Как жить среди людей

   Еврейство – это не национальность, а религия, которая требует конкретного исполнения заповедей.
   Проблема в том, что, как только ты начнёшь исполнять заповеди, то не сможешь быть тем, кем был раньше – евреем по национальности, которому его национальность ничуть не мешала воровать и грабить.
   Вот так вот: соблюдение заповедей находится в абсолютном противоречии с криминальной деятельностью. 
   В этом-то вся и фишка: был я вор, бандит и развратник – асоциальный тип –  а должен стать обрезанным, женатым, солидным семьянином; честно работать, да  ещё и к тому же умным должен стать, несмотря на врождённую дефективность.
( Дурак не сможет заповеди правильно соблюдать ).
   И вот я женюсь ( ещё в Советском Союзе дело было ) с условием того, чтобы жена соблюдала законы кашрута, законы ритуальной чистоты, законы субботы и праздников, да ещё и рожала столько детей, сколько Б-г даст.
   И вот я иду на нормальную работу, стараюсь честно прокормить семью; стараюсь никого ненароком не убить и не покалечить; стараюсь учить то, как правильно соблюдать заповеди...
   Всё хорошо и приемлемо, но как мне умным стать, если я дефективный от рождения и припадочный?
   И вот я еду из глубокой провинции в Москву, в Синагогу Марьиной рощи, чтобы там мне умные люди объяснили, где же мне ум взять для того, чтобы Тору в полном объёме понимать, потому что я мало что в ней понимаю.
   В Марьиной роще мне объяснили, что понимание Торы, как и Землю Израиля, как и Будущий мир невозможно приобрести, кроме как через трудности и страдания.
   Мне объяснили, что Тора – это не просто текст, Земля Израиля – это не просто земля, Будущий мир – это не просто форма существования – все эти вещи наполнены внутренним духовным смыслом, который приобретается через преодоление физических трудностей и страданий.
   Можно, мол,  всю жизнь читать книгу – и видеть фигу, можно всю жизнь жить в Израиле – и остаться бараном, можно всю жизнь формально ходить в синагогу – а в действительности, заниматься идолопоклонством, которое не даст обрести долю в Будущем мире.
   Если, мол, не преодолевать внешнее, материальное – внутреннее не получишь.
  В Марьиной роще меня проинформировали о том, что скоро, мол, евреям разрешат выезд из Советского Союза и там, в Израиле, гениальные раввины мне всё объяснят, и там я обязательно стану умнее, потому что Талмуд утверждает, что сам воздух Святой Земли делает человека умнее и способствует развитию не только ума, но и пророческого дара.
   И вот: я с беременной женой и с двумя детьми мал мала меньше приезжаю в Израиль и иду днём работать по чёрному (за наличку) в супер на раскладку товаров, а вечером иду учиться в ешиве
( религиозное заведение для взрослых, выплачивающее студентам кое-какую
стипендюху ).
   Работать по чёрному, конечно, тоже воровство – воровство у государства, но в Израиле это общепринятая вещь, которую никто, кроме Налогового управления, за воровство не считает. Жить, ведь, как-то надо.
   Короче говоря, живу и вижу, что никаких-таких гениальных раввинов не видно: всю жизнь живут в Израиле, выучили Письменную Тору и Талмуд наизусть, но бараны – и есть бараны – сплошной формализм, материальность, бизнес – и никакой духовности, как в анекдоте про мальчика Хаима:
   " Сидит мальчик Хаим в американской школе. И вот, учитель у всех в классе спрашивает: " Кто самый главный герой в Библии? Кто правильно ответит – получит доллар! "
   Ну, Хаим изо всех сил тянет руку – и учитель его поднимает для ответа.
   – Езус, – отвечает Хаим.
   Делать нечего – учитель даёт ему доллар и мягко так интересуется: " Хаим, ты же еврей! Почему ты сказал, что главный герой Библии Езус, а не Мозес?
   – Мозес – это Мозес, а бизнес – это бизнес, – отвечает Хаим. "
   Извините за юмор, но почти два месяца я честно  проработал в супере, а зарплату так в глаза и не увидел.
