Роман на языке тела

Эпиграф
"Иногда самое честное признание — это прикосновение, которое не просит ничего взамен." Неизвестный автор

Есть язык, которому не учат в школах. Он не звучит, у него нет алфавита и грамматики, но он бывает понятен без перевода. Этот язык не оставляет следов на бумаге или экране компютера, но навсегда сохраняется в теле. На нём невозможно солгать, потому что тело знает правду. Вместо времён, склонений, идиом — у него прикосновения, взгляды, ритмы, паузы и замирания.

Мы живём среди звуков, но самые важные разговоры порой случаются в тишине. Там, где не работают словари, начинается роман на языке тела. Он длится, пока мы живы.

Оглядываясь назад, я понимаю — спорт научил меня читать и говорить на этом языке. Баскетбол, волейбол, бокс, даже шахматы, в каждом виде была своя диалектика движений. Партнёр и соперник — не просто фигуры на поле, на ринге, за столом, а участники безмолвного диалога доверия, согласия и борьбы, отточенных годами тренировок или рождающихся в одно мгновениe синхронности aтака-защита... Пауза, взгляд, вздох — и ты уже знаешь, что будет дальше.

Но ещё больше, чем в спорте, тела разговаривают друг с другом в других видах человеческой активности, например, в танце, предсказывают, предвосхищают, ведут и следуют. Иногда в этом невербальном общении рождается нечто большее — история любви, жизни, дружбы, человечности или счастья.
Опустим из-за ограниченности места в повествовании вероятность того, что случается и наоборот. Многое из упомянутого выше, невозможно передать в обычной речи. Это область, где нет цели набрать очки, а есть задача выразить себя опредённым образом, особым языком действий.

Мой друг однажды записался на курсы танцев, где он познакомился с очаровательной партнёршей (другие туда, конечно же, не ходят). Тогда он и представить не мог, что шаг за шагом будет раскрываться что-то куда большее, чем просто движения.

Поначалу всё было привычно — разминка, фигуры, ошибки, смех и неловкость. Он злился, когда не получалось, она — когда он пытался "вести", не чувствуя. Они учились терпению, каждый по-своему.
Потом он заметил, что перед выступлением у неё дрожат пальцы. Раньше бы отшутился, а тут просто взял её ладонь и сжал без слов. Она не пыталась быть идеальной, а просто доверилась. И в этом было освобождение.

Он начал слышать не только музыку, но и паузы, понял, что не всегда нужно делать шаг, иногда достаточно просто быть рядом и перестал бояться проявлений нежности. И в этом открыл свою силу.
А она, будто вспоминая себя, перестала прятаться за маской "разумной" и "надёжной". В танце она стала живой, естественной и настоящей.

Их танец состоялся не как выступление, а как исповедь. Он говорил: "Я с тобой, даже если не знаю, как правильно". Она отвечала: "Я рядом, даже если всё идёт не по плану".
Нельзя сказать, что они любой ценой стремились к победе. Они просто шли навстречу себе, раскрепощённым и истинным.

На одном из конкурсов, уже в финале, она вдруг сбилась. Секунда тишины... Он мог бы спасти связку, увести в нужный шаг, но он просто остановился, взглянул на неё и улыбнулся.
И в этот момент раздались дружные апплодисменты, которые отдельные члены жюри тоже, казалось, готовы были поддержать. Искренность затмила технику.
После выступления они долго молчали за сценой, слова были не нужны. Случилось главное — появилась способность слышать друг друга и самих себя без слов. Их преображение было важнее любой медали.

Этот рассказ они доверили мне, и я рад, что мог быть для них проводником.

Возможно, именно благодаря им, я однажды согласился сыграть в самодеятельном театре. Увы, не главную роль, но и не "звук падающего тела за сценой". Трасформация из обычного человека в актёра — это серьёзная эмоциональная революция, умственная неразбериха и "гражданская" война всех против всех: здравых привычек, истинного Я, "представленных" чувств и буйного воображения, смешанного с амбициозными ожиданиями режиссёра!

