Борьба с коррупцией или очередные игры?

               

                «Кто способен извлекать корысть из
                общественных дел, способен и на
                окрадывание могил».
                Плутарх




                Одна из самых обсуждаемых тем последних десяти дней в общественном пространстве Казахстана, это решение Президента К. Токаева о передаче функций по борьбе с коррупцией в Комитет национальной безопасности, то есть фактическая ликвидация самостоятельного правоохранительного органа, имевшего среди обычных граждан страны очень сомнительную репутацию. По моему, это фактическое признание, что все предыдущие годы борьбы были «псу под хвост». Хорошо, если это так, ибо признание этого, может стать началом анализа болезни, его правильной диагностики и выстраивания методологии борьбы с нею. Результатом многолетней борьбы этого органа с коррупцией стала эволюция коррупции из всего лишь фактора экономической жизни в тотальную, всеобъемлющую реальность жизни государственного аппарата и бизнеса. С которой практически смирились все, начиная от власти, которая должна с ней бороться и народом, молчаливо принявшим правила игры. А ведь прав был мыслитель древности Плутарх, при всей внешней «благочестивости» любого коррупционера, что со стороны берущего, что со стороны дающего, они способны на самые низменные вещи. Неожиданно возник такой психологический образ среднестатистического коррупционера: сидит такой  сальномордатый, самодовольный, довольно пышнотелый с жадными глазами – руководитель учреждения и принимает конвертик у женщины, которая пришла устроиться на работу в качестве уборщицы, чтобы хоть как-то пополнить семейный бюджет. Именно так они все (коррупционеры)  начинали, не сразу они стали крупными, стильно одетыми, манерными, медийными лицами, которые мелькают на экранах ТВ и социальных сетях. Они начинали, казалось с малого, на самом деле с катастрофического падения, ведь этот образ вызывает только одно - отвращение, мерзость. Вот это то и имел в виду великий мыслитель и философ. И сколько бы они не пытались «отмолить», помогая различной благотворительностью на сотни миллионов, они «пакость» этого государства, этой земли. Легко дарить миллионы, обгладав народ на миллиарды. Джозеф Фок, американский публицист сказал: «Плохих политиков коррумпируют хорошие бизнесмены», какая тонкая и в тоже время горькая ирония, а ведь мы до сих пор «поём им осанну», ах, какой бизнесмен, подарил то-то, пятьсот квартир, сто  квартир и так далее и тому подобное. Ведь это из разряда того, что мы говорим о каком-то коррупционере, который берёт мзду: «б;нін несі бар?»(что в этом такого?), мы его оправдали и теперь мы вешаем на его грудь государственные награды, мы делаем его образцом для подражания, кумиром подрастающего поколения. В Южной Корее двух президентов, создателей корейского экономического чуда, посадили надолго в тюрьму за коррупцию, они не могут быть примером для страны и народа, а мы готовы «лизать ж…», как сказал философ «окрадывающим могилы», они же уничтожают наше подрастающее поколение, убивая его нравственно. В Казахстане подавляющее большинство бизнеса растёт и вскармливается, я не говорю о малом и ниже среднего бизнесе, на государственных подрядах, на наших с вами общих деньгах. И не для кого ни секрет, что бизнес компенсирует все свои затраты за счёт нас потребителей. И поэтому мы строим за миллиарды то, что можно построить за миллионы, разве схема как то изменилась? Разве перестали платить откаты? Вы думаете, что дающие и берущие не понимают, что они делают? Да бога ради, «не тошните мне на нервы», они гордятся тем, что делают, они  и их отпрыски считают это достоинством и благосклонно получают в довесок ко всему госнаграды и наше умиление их «достоинствами», они не против этого, раз мы такие «тупые»! Это сказано было до меня, это есть в святых Книгах, написанных за тысячи лет назад: «Дающий взятку и берущий взятку оба они окажутся в адском пламени» - это из сборника «Сады благонравных имама Ан–Навави» (хадис пророка Мухаммада). Вы взгляните на наших верующих людей, на наших имамов и мулл, они каким-то образом осуждали или осуждают коррупционеров, как этого требует Всевышний? Вот то-то и оно, чего же им (коррупционерам) не чувствовать себя хорошо в нашей общественной среде! Более того, они понастроили мечетей и храмов, почему бы их не восхвалить? А ведь за этим кроются глубинные, нравственно – моральные аспекты, это ведь развращает души людей, разве неправда? Я задаю эти вопросы не только себе, но и вам, дорогие читатели, разве мы сможем на таком фундаменте построить настоящую государственность и вырастить поколение настоящих патриотов своей страны. Ведь мы изменили параметры ценностей и все наши высокие слова, с самых высоких трибун разбиваются в прах, поскольку не совмещаются с объективной реальностью жизни. Более того, молодёжь, которая «приходит» к Богу, пытаясь найти ответы, находит «то же самое» и продолжает жить в лицемерии или делает вид, поскольку не обретя истины, уходит в радикальные течения и секты и ждёт своего часа. Истинность моих слов легко проверить, если посетить пятничные намазы и пообщаться с «бородатыми намазханами». Очень организованная, сплочённая и «идеологически» нацеленная категория людей, понимающая чего они хотят. Их уже не единицы или десятки, их сотни тысяч по всей стране. Джулиана Вильсон, мастер афоризмов сказала и с ней невозможно не согласиться: «В пронизанном лицемерьем обществе всё переворачивается с ног на голову!». Так и шагаем в светлое будущее, не понимая, что дорога ведёт в тупик. Не верите? Оглянитесь, мы уже прошагали с одним ведомым более тридцати лет и вдруг неожиданно поняли это. Но наше внезапное общее озарение, захлебнулось кровью Кантара, и мы вновь пошли на тропу лицемерия, вверив страну в руки очередных коррупционеров. Но вот Президент хочет поменять вектор движения, хочет ли, сможет ли, это вопрос? Но я стараюсь быть объективным, поскольку это его первый реальный шаг в этом направлении, опять же вопрос, будут ли логически вытекающие – следующие? Мне очень хочется верить, я бы всем сердцем поддержал, у нас, у страны, у народа катастрофически мало времени, чем дольше будет длиться нынешнее положение вещей, тем кровавее будет развязка. Не знаю, это интуиция мне подсказывает, возможно, я ошибаюсь, пусть будет так, что я ошибаюсь, но в предыдущих случаях интуиция не обманывала. Сейчас «революционными» в самом плохом понимании смысла этого слова стали все, от стариков до малолетних подростков. Потому что все устали ждать, как поётся в песне Виктора Цоя: «Перемен – требуют наши сердца. Перемен – требуют наши глаза. В нашем смехе и в наших слезах, в пульсации вен: Перемен! Мы ждём перемен». Не знаю, аналитические отделы администрации Президента изучают ли ситуацию, знают ли истинное положение вещей, говорят ли об этом руководителю государства? Если не идиоты, то должны знать и не молчать. Ещё одна большая кровь будет фатальной для государства и ничто не спасёт ситуацию, если не предпринимать упредительные шаги. Причём искренние и честные, созвучные чаяниям людей.
                Примеров в истории человечества, когда тотальная коррупция приводила к падению великих государств достаточно. Карфаген пал от ударов Римской империи в первую очередь из за внутренних проблем, хотя был богатым, процветающим государством. Византийская империя, блиставшая богатством и культурой, стала в первую очередь жертвой беспрецедентной коррупции и лицемерия общества, Российская империя, одна из мощнейших государств того времени, привела себя к краю пропасти в результате развращённости государственного аппарата и лицемерия, царившего в обществе. Думаете, нас минует чаша сия, глубоко ошибаетесь. Это системные вещи, которые неумолимо и безжалостно приведут любое государство, каким бы оно крепким не казалось, к печальному исходу. Глубинные механизмы уже запущены и если не диагностировать болезнь и не лечить её, мы пожнём то, что посеяли. В одном из материалов, не помню в каком, я уже писал на эту тему. Чтобы обуздать тотальную коррупцию, необходимы неординарные меры, я не говорю о том, что нужно расстреливать их как в Китае, тут нужен более тонкий подход. Необходимо, чтобы коррупционные действия осуждались и не принимались на уровне семьи, родственников, друзей и соседей. А как к этому прийти? Это широкий комплекс мер, который в конечном итоге даст необходимый результат. Если в каждом микрорайоне, в каждом селе, посёлке, городе будет «доска почёта» коррупционеров и последствия «красивой жизни» будут влиять непосредственным образом на жизнь отпрысков и близких родственников мздоимцев, это будет действовать покруче расстрельной статьи в уголовном кодексе. Ведь ни кому в голову не придёт оправдывать близкого человека, если он совершит преступление против детей, подростков и т.д. По уровню неприятия преступлений обществом коррупционные деяния должны быть наравне с самыми тяжкими, мы должны так воспитывать детей, начиная с детского сада. Фактически уровень коррупции это главный индикатор справедливости общества и государства. И именно несправедливое общество приводит к тому, что возмущения отдельных индивидов сливается с гневом большинства и порождает различные формы террора одной части общества против другой. Вспомните, террор сикариев в Иудее, ассасинов на  Ближнем Востоке, террор якобинцев во Франции, террор Кромвеля в Англии, «красный» террор большевиков, «белый» террор белогвардейцев. При всех различиях главной причиной была несправедливость, существовавшая в том или ином государстве. В этой связи будет нелишним экскурс в историю Казахского ханства, связанный с судом биев. Суд биев получил своё развитие в период правление хана Тауке – это семнадцатый век. Именно при хане Тауке существовал Высший совет биев, как постоянно действовавший совещательный орган, выполнявший не только судебную функцию, но и законодательную. За всю историю ханства не существуют фактов коррупции в среде биев, бии не назначались ханской властью, они избирались народом. При этом получить звание бия могли только те, кто заслужил уважение народа, обладал широкими познаниями, в совершенстве владел ораторским мастерством. Бии не могли бы исполнять свои функции, не владея в достаточной степени историей своего народа, его обычаями и традициями, знаниями в области Степного адата и народного фольклора. Кроме того, были необходимы знания жузового и родового состава казахского народа. Всё начинало