День рождения

На любом (ну, почти) праздновании дня рождения «хорошо поживших» найдётся хотя бы один, кто заикнётся насчёт того, что при Брежневе было лучше. Кто-то подхватит анекдотом, что Леонид Ильич завещал похоронить себя лицом вниз – чтобы жопу ему целовали. А при Сталине мы не жили, поэтому помолчите. Но найдётся и тот, кто, вместо чествования юбиляра, честно, душевно и конкретно предложит: «Выпьем за Родину, выпьем за Сталина, выпьем и снова нальём!»

Никакие документы о зверствах Сталина на огромную часть публики впечатления не производят, говорят – подделка или ударяются в арифметику, утверждая, что по приговорам суда в сталинские годы было расстреляно «всего» 647 тысяч человек. Кто-то подведёт черту: «Мало расстреливали!» А "Николка", при котором по решениям судов и трибуналов было приговорено к казням 14 тысяч человек, реально казнено около половины списка приговорённых, - он, конечно, кровавый.         
               
И никто не поднимет бокал за дыхание Чейн-Стокса со словами: «Да здравствует 5 марта!»

Кто-то из либерально настроенных возразит, что, мол, были же репрессии, но напорется на контрвозражение вроде того, что – а вот в Америке в годы войны с Японией всех японцев посадили в концлагеря. И наплевать, что американские лагеря для интернированных – а это были именно они – были совсем не то, что страшные Карлаг и Колыма, а Рузвельт не подписывал сорокатысячных расстрельных списков.

Но что мы к Сталину привязались? Ветеран, прошедший все мыслимые горячие точки, на голубом глазу уверял меня, что от пули дуэльного пистолета на расстоянии семи метров может защитить  пуговица на панталонах или на мундире (кстати, где именно – это до сих пор остаётся личной тайной Дантеса-Геккерна, как и само местонахождение этой злосчастной пуговицы). Уверял, ставя под сомнение все законы баллистики и самого сэра Исаака Ньютона.

Кто-то из либерально настроенных ввернёт, что вот нехорошо, когда по Питеру разгуливают лица из Центральной Азии в шароварах, которых к тому же не так давно причисляли к террористам, но и ему возразят, что, мол, надо же чем-то пугнуть заокеанских «партнёров».

С другой стороны, эти таджики… Внешнеторговые связи с БРИКСом, однако, надо поддерживать. И «труп нам друг». Или нет?

Конечно, иногда вспомнят и о виновнике (виновнице) торжества, но главным в процессе дискуссии оказывается всё же не означенное лицо, а около- или даже далеколежащие темы.

А в 90-е детских не платили, не то что сейчас… Вот пожили бы вы тогда! 

Нет, поговорят и о культуре и искусстве: грязно ругнут Макаревича и всех, кто «поливает нас» за границей, хотя пошлют в транду и поднадоевшего «ярусского»; такая вот приятная эклектика, «Russian salad», он же винегрет.

А я изо всех сил жалею о подзабытых уже «днярожденных» темах: "плоской земле", выступлении Греты Тумберг, были ли американцы на Луне, был ли ковид, о «кремнаше», о забытой полуодетой встрече друзей, как Алка мужу продалась…

И кувалдой в дыму события повисает вопрос: а зачем собирались? Что за вопрос – чтобы всё это обсудить. А сколько ещё важных и интересных тем в повестке дня, которые не удалось затронуть в ходе праздника! Причём людям, часто едва знакомым!

Ну, выпьем и снова нальём!
(7 июня 2025)


Рецензии