Кое-кто бродит по Европе. Часть первая
Сделал щело - гуляй смело!
После победного окончания банковской эпопеи мы на спасённые деньги купили новые «Жигули» седьмой модели, что несколько подогрело наш интерес к даче. Приятнее ездить за сотню километров в новой машине и не трястись каждую минуту от страха, что у неё что-нибудь отвалится. Сделали кое-какой ремонт в домике, мы с дочкой устроили уличный душ, заменили на водогрей древний рукомойник с соском. Для подачи воды в него и в душ зять, балансируя на стремянке, подвесил на стене, под самой крышей два бака из нержавейки. Правда, воду для них приходилось возить на тачке или в багажнике из общественной колонки.
Энтузиазм дочки и зятя был понятен: они трудились ради маленького Пети, который вместе с няней Инной на всё лето поселился на даче. Чтобы ему было где бегать, я ликвидировала все оставшиеся грядки и засеяла бо;;льшую часть земли травой. Получился очень даже неплохой газон, который, как оказалось, надо было всё время косить. Стоило пропустить одну косьбу, и маломощная косилка «Викинг» с леской в качестве ножа, уже не могла управиться с буйной травой, тогда я косила её серпом, ползая на коленках.
Одно лето у меня было посвящено строительству дощатого забора высотой в два метра со стороны улиц. Три недели мы с Лерой готовили пиломатериалы, железные столбы, всякую скобянку, минеральную краску и металл для ворот. Два местных армянина, Гриша и Миша, взялись за это дело, но так как они были любителями, стройка затянулась на три недели, и всё это время я обеспечивала хитрецам горячие обеды с пивом и чай в полдник. Попутно надо было запастись дровами, зарядить газовый баллон для плиты, собрать и переработать ягоды – словом, дачные заботы неисчерпаемы. Но вот, наконец, на газоне появился большой синий тент, под которым можно было спокойно сидеть в креслах даже в дождь, это уж комфорт – дальше некуда! В этих хлопотах прошли два мало интересных года, прошло бы и больше, если бы случай не поманил меня в путешествие.
Предложение, от которого нельзя отказаться
Дело было так. Неутомимая Евгения Михайловна Волкова, о которой я уже рассказывала и с которой мы ездили в Бетту и Коктебель, когда были моложе, задумала весной 2002-го года, до начала дачной горячки съездить, наконец, в Европу. Смолоду Волковы крепко дружили с четой Яковлевых, весёлых и общительных людей, которые легко поднимались в любую поездку. У них было много общих хороших воспоминаний. Женя и теперь сразу позвала овдовевшую Люсю Яковлеву в приглянувшийся ей двухнедельный автобусный тур «Зимняя Франция». Будучи женщинами практичными, они решили взять с собой третьего человека и пригласили меня: во-первых, получается дешевле, во-вторых, я имела уже репутацию надёжной спутницы в трудных автопробегах, и в-третьих, они надеялись на мой английский. Предлагаю читателям то, что я написала, следуя кратким записям из моей записной книжки. Сожалею, что нет возможности сопровождать записки фотографиями.
Путевые заметки
(с записной книжкой и фотоаппаратом галопом по Европе)
В феврале 2002 года моя старинная приятельница Евгения Михайловна Волкова или просто Женя предложила мне составить компанию ей и ещё одной нашей общей знакомой, Люсе Яковлевой, для автобусной поездки по Европе, которая называется «Зимняя Франция». Планируется выехать 29 апреля, а вернуться 11 мая. Стоит это удовольствие 430 долларов. Я раздумывала недолго, Володя поддержал, решено – я еду! Это раньше по Европе бродил призрак коммунизма (см. "Манифест" К.Маркса и Ф.Энгельса), а теперь бродим мы, дети обанкротившегося коммунизма. Ну, не бродим, а скачем галопом!
\
Выехали мы из Москвы поездом, в Бресте пересели в длинный автобус «Неоплан» с большим панорамным стеклом впереди (водители сидят совсем внизу). Женя и Люся сидели в шестом ряду перед проходом, а я – в седьмом, после прохода. Под моими ногами помещался кипятильник, а под Женей с Люсей – туалет. Состав группы очень неоднородный, от 12 до 75 лет, но большинство – молодёжь. Руководитель группы – Татьяна, невысокая полная дама лет 38 с располагающей улыбкой.