   Государство пособие по прожиточному минимуму каждый месяц тютелька в тютельку  выдаёт, со стипендией в ешиве тоже полный порядок, а вот начальство в супере, похоже, думает, что нашло себе дармового фраера.
   А я уже договорился другую квартиру снимать – переезжать надо – роды у жены скоро – задаток через адвоката передать надо вместе с договорённостью – а адвокат по виду – тоже жулик жуликом – морда кирпича просит.
   Понимаете, я всегда честным вором был – всяких крыс на дух не переношу. А тут все адвокаты такие – сразу же мочкануть их хочется – но нельзя – Б-г не позволяет!
   Ну, и что мне делать по понятиям, если на работе обещали платить, а не платят?
   У раввинов об этом как-то не спросишь... А, может быть, и спросишь, но иврит у меня не на таком уровне...
   Был у меня тогда в ешиве товарищ – вместе учились, но с ним что-то серьёзное обсуждать – себе дороже – он после Афгана совсем не в себе... Недавно в Кирьят-Арба на винзаводе целую бригаду рабочих-арабов под конвейер загнал:  " Давайте, – говорит, – выйдем из цеха и поговорим, чтобы бутылки не разбить. " ...
   А ещё у нас в ешиве мужик работал ответственным за всё про всё – короче говоря, за логистику отвечал...
   Вот он – как-будто, свой – видно, что бывший бандит, но почему-то совсем неправильный: слишком услужливый какой-то: всем угождает, всем напыщенным индюкам-раввинам чай наливает и, гнусно осклабясь, за науку благодарит...
   Нет, я сам такой, наверное: – припадочный вурдалак – я сам как начну истерить, так могу и случайно горло кому-нибудь перегрызть...
   Мне надо со всеми дистанцию держать, приветливо улыбаться, и вежливо так, почтительно – чтобы чего не вышло – раскланиваться.
   У меня не так, как у людей, – у меня тормоза на убийство отсутствуют – включается внезапно в голове белый свет – и всё! Г-споди помилуй!
   Короче говоря, решил я с этим угодливым завхозом  нашей ешивы, с Йоси, о своих делах посоветоваться. Он, ведь, давно в Израиле – и должен быть обо всём в курсе.
   И вот, спрашиваю я у Йоси, что мне с начальством на работе делать, а он мне говорит, что это меня Б-г за грехи наказывает – что мне надо начинать с раскаяния.
   Мол, в том, что происходит, точно моя вина есть. Мол, нет дыма без огня: " И, вообще, мы, –говорит, – евреи – одна душа. Одна на всех, – говорит. – Нет такого, – говорит, –  чтобы еврей был мерзавец и негодяй, а ты тут ни при чём! Одна душа на всех нас, – говорит! – Мы, евреи, должны исправлять мир – и начинать надо прежде всего с себя! Иди, – говорит, – и вежливо так, с уважением к Образу Б-жию, исправляй своё начальство, тем более, что государственный закон всё равно на твоей стороне, несмотря на то, что ты работаешь по чёрному. Начальство твоё всё равно против Налогового управления не попрёт – испугается. Легче, – говорит, – тебе зарплату отдать, чем рисковать конфликтом с Налоговой... "
   Сказал он так и ушёл, а я остался, и потом полночи не спал, всё думал и зубами от злости скрипел из-за того, что у меня одна душа с мерзавцами.
   С таким раскладом и евреем быть не захочется.
   Кто-то ворует, крысятничает, а я с ним – одна душа. Ну, и не бред ли?!!
   Короче говоря, утром на работе, не выдержал, прижал управляющего в углу, когда он из туалета выходил, и говорю: " Если ты, сука, мне до конца смены деньги не заплатишь – кишки из тебя выпущу и на твоих кишках тебя же и повешу! "
   Половину слов на русском сказал, но он понял.
   Короче говоря, вечером все деньги отдал.
   Мне как-то жена говорила, что, когда я не в себе, то у меня глаза белеют и всем вокруг страшно становится...