Мне неожиданно открылось то, что должен чувствовать "труженник сценического искусства", который просто молча стоит на сцене, глядя в зал, будто в вечность. Он ничего не говорит, только дышит, глубоко и медленно, как человек, оставшийся наедине с потерей. В его осанке видна тоска, в морщинке у рта — невысказанная грусть. Зритель затаил дыхание, как в присутствии чуда, зал тоже чувствовал это! Значит, есть сопереживание, достоверность и единение с публикой.
Так уж иногда проявляется наша повседневная реальность, в которой мы всего лишь хотим быть понятыми без объяснений, услышанными без рассказа.

Есть просто внимательные, цельные и земные люди, не обязательно из среды актёров, танцоров или спортсменов. С ними не надо переводить свою речь на язык логики. Достаточно взять и шагнуть в общий ритм, чтобы познать, вкусить, проявиться и откликнуться.

И кто знает во что это выльется — в дружбу, в любовь, в понимание, или в добрый след внутри другого?
Возможно, именно тогда начнётся самый искренний роман — не книжный, а живой, без сюжета, без жанра и без финала... только движения, дыхание, только близость в теле, в молчании и в интриге.

И пусть у такого романа не будет обложки, заголовков, прологов и эпилогов, он навсегда остаётся внутри нас: в памяти кожи, в позвоночнике, в мышцах, в дрожи перед встречей и в неожиданном затишье, где всё ясно без слов.

Ценный жизненный опыт однозначно указывает — даже если нет слов, всё, что важно, непременно найдёт путь к тебе. Потому что у природы, эмоций, света, вселенной, душевных поисков есть свой, невидимый, но уникальный язык. Каждый из нас способен понять его, но не каждый хочет.
Кого-то может устроить и перевод...


Рецензии
Сильнейший опус, Ким - давно не получал такого удовольствия от чтения про то, что меня волнует, и чем точно буду заниматься в следующей жизни помимо лётной работы, которая для меня является лучшей и не сравнимой ни с какой другой! Там единственный минус - при периодически возникающих сильнейших психологических нагрузках - перегрузках практически полное отсутствие физической активности - сидячая работа... Но есть и второй минус, но значительно меньше первого.

Это на работе в Морской военной авиации практически полное отсутствие женщин, в экипаже даже стюардесса штатом не предусмотрена. А вот что меня ещё волнует - это бальные, спортивные, народные танцы, но бальные на первом месте. Дважды я начинал ими заниматься, но через полгода оба раза бросал. Не пошли они у меня, впрочем, как йога. Но йогой я стал с третьего раза заниматься, благодаря двум женщинам, которых встретил на пляже: одну в Одессе в 1991 году, (звали Луиза (Елизавета Т.) http://proza.ru/2024/08/08/1296, вторую в 1998 году в Крыму, (Ирина Николаевна С. (в рассказе - Нина)) - http://proza.ru/2013/04/21/662

http://proza.ru/2017/02/11/123 Повесть "Испытатель жизни", в которой я попытался рассказать о себе в третьем лице, назвав женщину "Санорой", себя "Стариком, по имени "Егор"....

Ночь прошла без сна. В перерывах между ласками
они немного рассказывали о своей жизни, или читали вслух отрывки из любимой ими обоими книги Российского путешественника Виталия Сундакова, друга Егора - «Инструкция по эксплуатации судьбы БУМАЖНЫЙ ПОСОХ», которую старик когда-то давно подарил Саноре, а она захватила её с собой:

«Жрица отодвинула за спину тяжесть смоляных волос и, грациозно наклонившись, подтолкнула полено в костёр. Багровый язык пламени жадно лизнул её тело. Перехватив взгляд война жрица резко пропела:

- Скажи, Варвар, чем тебе никогда не наскучит любоваться?

- Пламя костра, звёздное небо,бегущая вода… Наверное, всё то, вечное, что человек видит с рождения, и чем бесконечно и восторженно любуется всю жизнь…

- Это понятно, Варвар, и не требует пояснений. Лучше скажи мне, о чём ты так старательно пытаешься сейчас не думать?

Взгляд воина, оторвавшись от её зрачков, вновь нырнул за широкий вырез её туники.

- Ну вот, теперь, когда ты мудро добавил к перечисленному женскую грудь, я готова подписаться под твоим списком вечных объектов прекрасного. А теперь ты мне сам объясни, почему грудь?

