О меньшем в Царствии Небесном
Господь называет Предтечу большим из всех пророков, потому что его предшественники мечтали хотя бы увидеть Христа, а он удостоился славы крестить Сына Божьего. Почему же Господь сказал, что меньший в Царствии Небесном больше Иоанна? Царствие Небесное пришло со Христом и Евангелием. До Воплощения Ветхозаветная церковь хранила предание только о рае и аде. Крестная смерть и Воскрешение Спасителя отверзла не только врата рая, но и Царствия Небесного, чего ранее Израиль не знал. Несомненно, Царствие Небесное существенно отличается от рая. Об этом я говорил ранее в беседе на тему рая, Лона Авраамова и Царствия Небесного. До воскрешения Христа оно было недоступно для людей, включая Иоанна, поскольку, во-первых, он не был крещен во имя Святой Троицы, а во-вторых, не знал учения о Царствии Божьем. Оба Царства также существенно отличаются друг от друга, хотя онтологически тесно связаны между собой, о чем я также говорил ранее. Однако, позволю себе кратко напомнить суть отличия между ними. Царство Небесное – это учение о будущей жизни и посмертной участи души (эсхатология), с одной стороны, а с другой – место блаженства праведников. Царство Божие – часть учения Церкви о спасении (сотериология). Первое дает знание о жизни будущего века, а второе – о путях спасения на земле. Поэтому Царство Божие доступно любому из живущих, а Небесное – только заслужившим его праведностью после смерти.
Теперь необходимо выяснить кто такой "меньший" в Царствии Небесном? Очевидно, что таковым может быть только тот, кто в нем находится. Поскольку Христос сказал, что "В дому Отца Моего обители суть многи" (Ин.14:2), то становится очевидным, что каждый сподобившийся получает свое место в Царствии Небесном, исходя из личных заслуг и духовного сокровища, который он собрал при жизни. Однако, в любом случае все, кто достигают Царствия Небесного равны между собой возможностью лицезреть Бога и восхвалять Его, пребывая в вечном и едином блаженстве. А «меньшим» в Царствии Небесном Христос называет того, кто сподобился святости только в силу крещения и оправдания на Страшном Суде. Все остальные чины преподобных, мучеников, святителей, равноапостольных и других стоят несравненно выше. Их Господь не упоминает в беседе с учениками Иоанна, поскольку святых в Новозаветной Церкви еще не было. Их время наступит позже. Как известно, со Христом были распяты два разбойника: один злой, другой благочестивый, который на кресте исповедовал Иисуса Господом и сказал: «Помяни, меня, Господи, во Царствии Своем». (Лк.23:42). Значит благочестивый разбойник слышал учение Христа о Царстве Божьем. А что ответил Спаситель? Он ему просимое не дал, но пообещал: «Днесь будеши со мною в раи». (Лк. 23:43). Этими словами Иисус провел грань между раем и Царствием Небесным, в которое разбойник не мог войти, ибо его врата оставались закрытыми до прославления Спасителя. В беседе с Никодимом Иисус повторяет: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.» (Ин.3:3). Другими словами, разбойник «не родился свыше», то есть не был крещен, и поэтому не мог «увидеть» Царствия Божия, то есть познать учение Христа.
Есть мнение некоторых отцов, что разбойник крестился кровью, пролитой на кресте. Это верно, но она была крещением в покаяние Иоанна Предтечи, а не «рождением свыше». Ибо, повторюсь, никто не мог войти в Царство Небесное раньше воскресшего Сына Человеческого. Рай был открыт искупительным подвигом Христа, и благочестивый злодей его сподобился за веру и раскаяние. Поэтому, Спаситель и говорит ему, что в Царствие Небесное ты войти не можешь, а в раю – будешь, как исповедовавший Меня, покаявшийся и, омывший свои грехи кровью на кресте рядом со Мной. Этим Господь показывает, что спасение дается не по заслугам человека, а исключительно по милости Божьей, ибо никто не может оправдаться своими благими делами, как бы велики они не были. Все они и в малой доле не могут искупить множество грехов человека, о чем свидетельствует Пророк Исайя: «Правды наша - яко порт жены блудницы». (Ис. 64:6). На примере разбойника Сын Божий показывает, что Он спасает того, кто Его любит не на словах, а на деле, то есть верой и покаянием. Но почему же Христос ставит меньшего в Царствии Небесном выше Иоанна Предтечи?