меняться в XVIII – XIX веке, когда царская администрация изменила систему и ввела принцип назначения биев. Когда повсеместно начали внедрять вместо законов Степного адата, принципы исламского права (шариата). При этом активно использовали взращённых царской администрацией татарских мулл. Ислам более радикального толка, чем тот который был адаптирован и принят в Казахском ханстве начал заменять тысячелетиями выработанный, традиционный закон кочевников. С этого началось главенство «нового права», основными спутниками которого стали коррупционные составляющие. Восстание под предводительством Срыма Датова тому яркое доказательство, его триггером стала вопиющая несправедливость новой судебной системы внедряемой царской администрацией и замена обычного права кочевого народа на «исламский шариат» татарских мулл и миссионеров, направляемых царской администрацией. Период светского права во времена Советского Союза в некоторой степени вернул народу веру в справедливость, особенно после смерти в 1953 году И.Сталина и его апогеем  стало участие в судебных процессах народных представителей. Но всё это в последующем было выхолощено и низведено до уровня простой формальности благодаря советской бюрократии. Период правления Н.Назарбаева разбил все мечты казахского народа о справедливом обществе и верховенстве права. Об этом даже не стоит говорить, это знают все, от мала до велика. Была создана система – закрытая, со строгой иерархией, с телефонным правом, система, заточенная на корпоративную солидарность и круговую поруку, система, где главный инструмент - деньги, деньги и очень большие деньги. Нет, нет она решает справедливо тысячи мелких дел текущей бытовой жизни, которые раньше казахи решали просто без всяких судебных тяжб, там нет главного корма для системы, там нет больших денег. Смог ли изменить систему второй Президент К. Токаев? Каждый ответит сам на этот вопрос, по моему мнению, он ещё ею не занимался, что-то мешает ему взяться за неё, всё руки не доходят или…  Эту систему нужно менять, чтобы искоренить главное, что её питает. Как мне думается, здесь важна не степень образованности судей, а их морально-нравственные принципы и их семей (родителей и детей) и полная информационная открытость их финансово-экономического состояния. Честные и нравственные люди легко пойдут на такие жёсткие условия, им нечего скрывать, а иным это, как нож к горлу. Поэтому вопрос классика: «А судьи кто?» имеет принципиальное значение и ответ на него был дан ещё нашими предками, когда настоящие Бии были честью и совестью народа.
                Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, необходимо отметить, что Президент заявил о своей цели – строительство нового, справедливого Казахстана. Цель – есть, как же её достичь? Мне бы хотелось, чтобы его первый шаг на этом пути продолжился и вторым кардинально необходимым, настоящей судебной реформой, повторяю настоящей. В этой связи хотел бы привести текст из знаменитой книги Никколо Макиавелли «Государь»:  «Моисей не убедил бы народ Израиля следовать за собой, дабы выйти из неволи, если бы не застал его в Египте в рабстве и угнетении у египтян. Ромул не стал бы царём Рима и основателем государства, если не был по рождению брошен на произвол судьбы и если бы Альба не оказалась для него слишком тесной. Кир не достиг бы такого величия, если бы к тому времени персы не были бы озлоблены господством мидян, а мидяне – расслаблены и изнежены от  долгого мира. Тезей не мог бы проявить свою доблесть, если бы не застал афинян живущими обособленно друг от друга. Итак, каждому из этих людей выпал счастливый случай, но только их выдающаяся доблесть позволила им раскрыть смысл случая, благодаря чему отечества их прославились и обрели счастье… К столь высоким примерам я хотел бы присовокупить пример более скромный, однако же сопоставимый, и думаю, что его здесь достаточно. Я говорю о Гиероне Сиракузском, из частного лица он стал царём Сиракуз, хотя судьба не подарила его ничем, кроме благоприятного случая… Он упразднил старое ополчение и набрал новое, расторг старые союзы и заключил новые. А на таком фундаменте, как собственное войско и собственные союзники, он мог воздвигнуть любое здание. Так ему великих трудов стоило завоевать власть и малых - её удержать».
               Когда-то провидение, счастливый случай, ведь выбор Н.Назарбаева мог бы быть иным, привёл Вас к высшей власти в стране, я бы хотел надеяться, что Вы найдёте в себе силы и доблесть,  чтобы поступить как те правители, о которых говорил Н. Макиавелли. По моему мнению, первый шаг вы сделали, упразднив  одиозное антикоррупционное ведомство, всё в ваших руках. Народ поймёт и поддержит, если вы найдёте в себе силы продолжить этот путь. Вам нужно «собственное войско» и союзники, новые союзы и сторонники, чтобы вернуть веру народа в справедливость и это главное, остальное начнёт меняться буквально на глазах, со «старыми» путь в тупик…
               


Рецензии
Увы, коррупция неистребима!

Василий Рябов Слабов   09.07.2025 10:57     Заявить о нарушении
Как человечество, которое всемирный потоп не потопил?
Стоило ли сохранять Ноя, если его потомки грешнее тех, которых потопили?

Надежда Шевцова   09.07.2025 11:56   Заявить о нарушении