- Женская грудь, это то, первое в своей жизни, к чему прикасается ртом и руками новорожденный. Женская грудь — это то, что источает грудному человеку истоки жизни, вне зависимости от его пола. Женская грудь — это то, что напоминает девочке о её великом предназначении. Женская грудь — это то, что торопит мальчика стать мужчиной, чтобы…

- Чтобы вновь обладать ею? Не смущайся, Варвар. Даже размышляя о самом сложном, ты должен говорить просто. Почему, когда вы видите обладательницу красивых ног, - вы говорите о красоте её глаз?

- Может сила греха…

- Грех — это не сила, а слабость, надевшая маску силы. И потом, ты давно и неплохо отличаешь пустоту от запустения, костыли от посоха, дружбу от выгоды, тоску от скуки, бой от драки, жизнь от проживания, ну а любовь от похоти…

- Да, но мои душа и тело сейчас…

- Зачем же ты при жизни разнимаешь себя на две части — душу и тело?! Скажи мне, Варвар, с какой из этих половинок живёт твой разум? Какую из этих половинок вы обвиняете в пороке прелюбодеяния, - грешную душу безгрешного тела или грешное тело безгрешной души?

- Молчишь? Тогда подумай, Варвар, вот о чём, - может в этом земном мире вовсе и нет любви? А то, что вы называете любовью, является лишь похотью, вожделением и желанием обладать? В моём языке нет слова для обозначения этой вашей «любви». Для
обозначения истинной любви, мы используем слово «према», означающая любовь к Богу. Под тем же, что вы называете любовью, я слышу лишь условия пошлого договора: «Ты удовлетворяешь мои потребности и чувства, а я буду удовлетворять твои». Как только этому обоюдному удовлетворению приходит конец, люди тот час ссорятся, расстаются, и даже начинают ненавидеть друг друга.

- Нет. Настоящая вечная любовь — это любовь вечных душ, а не бренных тел. И от любви не заслониться щитом. Поэтому, если ты действительно любишь, не говори любимой: «Ты живёшь в моём сердце», - скажи ей лучше: «Я стремлюсь в твоё сердце».

ЛЮБОВЬ НЕУКЛОННО ВОЗВЫШАЕТ ИЛИ НИЗВОДИТ ТОГО, КТО ЛЮБИТ, ДО УРОВНЯ ОБЪЕКТА ЕГО ЛЮБВИ. Поэтому совершенная любящая душа и нарекается невестой Бога, что равносильно равенству с Ним. Приметы истинной любви легко обнаружить между двумя любящими сердцами. ЛЮБОВЬ — ЭТО ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, КОГДА СЧАСТЬЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ВАШЕГО СОБСТВЕННОГО.

Жрица пробежала трепещущими пальцами по губам, бороде, шее Варвара и остановила споткнувшуюся ладонь на его груди…

- «СОПРИКОСНОВЕНИЕ ТЕЛ, Варвар — ГЛАВНОЕ ТАИНСТВО, ПРОИСХОДЯЩЕЕ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ...» Ну, а если ты его действительно понял, то перенеси наконец свою ладонь с моего бедра куда-нибудь ещё. А то у меня будет ожог»....

Жму кисть, с уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   14.07.2025 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий, за красочный отклик на мой "Роман..." Этот отрывок из повести «Испытатель жизни» перекликается с рассказом «Роман на языке тела» глубиной чувственного опыта и стремлением героев выйти за пределы привычных форм выражения любви.

И там, и здесь тело становится не просто оболочкой, а инструментом откровения, искренности, истины, преодоления разделённости между душой и плотью.
Диалог жрицы и Варвара, насыщенный символами, напоминаниями о первозданности и вечности, глубоко резонирует с жизненными мотивами — там, где слова бессильны, начинают говорить прикосновения, жесты, движения. И там, и здесь соприкосновение тел — это не просто страсть, а священнодействие, в котором сливаются внутренний и внешний миры.

У нас с вами, Василий, много общего. И не случайно, оба наших текста отвергают упрощённое понимание любви как сделки, противопоставляя ей состояние према (очень точно и к месту сказанное слово) — подлинного единства, в котором счастье другого становится частью твоего собственного.
Очень рад, что вы находите время зайти на мою страницу. Дорожу общением!!!

Ким Федоров   15.07.2025 00:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.