О меньшем в Царствии Небесном

                Обращаясь к ученикам, Христос сказал про Иоанна Крестителя: «Истинно говорю вам из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11.). Нам предстоит разобраться, что имел ввиду Спаситель. Почему Иоанн больший из всех пророков, и кто такой «меньший» в Царствии Небесном? Не выяснив это, мы не сможем понять смысл слов Христа. Рассуждая об этом, преподобный Исидор Пелусиот писал: «Иоанн болий в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой матерней утробе и, сам скрываясь во тьме, узнал пришедший Свет. А больший из пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и Пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти». Иоанн Предтеча был последним ветхозаветным пророком. До него было множество великих мужей таких как Исайя, Иеремия, Иезекиль,  Давид, Михей, Осия, которые предсказывали о рождении Мессии и возвещали израильскому народу волю Божию.  Однако, всем им Господь предпочел Иоанна Крестителя. Почему? Очевидно, что ответ надо искать в Священном Писании. Все ветхозаветные пророки предсказывали приход Мессии, но никто из них, кроме Предтечи, не дожил до этого дня. Кроме того, они вещали, осененные Духом Святым, будучи в летах, а Иоанн Креститель пророчествовал о приходе Спасителя движением плода еще в утробе Елизаветы. Кроме того, Иоанн единственный из всех святых Ветхого Завета видел Спасителя, о Котором те предсказывали за 1000 лет. И не просто видел, но и крестил Его.
                Господь называет Предтечу большим из всех пророков, потому что его предшественники мечтали хотя бы увидеть Христа, а он удостоился славы крестить Сына Божьего. Почему же Господь сказал, что меньший в Царствии Небесном больше Иоанна? Царствие Небесное пришло со Христом и Евангелием. До Воплощения Ветхозаветная церковь хранила предание только о рае и аде.  Крестная смерть и Воскрешение Спасителя отверзла не только врата рая, но и Царствия Небесного, чего ранее Израиль не знал.  Несомненно, Царствие Небесное существенно отличается от рая. Об этом я говорил ранее в беседе на тему рая, Лона Авраамова и Царствия Небесного.  До воскрешения Христа оно было недоступно для людей, включая Иоанна, поскольку, во-первых, он не был крещен во имя Святой Троицы, а во-вторых, не знал учения о Царствии Божьем. Оба Царства также существенно отличаются друг от друга, хотя онтологически тесно связаны между собой, о чем я также говорил ранее. Однако, позволю себе кратко напомнить суть отличия между ними. Царство Небесное – это учение о будущей жизни и посмертной участи души (эсхатология), с одной стороны, а с другой – место блаженства праведников. Царство Божие – часть учения Церкви о спасении (сотериология). Первое дает знание о жизни будущего века, а второе – о путях спасения на земле. Поэтому Царство Божие доступно любому из живущих, а Небесное – только заслужившим его праведностью после смерти.
                Теперь необходимо выяснить кто такой "меньший" в Царствии Небесном? Очевидно, что таковым может быть только тот, кто в нем находится. Поскольку Христос сказал, что "В дому Отца Моего обители суть многи" (Ин.14:2), то становится очевидным, что каждый сподобившийся получает свое место в Царствии Небесном, исходя из личных заслуг и духовного сокровища, который он собрал при жизни. Однако, в любом случае все, кто достигают Царствия Небесного равны между собой возможностью лицезреть Бога и восхвалять Его, пребывая в вечном и едином блаженстве. А «меньшим» в Царствии Небесном Христос называет того, кто сподобился святости только в силу крещения и оправдания на Страшном Суде. Все остальные чины преподобных, мучеников, святителей, равноапостольных и других стоят несравненно выше. Их Господь не упоминает в беседе с учениками Иоанна, поскольку святых в Новозаветной Церкви еще не было. Их время наступит позже. Как известно, со Христом были  распяты два разбойника: один злой, другой благочестивый, который на кресте исповедовал Иисуса Господом и сказал: «Помяни, меня, Господи, во Царствии Своем». (Лк.23:42). Значит благочестивый разбойник слышал учение Христа о Царстве Божьем. А что ответил Спаситель? Он ему просимое не дал, но пообещал: «Днесь будеши со мною в раи». (Лк. 23:43). Этими словами Иисус провел грань между раем и Царствием Небесным, в которое разбойник не мог войти, ибо его врата оставались закрытыми до прославления Спасителя. В беседе с Никодимом Иисус повторяет: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ин.3:3). Другими словами, разбойник «не родился свыше», то есть не был крещен, и поэтому не мог «увидеть» Царствия Божия, то есть познать учение Христа.