Очевидно потому, что, во-первых, Иоанн Креститель, как не крещенный, не сподобился даров Святого Духа, сходящих в таинстве, а во-вторых, всякий, пребывающий в Царстве Небесном, лицезрит Бога и разделяет блаженство праведников, что ветхозаветным людям было недоступно. А всякий знающий и видевший Бога, – несомненно выше не видевших и не знающих Его. Крещение Иоанна было добром по естеству или по Закону Ветхого Завета, поскольку он явился: «крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк.1:4). Оно заменяло ветхозаветную жертву за грех, но не приближало к Богу. Поэтому Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Предтеча крестил во оставление грехов, а Христос заповедал Таинство, открывающее врата Царства Небесного и уподобляющее грешника сыну Божьему. Поэтому крещение Иоанна – добро по Закону Моисея, а Христово – по Евангелию. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Добро должно быть не только по естеству, но и по Евангелию», то есть должно нести в себе любовь не к человеку, а к Богу. В основе Евангельского закона лежит вера во Христа и исполнение заповедей. Вера истинная, глубокая, исходящая из самих глубин омытого святым крещением, сердца. Дар веры – это дар Святого Духа, который без этого Таинства не может раскрыться в душе, поскольку падший человек не очищен от первородного греха.
Однако, Иоанн не мог «родиться вновь», принять «баню пакибытия», потому что Иисус еще ходил по земле; не было крестной смерти и пролития Его Святой Крови, искупляющей грехи мира. Но, поскольку Предтеча любил Бога, вел подвижнический образ жизни, исполнял Закон и призывал народ к тому же, то за чистоту и праведность он получил дар крестить Сына Человеческого, чего не сподобился никто со времен Адама и Евы. Поэтому Христос называет его большим среди людей. Будучи пророком, Иоанн Предтеча оставался большим среди людей, но все же человеком, лишенным благодати нового рождения. В темнице его не оставляли сомнения: Иисус – обещанный Мессия или нет? По-человечески его понять можно. Он был уверен, что в Иордане ему явился обетованный пророками Царь Израильский – спаситель народа, а значит и теперь все должно в Иудее изменится к лучшему. Должно прийти освобождение и слава богоизбранного народа, угнетаемого Римом. А в итоге, он, креститель Христов, брошен в тюрьму Иродом, терпит лишения и страдания, зло торжествует и ничего не происходит. И это несмотря на то, что Иоанн слышал с небес глас Отца, видел сходящего Духа и прикасался к Сыну в день Богоявления. Тем не менее, Креститель посылает ко Христу своих учеников спросить: «Ты, ли Мессия или нам ждать кого другого?» (Мф. 11:13). В ответ Господь велит ученикам Иоанна, пойти и рассказать ему как слепые прозревают, прокаженные очищаются, хромые ходят, мертвые воскресают. А затем Иисус добавляет: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!» (Лк.7:20). Это уже было напрямую адресовано Иоанну и не для того, чтобы осудить, а чтобы укрепить в страданиях.
У Крестителя было и время, и свидетельства людей, и Писание, чтобы убедиться, что Иисус истинный Бог и Спаситель, обетованный Миссия, но несмотря на это, он все же сомневался в Нем. В отличие от Иоанна, разбойник, который Христа не крестил, свидетелем Его чудес не был, пророков и Писание не знал, в одно мгновение, осененный благодатью Духа, уверовал и исповедовал Христа как Бога. Представляется, что именно это имел ввиду Святитель Игнатий Брянчанинов, когда писал: «Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова». Предтеча сомневался, когда Иисус жил среди людей и творил чудеса, возможные только Богу, а разбойник исповедовал Христа Господом, когда Тот был пригвожден к кресту и умирал, являя немощь человека, а не могущество Божие. Представляется, что именно поэтому Иисус передал Иоанну: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!». И первым блаженным оказался благочестивый разбойник, а не Креститель Господень. Можно предположить, что в этом кроется ответ на вопрос: почему меньший в Царствии Небесном больше Иоанна Крестителя. Господь говорил: «Если не будете, как дети не войдете в Царствие Небесное» (Мф.18:3). Дети – это самые меньшие. Вот разбойник и исповедовал Господа на кресте непосредственно как ребенок, чем отверз врата рая.
