощущая глубокой заботы Бога о бедных, угнетенных, обездоленных, сиротах; Бог требует справедливых законов и правителей. Он буквально умоляет людей покаяться в своих неправедных путях, чтобы не осудить их: «говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33.11).
Он посылает пророка даже в языческий город Ниневию, жалея его жителей, «не умеющих отличить правой руки от левой» (Иона 4.11). В Пятикнижии записаны Десять заповедей – один из величайших древних моральных кодексов, сформировавший наше общество. Даже строгое «око за око и зуб за зуб» было не рецептом мести, а предписанием против чрезмерного наказания за любое преступление, которое способствовало сдерживанию насилия.
Когда Господь объявляет о своем намерении судить Содом и Гоморру за их грехи, Авраам смело спрашивает:
«Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? ...Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18.25).
Авраам постоянно снижает свою «цену», и каждый раз Бог идет навстречу без колебаний, заверяя Авраама, что, если в городе будет хотя бы десять праведников, Он не уничтожит его ради них.
Тогда что же творит Яхве, приказывая евреям уничтожить народы Ханаанские? Именно потому, что от Яхве ожидается справедливость и сострадание, бывает трудно понять эту историю: как Он может повелевать солдатам резать детей?!
Еще до иудейского рабства в Египте, Бог говорил Аврааму:
«Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет… в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15.13-16). Бог откладывает Свой суд над хананейскими племенами на 400 лет, потому что, возможно, для них еще не все потеряно. Бог Ветхого Завета долготерпелив; Он даже позволяет своему избранному народу томиться в рабстве в течение четырех столетий, прежде чем определяет, что настало время суда на ханаанейскими народами, и призывает народ Свой из Египта.
Из Книги Иисуса Навина мы узнаем, что племенам, которые жили в Ханаане, было известно об Исходе евреев из Египта, их грядущем приходе на Ханаанскую Землю и о решении Всевышнего отдать эту землю еврейскому народу. Перед началом военных действий евреи под предводительством Иисуса Навина предложили этим племенам две возможности «мирного урегулирования» проблемы: добровольно покинуть территорию или — остаться, но при условии, что они полностью откажутся от каких бы то ни было видов идолопоклонства . Одно из племен, населявших Ханаан, — Гаваон, согласилось остаться, пообещав выполнить поставленное евреями условие. Несмотря на то, что обещание они не выполнили и продолжали поклоняться идолам, их, поскольку с ними было заключено соглашение, все равно не трогали. Впоследствии их присутствие стало причиной многих неприятностей евреев.
К этому времени ханаанеи стали людьми настолько развращенными и жестокими, что по решению Господа, их нужно было только уничтожить, чтобы они не научили евреев « делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих» (Втор. 20.18). У Бога было достаточно моральных оснований для Своего суда над Ханааном, а иудеи были всего лишь орудием Его справедливости, точно так же, как столетия спустя Бог использовал языческие народы Ассирии и Вавилона, чтобы судить Израиль.
Противоречит ли приказ Бога в Библии уничтожить семь народов Ханаана Его Божественной сути? — Только Бог знает глубину развращения человеческого сердца, покаются ли такие люди вообще или будут творить мерзости с ещё большей ненасытностью. Когда Бог погубил мир Потопом, Он сказал: “… потому что помышления сердца человеческого – зло во всякое время.” (Быт. 6:5). Когда изучаешь все мерзости и зверства, совершённые когда-либо в истории человечества, приходится только удивляться, насколько жестокими и ограниченными могут быть люди,и как не правы те , которые считают для себя возможным обвинять в "жестокости" Бога , а не самих людей . Именно из-за любви и милости к людям , Он свершает Свой суд, дабы такие «расчеловечившиеся» народы не распространили свою развращённую культуру, чтобы из-за этого не пострадало большее количество людей, в том числе, — детей.
1.6.Но почему Бог не щадил и младенцев? Почему учил людей убивать?