                Есть мнение некоторых отцов, что разбойник крестился кровью, пролитой на кресте. Это верно, но она была крещением в покаяние Иоанна Предтечи, а не «рождением свыше». Ибо, повторюсь, никто не мог войти в Царство Небесное раньше воскресшего Сына Человеческого.                Рай был открыт искупительным подвигом Христа, и благочестивый злодей его сподобился за веру и раскаяние. Поэтому, Спаситель и говорит ему, что в Царствие Небесное ты войти не можешь, а в раю – будешь, как исповедовавший Меня, покаявшийся и, омывший свои грехи кровью на кресте рядом со Мной. Этим Господь показывает, что спасение дается не по заслугам человека, а исключительно по милости Божьей, ибо никто не может оправдаться своими благими делами, как бы велики они не были. Все они и в малой доле не могут искупить множество грехов человека, о чем свидетельствует Пророк Исайя: «Правды наша - яко порт жены блудницы». (Ис. 64:6). На примере разбойника Сын Божий показывает, что Он спасает того, кто Его любит не на словах, а на деле, то есть верой и покаянием. Но почему же Христос ставит меньшего в Царствии Небесном выше Иоанна Предтечи?       
                Очевидно потому, что, во-первых, Иоанн Креститель, как не крещенный, не сподобился даров Святого Духа, сходящих в таинстве, а во-вторых, всякий, пребывающий в Царстве Небесном, лицезрит Бога и разделяет блаженство праведников, что ветхозаветным людям было недоступно. А всякий знающий и видевший Бога, – несомненно выше не видевших и не знающих Его. Крещение Иоанна было добром по естеству или по Закону Ветхого Завета, поскольку он явился: «крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4). Оно заменяло ветхозаветную жертву за грех, но не приближало к Богу. Поэтому Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Предтеча крестил во оставление грехов, а Христос заповедал Таинство, открывающее врата Царства Небесного и уподобляющее грешника сыну Божьему. Поэтому крещение Иоанна – добро по Закону Моисея, а Христово – по Евангелию.  Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Добро должно быть не только по естеству, но и по Евангелию», то есть должно нести в  себе любовь не к человеку, а к Богу. В основе Евангельского закона лежит вера во Христа и исполнение заповедей. Вера истинная, глубокая, исходящая из самих глубин омытого святым крещением,  сердца. Дар веры – это дар Святого Духа, который без этого Таинства  не может раскрыться в душе, поскольку падший человек не очищен от первородного греха.
                Однако, Иоанн не мог «родиться вновь», принять «баню пакибытия», потому что Иисус еще ходил по земле; не было крестной смерти и пролития Его Святой Крови, искупляющей грехи мира. Но, поскольку Предтеча любил Бога, вел подвижнический образ жизни, исполнял Закон и призывал народ к тому же, то за чистоту и праведность он получил дар крестить Сына Человеческого, чего не сподобился никто со времен Адама и Евы. Поэтому Христос называет его большим среди людей. Будучи пророком, Иоанн Предтеча оставался большим среди людей, но все же человеком, лишенным благодати нового рождения. В темнице его не оставляли сомнения: Иисус – обещанный Мессия или нет? По-человечески его понять можно. Он был уверен, что в Иордане ему явился обетованный пророками Царь Израильский – спаситель народа, а значит  и теперь все должно в Иудее изменится к лучшему. Должно прийти освобождение и слава богоизбранного народа, угнетаемого Римом. А в итоге, он, креститель Христов, брошен в тюрьму Иродом, терпит лишения и страдания, зло торжествует и ничего не происходит. И это несмотря на то, что Иоанн слышал с небес глас Отца, видел сходящего Духа и прикасался к Сыну в день Богоявления. Тем не менее, Креститель посылает ко Христу своих учеников спросить: «Ты, ли Мессия или нам ждать кого другого?» (Мф. 11:13). В ответ Господь велит ученикам Иоанна, пойти и рассказать ему как слепые прозревают, прокаженные очищаются, хромые ходят, мертвые воскресают.  А затем Иисус добавляет: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!» (Лк.7:20). Это уже было напрямую адресовано Иоанну и не для того, чтобы осудить, а чтобы укрепить в страданиях.
                У Крестителя было и время, и свидетельства людей, и Писание, чтобы убедиться, что Иисус истинный Бог и Спаситель, обетованный Миссия, но несмотря на это, он все же сомневался в Нем. В отличие от Иоанна, разбойник, который Христа не крестил, свидетелем Его чудес не был, пророков  и Писание не знал, в одно мгновение, осененный благодатью Духа, уверовал и исповедовал Христа как Бога. Представляется, что именно это имел ввиду Святитель Игнатий Брянчанинов, когда писал: «Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова». Предтеча сомневался, когда Иисус жил среди людей и творил чудеса, возможные только Богу, а разбойник исповедовал Христа Господом, когда Тот был пригвожден к кресту и умирал, являя немощь человека, а не могущество Божие. Представляется, что именно поэтому Иисус передал Иоанну: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!». И первым блаженным оказался благочестивый разбойник, а не Креститель Господень.  Можно предположить, что в этом кроется ответ на вопрос: почему меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Крестителя. Господь говорил: «Если не будете, как дети не войдете в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Дети – это самые меньшие. Вот разбойник и исповедовал Господа на кресте непосредственно как ребенок, чем отверз врата рая.