   И вот – после смены прихожу я в ешиву, а мой друг-афганец, из Кирья Арба который, делится новостью – рассказывает, что адвокат, которому я деньги должен был в залог передать – сдох – его какой-то наш репатриант замочил. Пришёл с пером – и на лоскуты за обман порезал.
   Слушаю я афганца,  слушаю – и, даже, как-будто, не реагирую, но, только, вдруг, одел куртку и пошёл пешком в Старый город к Стене Плача.
   Пришёл, прижался к Стене – и стою...
   А потом, пятясь, домой пошёл... К Стене Плача нельзя спиной поворачиваться...
   Почти до конца площади дошёл – и, вдруг, всю площадь, всех людей на площади Взгляд накрыл – Присутствие!
   Я от ужаса застыл – пробрало всего!..
   А потом, когда отпустило, то, вдруг, сообразил, что на меня, как на человека смотрели...
   Понимаете, Б-г смотрит на людей, прежде всего, как на людей, а не как на воров и убийц...
   Понимаете, когда Б-г смотрит на меня как на человека – я человеком и становлюсь, а не поднадзорным каким-то.
   Понимаете, мы всё время не с того начинаем: – кто виноват, а кто не виноват? Кого наказать, а кого не наказать? Кто у кого что украл?!..
   Страх вины и позора разрушает всё человеческое. Мы за страхом вины Б-га не видим, людей не замечаем.
   Мы не видим саму жизнь, не переживаем восторг существования.
   Я почему решил, что могу пойти убивать начальство в супере, несмотря на то, что Всев-шний убивать запретил?
   А у меня оправдание было. Я бы  Б-гу сказал, что не виноват: – не дали мне заработанных денег – значит, вполне возможно, обрекли на смерть всю семью. Значит – имею право убить первым тех, кто меня хочет убить. Всё по закону!..
   Душа душой – одна на всех, а закон законом.
   Если посадят потом в тюрьму за убийство – я буду перед Б-гом не виноват – пусть Б-г сам мою семью кормит! Пусть сам и отвечает за свои законы! 
   Не сяду – тоже хорошо и отлично!
   Понимаете, я из Б-га подсудимого сделал, сообщника!..
   Прав был Йоси – не с того я начинаю...
   А вот он, брат-бандит, как-то от своей агрессивности избавился.
   Вот откуда у меня агрессивность такая – бесы разрушения?!
   А у меня агрессивность из-за страха вины – я никогда не хочу быть виноватым!
   Инфантилизм!..
   Вместо того, чтобы падать на пол и дрыгать ножкой, закатывая истерики, надо созидать и творить – надо начинать с восторга бытия, а не с разборок: виноват – не виноват – и кто будет виноват?
   Кто не делает – тот не ошибается. Работать на земле – заповедь Всев-шнего.
   Понимаете, Б-г на меня как на душу посмотрел...
   А я, ведь, душа и есть...
   Понимаете – душа!..
   Понимаете, Он всю площадь одним взглядом прочитал... Все души – одним взглядом!.. 
   Все души разные – и все – одним взглядом – евреи и неевреи – в одном взгляде!..
   Понимаете, нет смерти! Смерть – это самая большая иллюзия.
   Понимаете, страх вины, страх осуждения – это начало сатанизма – это то, что сбивает с Пути и не даёт нормально жить и работать.
   Понимаете, надо начинать с любви, с созидания, а не со страха наказания за то, что ещё не сделал!
   Если можно жить у Б-га за пазухой, зачем себя заранее закрывать в тюрьму?!..
   Конечно, надо стараться не грешить и не ошибаться, но, главное – дело делать – жить, а не застраховываться от жизни.
   Всё, что я украл – вернуть, возместить не смогу...
   Всем, кому зубы выбил – обратно не вставлю...
   За всё буду отвечать... За каждое действие... И за начальство, что чуть не прибил – тоже...
   Но, как бы то ни было – Б-г смотрит на меня как на человека!
   И я буду человеком!
   Надо научиться жить человеком среди людей!
 


Рецензии