Важно отметить, что в Царствии Небесном нет, ни «больших», ни «меньших», поскольку там все едины во Господе и в любви Его. Там нет превозношения и уничижения. Таким образом, «меньший» в Царствии Небесном не тот, кто меньший по чину, а тот, кто пребывает в своем лике святых, согласно заслугам при жизни. Он, если можно так выразиться, меньший среди равных. Свои степени есть и в Ангельском мире, и среди угодников Божиих. Апостол Петр первым исповедовал Христа Сыном Божиим, но не мог войти в Царствие Небесное, поскольку тяжко согрешил, трижды отрекшись от Христа. И Господь его простил лишь после Воскресения, явившись ученикам во плоти. Позже, они почти все испугались ареста и рассеялись. Их вера была еще слаба, и будущие апостолы в глубине души сомневались: Иисус – это Мессия или они ошиблись. Воспитанные в ветхозаветных традициях книжниками и фарисеями, они не понимали, как Бог мог позволить казнить Себя позорной смертью. Этому противился их неокрепший разум и ветхозаветные представления о Яхве.
Некоторые богословы считают, что Иоанн не мог сомневаться в Иисусе как в Мессии, и поэтому послал учеников ко Христу не для разрешения личных сомнений, а ради укрепления учеников в вере. С этим согласиться невозможно по следующим причинам. Никто из пророков не мог избежать искушения и сомнений, если их попускал Господь. Авраам испытывал ужас перед фараоном из-за Сарры (Быт.12:11), Исаак боялся Авимелеха из-за Ревекки (Быт.26:7), Иаков испугался и бежал от Исава (Быт.32:1), Моисей после убийства египтянина прятался у тестя Иофора (Исх.2:12), а затем усомнился в Боге, когда изводил воду из камня в пустыне; Илия – величайший из пророков, заключивший небеса, и, изведший огонь с неба, испугался язычницы Иезавели и бежал в пустыню (3Цар.19:1). Столп церкви, Первоверховный апостол Петр с первых до последних дней бывший с Иисусом, при первой же опасности трижды отрекся от Христа (Мф.26:69). Все эти искушения были попущены Богом, чтобы показать человеку, даже величайшему пророку, что он слаб и немощен и ни на что не способен без помощи Божьей. Господь сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». (2Кор. 12:9). Христос – Бог воплотившийся, испытывал страх и ужас в Гефсиманском саду как человек. Поэтому Иоанн, скорбящий в темнице, вполне мог проявить слабость и маловерие, усомнившись в Мессии.
Более того, отказывающие Иоанну в сомнении и маловерии, вольно или невольно, ставят человеческое естество Иоанна выше человечества Христа, Который испытывал ужас и трепет от предстоящей казни. Поэтому, утверждать, что Крестителю были чужды сомнения и страхи, значит лишать его человеческого достоинства, приписывать ему несуществующие качества полубога, грешить против истины и здравого смысла. Бог попустил Иоанну впасть в искушение и сомнения ради прославления Своего имени, ради спасения самого Предтечи и ради иудеев, чтобы они не стали почитать его за Бога и не ставили выше Христа. Человека без немощи и порока не бывает. Поэтому, где нет немощи, там и сила Божия не совершается. Где нет искушений, там нет и борьбы, а если нет борьбы, то нет побед и венцов.
История Иоанна Крестителя наглядно свидетельствует о том, что даже величайшие пророки – это прежде всего грешные люди, которым свойственно ошибаться. Пророчество – это призвание Божие, которое не делает никого святым, а лишь обязывает нести слово Господне. В наше время пророчеством является всякое публичное наставление в вере. Еще преподобный Максим Исповедник в VII в., называл проповедь «пророчеством». Святыми пророки становятся, если несут служение в чистоте и истине, прославляя имя Божие и возвещая Его волю, а не свою. Для нас это имеет непреходящее значение в том смысле, что сказанное любым проповедником или священником, особенно известным, не есть истина в последней инстанции. Как немощный и грешный он может в любой момент пасть и ошибиться, поскольку жить и не грешить человек не может. Поэтому к проповеди даже самого уважаемого духовного лица нужно относится с рассудительностью, чтобы слово Божие не смешалось с измышлениями человеческими.
Свидетельство о публикации №225070900397