                Важно отметить, что в  Царствии Небесном нет, ни «больших», ни «меньших», поскольку там все едины во Господе и в любви Его. Там нет превозношения и уничижения. Таким образом, «меньший» в Царствии Небесном не тот, кто меньший по чину, а тот, кто пребывает в своем лике святых, согласно заслугам при жизни. Он, если можно так выразиться, меньший среди равных. Свои степени есть и в Ангельском мире, и среди угодников Божиих. Апостол Петр первым исповедовал Христа Сыном Божиим, но не мог войти в Царствие Небесное, поскольку тяжко согрешил, трижды отрекшись от Христа. И Господь его простил лишь после Воскресения, явившись ученикам во плоти. Позже, они почти все испугались ареста и рассеялись. Их вера была еще слаба, и будущие апостолы в глубине души сомневались: Иисус –  это Мессия или они ошиблись. Воспитанные в ветхозаветных традициях книжниками и фарисеями, они не понимали, как Бог мог позволить казнить Себя позорной смертью. Этому противился их неокрепший разум и ветхозаветные представления о Яхве. 
                Некоторые богословы считают, что Иоанн не мог сомневаться в Иисусе как в Мессии, и  поэтому послал учеников ко Христу не для разрешения личных сомнений, а ради укрепления учеников в вере. С этим согласиться невозможно по следующим причинам. Никто из пророков не мог избежать искушения и сомнений, если их попускал Господь. Авраам испытывал ужас перед фараоном из-за Сарры (Быт.12:11), Исаак боялся Авимелеха из-за Ревекки (Быт.26:7), Иаков испугался и бежал от Исава (Быт.32:1), Моисей после убийства египтянина прятался у тестя Иофора (Исх.2:12), а затем усомнился в Боге, когда изводил воду из камня в пустыне; Илия – величайший из пророков, заключивший небеса, и, изведший огонь с неба, испугался язычницы Иезавели и бежал в пустыню (3Цар.19:1). Столп церкви, Первоверховный апостол Петр с первых до последних дней бывший с Иисусом, при первой же опасности трижды отрекся от Христа (Мф.26:69). Все эти искушения были попущены Богом, чтобы показать человеку, даже величайшему пророку, что он слаб и немощен и ни на что не способен без помощи Божьей. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». (2Кор. 12:9). Христос – Бог воплотившийся, испытывал страх и ужас в Гефсиманском саду как человек. Поэтому Иоанн, скорбящий в темнице, вполне мог проявить слабость и маловерие, усомнившись в Мессии.
                Более того, отказывающие Иоанну в сомнении и маловерии,  вольно или невольно, ставят человеческое естество Иоанна выше человечества Христа, Который испытывал ужас и трепет от предстоящей казни. Поэтому, утверждать, что Крестителю были чужды сомнения и страхи, значит лишать его человеческого достоинства, приписывать ему несуществующие качества полубога, грешить против истины и здравого смысла. Бог попустил Иоанну впасть в искушение и сомнения ради прославления Своего имени, ради спасения самого Предтечи и ради иудеев, чтобы они не стали почитать его за Бога и не ставили выше Христа. Человека без немощи и порока не бывает. Поэтому, где нет немощи, там и сила Божия не совершается. Где нет искушений, там нет и борьбы, а если нет борьбы, то нет побед и венцов.
                История Иоанна Крестителя наглядно свидетельствует о том, что даже величайшие пророки – это прежде всего грешные люди, которым свойственно ошибаться. Пророчество – это призвание Божие, которое не делает никого святым, а лишь обязывает нести слово Господне. В наше время пророчеством является всякое публичное наставление в вере. Еще преподобный Максим Исповедник в VII в., называл проповедь «пророчеством». Святыми пророки становятся, если несут служение в чистоте и истине, прославляя имя Божие и возвещая Его волю, а не свою. Для нас это имеет непреходящее значение в том смысле, что сказанное любым проповедником или священником, особенно известным, не есть истина в последней инстанции. Как немощный и грешный он может в любой момент пасть и ошибиться, поскольку жить и не грешить человек не может. Поэтому к проповеди даже самого уважаемого духовного лица нужно относится с рассудительностью, чтобы слово Божие не смешалось с измышлениями человеческими.


Рецензии