После трёхчасового ожидания мы пересекли белорусско-польскую границу и за день проехали Польшу. Остановки в Польше были только санитарные, но из окна было видно, что вся земля поделена на участки в несколько гектаров и вся обработана: либо поля, либо сады с невысокими деревьями, удобными для обработки. Домики небогатые, но каменные и с красивыми двориками. Вдоль дороги много рекламы, хорошие автозаправки, словом, уже похоже на Европу. Проехали через центр Варшавы (ещё очень похожим на наши города), полюбовались Старым Мястом и потолкались в первом настоящем придорожном супермаркете у автозаправки. Вот и пограничный городок Гуржов-Великопольский, который когда-то был немецким, ведь едем по Силезии. Переночевали в очень приличном отеле «Мешко» (имя первого польского короля), от души позавтракали за шведским столом и, получив шенгенские визы, пересекли польско-германскую границу. К обеду были уже в Берлине.
Берлин праздновал 1 Мая. Мы побывали на главной площади Александерплац, посмотрели, как веселятся немцы, выпили по стаканчику пива (цена ошарашила: три евро за стаканчик!), погуляли по историческим местам, осмотрели (увы, только снаружи!) знаменитый Берлинский музей. Неподалёку стоят, глядя друг на друга и насупившись, два собора-близнеца: католический и протестантский. Одно из самых помпезных зданий занимает посольство Российской Федерации, бывшее посольство СССР. Полюбовались, погордились и направились к Рейхстагу. Он уже полностью восстановлен, надписи победителей исчезли, а вместо старого купола сделан новый, стеклянный, под которым все туристы могут погулять по пандусу под самую макушку, откуда виден весь Берлин, перепоясанный серо-зелёной Шпрее: вся историческая застройка в восточной части, а современная, шикарная – в западной. Сверху увидели нашего бронзового солдата рядом в парке Тиргартен и пошли поклониться ему. Что здесь творилось 57 лет назад! При штурме Берлина полегло 20 000 наших ребят. Сфотографировались у памятника и на двухэтажном автобусе №100 мимо толстой «Золотой Эльзы» (символа германской женщины) доехали до торговой части города в районе Zoo и там попробовали знаменитых рёбрышек с жареной картошкой и берлинских пирожных. Витрины нас разочаровали: цены пугающие, а посмотреть не на что, тряпки какие-то. Вечерние улицы заполнены чернокожими парнями с подругами. Вечером выехали во Францию.
Ехали всю ночь. Мне не спалось, пугали огромные фуры, мчащиеся на расстоянии руки от меня по первоклассному автобану; ещё хотелось посмотреть, как выглядят западногерманские усадьбы, но в темноте городки угадывались только по ярким огням фонарей. Утром уже ехали по Бельгии с зелёными лугами, белыми коровками и чистыми речками. Дома все из тёмного кирпича под черепицей, много высоких кирх. Потом без виз пересекли границу и оказались во Франции.
Сельская местность была прекрасна, но пригороды и окраины Парижа поразили горами мусора. На улицах слонялись толпы выходцев из Африки и Азии. Ближе к центру стало почище, и вскоре мы уже расселялись в отеле «Бельфорт» на улице Серван, рядом с кладбищем Пер-Лашез. Наше окно и вправду упиралось в какую-то крепостную стену. Появились проблемы: в кране не было горячей воды, а в унитазе вода долго не хотела уходить... Так как я на четверть француженка, меня мои приятельницы назначили переводчицей, я лихо ответила на стук сантехника «Антре!» и руками изобразила, как «кака» плавает в унитазе, а «хот вотер» - йок. С горячей водой кое-как уладили, а про унитаз портье сказал, что это «нормал».
Устроились и тут же поехали на экскурсию по старому городу Сите. Перед нами замелькали Дворец правосудия, Гревская площадь, где рубили головы, тюрьма Консьержери, бывшее «чрево Парижа», а ныне парк развлечений, центр Помпиду и, конечно, собор Нотр-Дам. Собор высокий, мрачный изнутри, а снаружи цветут розы. Мы сфотографировались перед фасадом, но там мешали толпы туристов, зато сбоку мы нашли уютное местечко.
Хотя время шло к вечеру, мы решили смотреть дальше. Взяли карту города и схему метро и всей группой отправились на Монмартр. Мы с Женей взобрались на холм и полюбовались белокаменной церковью Сакре-Кёр и панорамой великого города, а Люся не смогла одолеть подъёма и осталась внизу. Из-за этого мы не пошли с экскурсией дальше, а вернулись к Люсе и пустились в самостоятельные странствия. Пообедали рисом и жареным мясом на палочках в китайской харчевне, причём риса нам принесли вместо 300 грамм пресного на троих - каждому по 300 грамм страшно острого, затем мы еле отбились от каких-то немыслимых соусов и в целях экономии попросили чай. Потом оказалось, что порция мяса стоила 1.30 евро, а чашка чая – 2.30… В желудке пожар, заплатили втрое больше, чем предполагали, ну их, этих китайцев, больше к ним не пойдём.