Бог стирал с лица земли те народы, которые были духовно мертвы. Несколько дополнительных лет беззаконий только бы ухудшили нравственное состояние этих людей. Кем через пару десятков лет стали бы убитые младенцы? Такими же беззаконниками, какими были их матери и отцы, кои недавно сами были младенцами.
И все же наиболее сложным является объяснение требования истребления женщин и особенно- невинных детей.
Библейский автор рассказывает , как по требованию Яхве, израильтяне пошли войной на мадианитян и победили их: «И убили всех мужеского пола... А жен мадиамских и детей их сыны израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу» (Числа, 31:7—9). Но когда узнал о сделанном Моисей, он был недоволен: «И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны» (31:14). Что же, он оказался гуманней, чем возглавляемый им народ, и разгневался на него за учиненную им «массовую резню»? Нет, наоборот, он счел расправу недостаточно радикальной. «И сказал им Моисей:для чего вы оставинли в живых всех женщин?.. Убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (31:15—17). По библейскому сообщению, это приказание было неукоснительно выполнено. С точки зрения многих современных критиков ,
это было недопустимой жестокостью. Но,как повествует Тора, женщины Моава соблазняли евреев, чтобы принуждать их поклоняться идолам, и - в результате погибли 24 тысячи человек. Поэтому приказ в отношении моавитянок можно понять.
"Но какую опасность представляют младенцы? Зачем отнимать жизни невинных детей?" — постоянно звучит у критиков Бога : «Мы можем пытаться найти оправдание суду Божьему над людьми за их грехи: идолопоклонство, принесение своих детей в жертву и т. д. Но младенцы наравне с детьми в раннем возрасте не виновны в грехах, совершенных обществом. Как можно совместить повеление Бога убивать детей с учением о Его святости? Получается, что Моисей в отношении мадианитян поступил еще более жестоко, чем Ирод , который приказал убить всех младенцев мужеского пола до определенного возраста .По какой причине Моисей приказал убивать ВСЕХ детей мужского пола? они ничего плохого не сделали В чем их вина, что они достойны были смерти?»
-Господь, по воле которого действовал Моисей,вероятно, провидел, что, когда вырастут, эти дети станут опасными для Израиля и перевоспитать их у евреев уже не было возможности.Поэтому можно сказать, что в данном контексте такой ребенок — «бомба замедленного действия». Конечно же, возникает вопрос: нельзя ли исправить ситуацию, если взять грудного младенца и воспитать его с верой в Единого Творца? Тогда, выходит, убивать его — не следует?
- Но Только Всевышний знает, кем станет каждый конкретный ребенок, когда вырастет. И если Творец мира сказал, что уничтожить надо всех, включая даже грудных детей — значит, Он видел, что они в дальнейшем пойдут по стопам своих отцов.
Только Творец мира может дать такое указание, ибо Он не ограничен временными рамками и «видит» в целом картину мира , которая не разделена для Него на прошлое, настоящее и будущее, Он знает, что случится с Его творениями, пусть даже и через тысячу и более лет.
Для многих проблема не в том, что Бог уничтожил хананеев, но в том, что Он приказал людям-иудеям расправиться с ними. Разве это не похоже на приказ совершить убийство?
- Нет, это не так. В силу Божьего повеления это действие было морально обязательным для иудеев, хотя, если бы они предприняли его по своей инициативе, то это было бы убийством. Бог «имеет право» приказать совершить действие, которое в отсутствие такового приказа было бы грехом, но в силу этого приказа является морально обязательным.