Разобравшись по схеме, спустились в метро (оно неглубокое, очень скромное и всё изрисовано подростками) и поехали к Триумфальной арке. Что и говорить, арка хороша и площадь де-Голля подстать ей, но всюду бродили несметные толпы туристов. Я всё думала: вот здесь были мои дяди Женя и Витя, мой брат Витенька, здесь бывают мои племянники и я ступаю по их следам… От арки мы пошли по Елисейским полям, глазея на дворцы и витрины. Мои неугомонные подруги зашли в огромный магазин-пассаж «Зара» и долго не хотели оттуда выходить. Мне там не понравилось: покупательницы, примерив вещь, небрежно бросают ее, поэтому вещи валяются на полу, а усталые продавщицы не спешат их поднимать. Впрочем, вещи очень похожи на те, что наши челноки привозят из Турции, только при переводе на наши деньги втрое дороже. Вообще, наш гид посоветовала нам для душевного спокойствия не переводить цены на русские деньги. Ничего не купили, вернулись в отель без приключений, поужинали домашними припасами, приняли душ и заснули, как убитые. Так прошёл день 2 мая в Париже.
Следующий день был вообще сказочный (французский завтрак не в счёт: булочка, круассан, кусочек масла, ложечка джема и чашка кофе). С утра была пешая прогулка по Латинскому кварталу, где процветали науки, потом поехали к Люксембургскому саду, где дрались на дуэлях мушкетёры. Сад красивый и уютный, и несмотря на холод, сотни парижан бегали по его аллеям. Посмотрели великолепный мост Александра Третьего, Пантеон, Дом Инвалидов с могилой Наполеона в его чудном соборе, дворец Шайо, Луксорский обелиск и снова – Триумфальную арку. Потом двинулись к галерее Лафайета и Гранд-Опера.
Галерея Лафайета – это самый шикарный парижский магазин со стеклянным куполом, с которого как бы водопадом стекает хрустальная люстра. Там мы перемерили все парижские шляпки и перенюхали все духи. Потом пошли к опере и с трудом заняли позицию для фотографирования. Издали весь фасад закрыт большой времянкой перед ним, а вблизи получается только вход, оккупированный туристами.
Были ещё в этот день посещения нового парижского района Дефанс с деловым центром и огромным супермаркетом, где мы вместо вина купили соус к мясу (соблазнились словом «бальзамик») и где я нечаянно разбила бутылку с оливковым маслом, которое омыло мои ноги и туфли, как у Христа. А потом был великолепный Лувр, где мы долго блуждали в поисках Ники Самофракийской, Венеры Милосской и Моны Лизы. Когда нашли двух первых, оказалось, что музей уже закрывается, едва успели сфотографировать Нику и увековечиться рядом с белоснежной Венерой. Взглянув на неё, я поняла, чт; делали её отсутствующие руки (в путеводителе говорится, что археологи так и не решили этот вопрос!). Локтем левой руки Венера облокотилась на высокий жертвенник или светильник, (отсюда свободный изгиб её фигуры), а в правой руке она держит какой-то предмет, который протягивает другому божеству, стоявшему когда-то с другой стороны жертвенника. Ура, я догадалась, кажется! Это же Афродита, она протягивает руку за яблоком, которое присудил ей стоящий справа Парис. Скульптура-то была парной! В этом случае фигура Венеры будет уравновешена, понятен тогда и поворот её головы. Не послать ли свои соображения в Лувр?
Закончили мы этот незабываемый день подъёмом на Эйфелеву башню и уже почти ночной прогулкой по Сене на длинном речном трамвайчике, на котором поместилось несколько сот туристов со всего мира, Ноев ковчег какой-то!
Продрогшие и усталые, с ворохом впечатлений в голове вернулись мы в свой «Бельфорт», согрелись заветной бутылочкой спирта, которую захватила из дому предусмотрительный химик Люся, собрали свои сумки и приготовились рано утром двинуться к замкам Луары.
Отъезд ознаменовался некоторым происшествием. Пожилая дама из нашей группы обнаружила, что её сумки, выставленные в вестибюль, исчезли. Оказалось, что шофёр отъехавших скандинавских туристов унёс их в автобус вместе с багажом своих пассажиров. Законы группы суровы: потеряв на выяснение около часа, Татьяна приняла решение трогаться в путь, а даме предоставить свободу действий. Бледная старушка с хозяином гостиницы отправилась куда-то за сумками, а мы уехали, договорившись встретиться в Туре, куда дама должна приехать скоростным поездом (координация - по сотовой связи, у ветхой старушки оказался сотовый телефон!).
Итак, мы едем в сердце Франции, в долину Луары, где стоят сотни замков французских королей и знати. До свидания, Париж! Здравствуй самая французская река Луара!
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №225070900628