Не люди, не Моисей, не израильские судьи совершают казнь нечестивых – это делает лично Господь, а люди являются лишь орудиями его промысла, инструментами в его руках, не более того. В этом смысле нет никакой разницы между истреблением Ханаанских народов, Потопом, Содомом и Гоморрой, Иерихоном, Ананией и Сапфирой или Армагеддоном. Бог может осуществлять свои суды лично, а может поручать их выполнение ангелам или людям.Истребление ханаанских нечестивых народов было поручено людям на земле. Значит, Бог решил, что люди в состоянии справиться с этой задачей. Они убивали не по своей прихоти, а по решению Всемогущего Бога, которое было обязательным и не подлежало обсуждению. Это была важная священная миссия. Именно поэтому все войны израильского народа были священными и богоугодными, в отличие от любой современной войны.
Что же касается вопроса , сформулированного в начале : "Как Библия может предлагать некоторых персонажей, совершавших неблаговидные поступки, в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?", - далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Для библейских авторов важно показать, что подвиг веры и доверия Богу этих людей совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле. Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером должны служить не нравы того времени и не личные грехи этих людей, а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.
Продолж.след.
Свидетельство о публикации №225070901743
--------
Это рассуждение раба. Да, раб оправдает любое преступление хозяина, и сам беспрекословно убьёт, не чувствуя вины, но даже раб всегда понимает то, что убивать без всяких доказанных причин - нельзя.
А свободный и порядочный человек осудит бессмысленные убийства, даже если ему будут доказывать, что через 10 лет этот неубитый человек убьёт десятерых...
Виктор Гаврилов Степ 11.07.2025 17:05 Заявить о нарушении
"Это рассуждение раба. Да, раб оправдает любое преступление хозяина, и сам беспрекословно убьёт, не чувствуя вины, но даже раб всегда понимает то, что убивать без всяких доказанных причин - нельзя.А свободный и порядочный человек осудит бессмысленные убийства.."
Я совершенно с Вами согласен, ЕСЛИ.. если смотреть на эти невероятно далекие от нашего времени "события" - глазами современного человека с его представлениями о нравственности и т.д.
Но если мы вспомним, какие чудовищные вещи происходили за тысячелетия после ВЗ,
да происходят и сейчас,без "повелений Яхве" , мы увидим, что в своей жестокости люди не уступают ТЕМ, а если вспомним войны с массовыми жертвами мирного населения и пытки - не только далекой инквизиции, но не редко применяемые и в наше время, израильтяне и их Бог могут показаться даже весьма "положительными персонажам"...
Вам не кажется, что жестокость нашего просвещенного века не уступает ТОЙ, мифологической, библейской жестокости?
С уважением,
Игорь Лощинин 11.07.2025 18:41 Заявить о нарушении
но Бог, в понимании людей, должен быть идеален в любом смысле!
Бог не может творить зло и несправедливость, а иначе он - дьявол!
Если читая Ветхий завет мы будем знать что Бог - это дьявол, тогда
всё становится логично, и его убийства, и потоп, и подстрекательство,
и ложь, и захватнические войны и т.д.
Кому нужен Бог который ведёт себя как дьявол?
Виктор Гаврилов Степ 12.07.2025 04:24 Заявить о нарушении
Ап.Павел немного перефразирует эти слова: " Изделие ли скажет сделавшему его: Зачем ты меня сделал?..."(Рим 9:20). Человек верующий не должен не только "осуждать" Бога,но даже пытаться спорить с Ним и проникнуть в Его мысли: "Мои мысли-не ваши мысли, ни ваши пути-мои пути" ( Ис 55:8).
Но если Вы атеист, конечно, эти слова могут ничего для вас не значить, и Вы вполе можете считать Бога сатаной , изувером, и т.п., тем более, что для атеиста Бог вообще не существует ( как, кстати, и сатана)..
( замечу, что я сам не являясь верующим, уважаю их Веру и стремлюсь понять сложные места Писания , прочитав их "глазами христианина" )
С уважением,
Игорь Лощинин 12.07.2025 12:22 Заявить о нарушении
то, оказывается, что оно учит только плохому!
Виктор Гаврилов Степ 12.07.2025 15:38 Заявить о нарушении